Мимоходом. Здравствуй дача - трам, пам, пам!

        Заниматься огородом (на местном диалекте - дача) в зоне рискованного земледелия на северной широте в 56 с хвостиком градусов - то ещё удовольствие.  Не всё одинаково для населенных пунктов нашей необъятной страны, подпадающих под эту координату. На одной параллели: и Нижний Новгород, и Тверь...и Красноярск. Ощущаете разницу в климате? А чтобы ощущать, надо прочувствовать те полтора месяца, что длится в центральной Сибири лето, вступающего в свои права лишь после двадцатого июня и длящегося до второго августа, аккурат до Ильина дня.
       
        С наступлением приснопамятного ночи становятся темнее сочинских и такими же зябкими, как в Норильске. И если для «позагорать» ещё можно урвать пару-тройку дней, то покупаться без риска утратить часть здоровья — не получится (если вы не морж).

        Народные приметы во всём винят Илью пророка, якобы в неё пописавшего. Не берусь рассуждать, правы ли они в своих претензиях, но то, что лето в этот день кончается, - к бабке не ходи!
       
        А дальше что?..да: предзимье и зима, которую в этих краях можно назвать белой смертью, потому как температура в минус сорок пять не предел. Редко, но порой случается - падает до минус пятидесяти с гаком.
       
        Вот в такую пору вся поросль с любовью и трепетом надежды высаженная на дачных огородах, вымерзает начисто. И надо слышать те стоны, обильно сдобренные матами по весне, что раздаются на шести сотках, обильно политых потом дачников, поверивших однажды пропаганде: про край обетованный в этой вечной мерзлоте.
       
        Люд разный, но единый в заботе: хоть что-то вырастить на таёжном суглинке. Не лишь брюхо набить, но и подсмотреть втихую, как зелен росток из-под земли на свет божий пробивается, да ползёт к солнцу с превеликой настырностью и ненасытной жаждой жизни, без сомнения призывая собратьев последовать его примеру.
       
        И тогда у здешних Каев теплеет на сердце, и сами они доходят до кондиции дорожного асфальта в сорока-градусную жару и уже дозволяют своим Гердам вить из них верёвки разной длины.
Хотя, сколь верёвочке не виться…
       
        Есть ещё одно немаловажное условие для удачного произрастания флоры в этих спартанских широтах - вода. Её подают по трубам из ближайшего пруда. Но, как известно: времена года наступают всегда неожиданно. Посему, с подачей оной бывают проблемы...и почему-то каждое лето: трубы полопались, баки прохудились, моторист пьян, с похмела, загулял на стороне , искра в землю ушла — ищем покуда…
Конечно, запас есть, но и он не бесконечен. Жара - в аду прохладней. Два - три раза окропил растительность и пусто, а дальше...в очередь к шаману.
       
        Илюха, «в свободное от работы время», пахал в огороде «как президент на галерах»: копал, садил, растил, поливал, бывало и пчёлкой подрабатывал, ну там: огурчики, помидорчики опылить…
        В общем, без восторгов, но, работы не чурался, в девяностые двух детей попробуй, выкорми. Да, мало ли охотников до халявных витаминов с грядки, если те ещё и ароматом с ног сбивают напрочь…
        Обременённый высшим образованием и должностью инженера он считал сквернословие делом обычным, но грешным, особенно при женщинах и детях. Поэтому, каждый новый сезон по приезду, отворяя калитку грустно восклицал:
        — Здравствуй дача!—  с яростью добавляя, —  трам, пам, пам!
      
        Вот и лето наступило, и с порога: хрясь!- жара несусветная с июля месяца (и такое бывает), и дождя ни капли (святой Илия, где ты?). Движок в насосной сгорел: старый не ремонтопригоден, новый — денег нет, ждут - когда взносы понесут. Уже и август в окно гроздью калины постучал, подмигивает: первое число. Завтра лето кончится, а урожай-то на ветках висит обезвоженный. Да и урожаем назвать это недоразумение язык «не поворачивается». Ехали утром с надеждой: «Эх, воды накачали, ка-а-а-к польём и «заколосятся» нивы изумрудные плодо-овощами наливными». Хрен там...в смысле, один хрен и торчит по огороду, остальная культурная растительность увядает на грядках.
       
        Тёща по заборному периметру припустила: прояснить ситуацию.
        Как-то само собой закрепилась за ней добровольно взятая на себя обязанность контроля за уровнем воды в баке. Службу свою она исполняла можно сказать: с чрезмерным усердием и любое нарушение графика подачи тут же приводило её к почти предынфарктному состоянию, передававшемуся по эстафете остальным домочадцам. И наоборот, пребывала в отличном настроении, услыхав журчание воды при подаче в ёмкость.
      
        Соседей по шестисоточному участку невыносимо много, что не удивительно, так как его длина преобладает над шириной аккурат в десять раз. Утро субботнее и все пять семей уже пребывали в наличии, со злым интересом и плохо скрываемой ненавистью разглядывая вновь прибывших. Скоро и родственники Илюхины с детьми, напросившиеся в гости, с электрички подошли.
       
        Жара, без пива - никак. Жена лениво ворчит:
        — Куда столь набрал, лучше бы воды, полили хоть что-нибудь.
        Тут и тёщенька, с сияющими глазками вечной весны: голубыми как прекрасное далёко, подоспела:
        — Соседи говорят: с завтра качать начнут! Слава те Господи!

        Опа! Праздник в дачу! С шашлыком, салатом из магазинных овощей, - ух дрянь-то!.. И пива разливанного - море. И разговоры полночи, в том числе и про завтра ожидаемое счастье.
       
        Проснулся Илюха к завтраку. Не от голода. Вчерашнее пиво настойчиво долбилось наружу, затекало в различные полости, пазухи тела - искало выход. Прям, резьбу с крана срывало. Поздоровался, поспешая  рысцой до сортира, с щурящимися на солнце родственниками, дружно оседлавшими скамью у летней кухни, уже видимо позавтракавшими и теперь с любопытством взирающими на окружающий мир, покоящийся в неге и тишине.
        Тёщенька, в позе «здравствуй соседка Марья Ивановна!», сосредоточенно боролась с зарослями пырея и сныти на дальнем конце деляны.

        Сортир зелёной избушкой, чуть ли не на курьих ножках, скособочившись, возвышался в центре участка, мда-а...метрах в десяти-двенадцати от домиков соседей.
Как и предусмотрели устроители: дабы  удовольствие  наслаждающимся природными флюидами: субстанциями жизни духовной, не портили жизнеутверждающие организмов звуки.
        — Не занято, — вздохнул с облегчением Илюха. «Дело за малым...ну, или как у кого...» — подумал он отворяя шлюзы.
        Рокот низвергающегося в тёмные пучины вчерашнего пива вспугнул стаю ворон с соседских берёз.
       
        Тут же, через щели в досках проник заполошный вскрик тёщеньки, полный радости и неувядающего задора:
        — Илюшенька-а-а! Воду да-а-али!

        Такого гомерического хохота окрестного люда Илюха не слыхал отродясь и долго стоял в нужнике, пытаясь сообразить: чего это они все?

        — Я те говорил: второе сёдня, вода остыла! Слышь, Илья-пророк дудонит?! А ты: первое...первое...пойдём искупнёмся...— съехидничал кто-то из соседей.

        А воду и правда, качнули вечером. И была она ледяная.


апрель 2025 г.


Рецензии
Апрель... о чем же, как не о сельхозработах? А в наших почти южных широтах своя напасть последние годы - весна начинается в феврале, в начале апреля июньская жара практически,все зацветает и колосится, а в конце апреля - заморозки и снег. Прощайте, черешни, абрикосы, шелковица ................ : (

Александр Скрыпник   28.04.2025 13:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.