Псалом 73. Ты сокрушил головы змиев на водах
Псалом Асафа. Псалом относится к вавилонскому пленению и к разрушению Первого храма. Пророк предвозвещает конечную гибель Иерусалима спустя 40 лет от Вознесения Господня и разрушение Второго храма. По этой печальной причине псалом не надписан.
«Разум Асафа». Слово «разум» предвосхищает повествование о богообщении.
«Для чего, Боже, отринул навсегда? Дымится гнев Твой на овец пастбища Твоего». Пастбище – это земля Израиля, а овцы даны в значении Церкви и членов Церкви. Гнев Божий при разрушении храма и на людей Израиля как пожарище дымится и чадит. Всё страшное уже произошло, и всё это уже можно осмотреть, осмыслить и попытаться понять почему и для чего всё это произошло?
«Вспомни собрание Твоё, которое Ты стяжал издревле, искупил жезл наследия Твоего, вспомни гору Сион на которой Ты обитаешь». «Собрание Твое» это именование Израиля при Исходе. Вспомним, что имя первого человека рождённого Евой было – Каин, происходящее от глагола «кана» - приобретать, стяжать. То, кем является сын для матери, тем является и всё творение для Бога Отца. Это творение Бог стяжал, родительски приобрёл и призывает к Себе. Бог также стяжал Своё собрание, когда Он усыновил народ Израиля. Выйти из Египта и стать народом Израиль он смог только с помощью Божьей, когда в своём исходе из Египта он постепенно стал Церковью. Поэтому Израиль как народ может существовать только в Церкви так, как он и родился, в отличие от иных народов, которые сначала возникли, а затем вошли в Церковь. Далее «жезл наследия Твоего» говорит о первенце, который должен усыновиться Богу и войти в наследие Отца. В это наследие уготовано войти всем народам, а Израилю в этом наследии должно принадлежать почётное первое место – жезл наследия, как первенцу. Искупителем же для народа Бог явился опять же в исходе из Египта: «Я Яхвэ, изведу вас из под тягот египтян и искуплю вас» (Исх.6:6). А как искуплю, объясняется в книге «Левит». Было такое постановление, когда близкий родственник должен выразить своё участие в избавлении из беды сродника. Это наиболее ярко выразилось на Иисусе Христе, когда своим рождением и смертью Бог показал, что Он до конца сроднился с человечеством, что Он ближайший родственник каждому человеку. Тогда по Закону, который Он пришёл исполнить, Он и искупил каждого человека в его беде духовно-нравственного толка. А в Ветхом Завете Господь искупил таким же образом Израиль как первенца из всех народов, призванного к усыновлению и наследию. «Вспомни гору Сион» - это о храме. После исхода из Египта второй величайшей милостью Божьей было устройство царства и храма. Надо помнить, что когда говорится – «Вспомнил Бог», то это отношение к будущему народа. Асаф просит Бога – вспомни исход и Сион, эти великие к нам милости Твои и окажи нам сейчас такую же милость в наших горестях.
«Подними стопы Твои из-за обольщений, что от века; всё оскорбил враг в святилище Твоём». Слово «обольщение» имеет два значения: или обольщение, что было в раю или иначе – развалины чего-либо. Тогда смысл стиха – раздави стопою Твоей тех, кто развалил, разрушил храм. «Всё оскорбил враг», т.е. озлобил, причинил зло или вред.
«Рыкают враги Твои посреди собрания Твоего: поставили знамения свои вместо знамений Твоих». Кто рыкает ясно – это лев-дьявол. «Собрание» - это то, что происходит к сроку в определённом месте. Это могут быть собрания людей, могут быть соборы как божественное присутствие, как и в этом стихе – храм Иерусалимский. Афанасий Великий: «Поскольку в день празднования Пасхи иудеи пригвоздили ко кресту Спасителя, то в этот же день были преданы врагам за своё нечестие». Речь идёт о разрушении Второго храма, в том смысле, что его участь была решена в день распятия Христа. Далее о знамениях. Речь идёт о духовной подмене религиозной символики и сути богопочитания. Исторически это может относиться к Первому храму, который был разрушен Навуходоносором. Может относиться ко Второму храму, который разрушили римляне за богоотступничество, ибо сказал Христос: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Но это может относиться и к синагоге иудейской. И тогда дополнительный смысл приобретают слова: «Рыкают враги Твои посреди собрания Твоего», ибо посреди собрания христиан подают свой голос иудеи, ибо попытки привить иудейство в христианстве не прекращаются никогда. Этот процесс надо видеть, понимать, и остерегаться. Их цель именно в том, чтобы ставить знамения свои, вместо христианских. А как сделать такую подмену? Очень просто, ибо иудаизм и христианство есть две религиозные системы верований, где большинство базовых элементов веры называются одинаково, а понимаются по-разному. Чем выше религиозные понятия по духовной значимости, например: милость, Миссия, Бог, тем больше различий в их понимании и ярче подмена в их сущностном понимании. Поэтому диалог между христианами и иудеями в по сути невозможен.
«Показал себя враг как поднимающий вверх на чащу дерева секиры». Секиры и топоры это символ завоевателей. Здесь построен некий образ в том смысле, что народ похож на сросшиеся ветви большого дерева. А враги приходят для того, чтобы разрубить это народное единство и между собой, и с храмом.
«И ныне все резьбы в нём враз они топором и бердышами они порубили».
«Предали огню святилище Твоё, до земли осквернили обитель имени Твоего». Было место на земле, где земля соединялась с Небом – райский сад. Теперь уже рая на земле нет, но было место присутствия Божьего – храм, который ныне осквернили по-бесовски, «до земли осквернили».
«Сказали в сердце своём: разорим их совсем, сожжём все собрания Божьи на земле». Если знать, что Израиль это имя Церкви Христовой, то можно понять ту специфическую бесовскую ярость против церкви, которая была проявлена в России в начале 20-го века.
«Знамений наших мы не видим: нет с нами пророка, и нет того, кто знал бы доколе». Когда в народе долго нет пророка, то это величайшее бедствие. Поэтому драгоценно было явление пророка Иезекииля, который родился в плену и был величайшим обличителем иудейства как духовной системы.
«Доколе, Боже, будет поносить враг, отвергать будет имя Твоё до конца?» Важно заметить, что отвергать до конца имя Божье может лишь тот, кто Его знает, кто стал сознательным богоборцем. Люди же хотят понять смысл того, что с ними происходит, а пророка нет, который бы разъяснил происходящее. Тогда остаётся взывать к Господу, чтобы Он ответил:
«Зачем Ты возвращаешь к Себе руку Свою и десницу Свою, из недр устава Твоего покончи». Получается, что руку и левую, и правую, обе руки. Это библейский взгляд и уверенность, что живое живо, пока Господь к нему, живому обращён. Книга Иова: «Если Господь уставит на Себя сердце Своё, дух Своё и дыхание Своё Он на Себя соберёт, то умрёт вкупе всякая плоть, и человек в прах возвратится» (Иов 34). Это точно – смерть. Далее, «из недр устава». Устав здесь – это Тора. Смысл стиха – мы не поняли главного в Торе – её духа, пока изучали, запоминали, цитировали, передавали ученикам. Тогда какой же он, этот дух Торы? Господь сказал Давиду: «Изъясню устав Господень, Он сказал мне: Сын Мой Ты, Я днесь родил Тебя» (Пс.2) Это и есть недра Торы. «Из недр устава Твоего покончи», т.е. заверши, разберись с врагами и рассуди нас в том смысле, что – да будет воля Твоя, к которой взывают в молитве «Отче наш». А воля Божья, что содержится в Торе – это боговоплощение, это Христос Миссия. Когда же свершится приход Мессии, то это и будет свершением и завершением устава как – «покончи». И это будет одновременно и суд, и милость Божья, ибо у Бога это едино. В этом проявлении воли Божьей станет абсолютно ясно - кто есть кто, и что есть что. Вся предыдущая тема псалма относилась к контексту плена. Следующая тема относится к прославлению Бога не в общем плане, а в историческом моменте Его победы над дьяволом.
«Бог мой, Царь мой от века соделал спасение в недрах земли». Что такое недра земли, из которых произойдёт спасение? Это ад, Шеол. Т.е. если явится то, что содержится в недрах Торы, тогда произойдёт спасение в недрах земли и душа выйдет из ада. Отсюда следует логичный переход к победе над слугами дьявола, которой стала земная жизнь Спасителя, и к победе над самим дьяволом, которой стало Воскресение Спасителя.
«Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев на водах». Укрощение моря это символическое укрощение дьявольских сил. О бесах в Писании обычно говорится иносказательно, поэтому ряд современных авторов отрицают, что Ветхий Завет содержит учение о сатане, как о враге Божьем. Что такие авторы могли понять, если не осознали в процессе перевода строгой системы символического языка Библии? В результате такого непонимания, они не смогли понять контекста и смысла библейского повествования. Итак, о падении ангелов говорится иносказательно, через глубину моря. Дьявол-левиафан в псалмах тоже житель моря (Пс.103). В книге пророка Ионы он называется большой рыбой. В книге Иова он – чудовище Рахав. Иное имя сатаны, как технический термин – Танин. Когда еврейский народ переходил через Чермное море, то Господь разделил воды моря, тем самым Он сокрушил эту дьявольскую силу, образом которой это море является. Он проложил народу тропу, что стало символом пути народа Божьего к спасению, о чём конец стиха – «Ты сокрушил головы змиев на водах». Головы, потому, что как выслеживается голова дьявола (его замыслы), так и поражается тоже в голову. Змей морской, он же – Левиафан. Пророк Исайя о двух зверях Апокалипсиса: «Левиафан - змей бегущий (антихрист) и Левиафан - змей извивающийся (его господин). Ты поразил голову Левиафана» (в смысле – надломил, но не до конца). Дело в том, что зверь Левиафан, как говорится в Откровении, смог быть поражён только Христом через Воскресение. Это было не силовое действие, а сакральное, ибо Христос его заклал в смерть. А поражён был дьявол только в одну из голов. Апокалипсис: "«И стал я на песке морском (границе демонического обитания) и увидел зверя, исходящего из моря, имеющего семь голов и десять рогов. И увидел я одну из голов его как закланную в смерть. И язва смерти его было уврачёвана» (Откр.13:1-2). Т.е. прошло какое-то время от Воскресения Христа до выхода зверя из моря, когда его споспешники уврачевали эту его рану. Это были терапевты дьявола как практики от его деятельности. А когда голова зверя уврачёвана, то зверь-дьявол уже не прячется, а открыто вступает в брань и получает власть. Зверя, который вышел из бездны моря, уже встречают на земле, ибо это его союзник и слуга – иной зверь. Итак, победа Христа над дьяволом была достаточной, чтобы каждый человек мог противостоять зверю и спасаться, но она не была окончательной, чтобы не избавлять человека от усилий на пути духовной брани.
«Ты поразил голову Левиафана, Ты дал его пищей народу пустынников». Народ пустынников это те, кто живёт в безводных местах, т.е. демоны. Но в каком смысле сам дьявол был отдан им, своим слугам, в пищу? В том смысле, что в демоническом мире идёт война всех против всех. Это их природа – состояние гордости, когда один пожирает другого. Но падшие духи, как войско, действуют согласованно, имея начальника – князя мира сего, только против человека, а между собой у них беспощадная вражда.
«Ты разверз источник и потоки, Ты иссушил реки постоянно текущие». Разверз – это особое Божье действие, когда нарушаются порядки законов нашего мира, Господь как бы открывает проход между мирами, как было в Потопе. Т.е. возможность сообщения и контакта разных миров. В Писании есть тому примеры. В истории Самсона Бог разверз какую-то известковую яму, из которой изошла вода годная для питья. В том же Потопе вода появлялась из нематериального мира – из бездны, снизу. Перед тем как народ должен был перейти Чермное море, Господь сказал Моисею: «Подними жезл твой и простри руку твою на море, и разверзи его. И разверзлись воды и стали стеной справа и слева от них» (Исх.14:16). В эпизоде изведения воды из камня ясно, что произошло нечто чудесное, грань миров разверзлась, и произошло их взаимопроникновение, т.к. из камня потекла вода. Во всех случаях чуда разверзающихся земных природ присутствует вода, ибо она самый многозначный символ Писания. Она над Твердью, как ангельские миры и как просто чудесное прозрачное вещество. Под Твердью тоже вода, как первичная и осязаемая материя нашего мира. Но и под этим материальным миром есть бездна великая, которая может стать источником губительных вод, как в Потопе. Итак, наше самочувствие и существование в мире – это бытие между бездной и водами, что и в бездне, и вокруг нас, и над нами. Этот мир прочен, пока Бог держит его как обитаемое пространство, и при малейшем повреждении тонких оболочек этих «этажей» может произойти это самое разверзение и гибель этого мира. Моисей и Аарон в своём мироощущении ещё не понимали этой целостности и зависимости миров, когда надо было, например, извести воду из камня, что и вменилось им потом как неверие. Далее: «Ты иссушил реки постоянно текущие». Обычно это те, которые летом не пересыхают. Но здесь есть и мистический смысл. После перехода народа через море, вода опять приобрела состояние текучести по своей природе. Но Господь может изменить природу вещества, как было перед переходом, и иссушить, дать свойства не текучести, твёрдости рекам. А духовный смысл этого события в благодарении – Слава Тебе, Боже, когда Ты ради нас разверзаешь и закрываешь проходы между мирами!
«Твой день, и Твоя ночь: Ты уготовал светило и солнце». Твой-Твоя – это подтверждение мысли, что Бог сотворил такой мир, который всегда указывает на Творца. Также это форма обращения к Творцу и разумных созданий. В этом весь смысл литургического обращения на службе в церкви: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». От этой целостности Творения и служения Творцу, в абсолютном контрасте с ней, становится понятно, что же есть демоническая гордость и её разрушительная сила, выступающая против природы всего мироздания. Но если по-настоящему понять, что весь мир влечётся к Творцу, то легче будет твориться молитва, ибо всё мироздание содействует молитве человека Богу. Однако, в понимании выражения: «Твоя ночь» может возникнуть затруднение, ибо ночь это темнота, но относительно неё есть выражение – ночь божественна. В День Один возник благодатный Свет, но возникла и тьма, как земля, вода, как первичная материя. Но Бог отделил Свет от тьмы, ибо благодатный Свет независим от материального мира. В то же время материальный мир не может существовать без благодатного Света. Поэтому, назвал Бог Свет – днём, тьму – ночью, а день и ночь, как единица Творения, существуют неразделимо, как один День Творения. «Ты уготовал» - это один из основных глаголов истории Творения. Всего их пять: творить, создавать, лепить, строить и уготовлять. Смысл глаголов – уготовлять и лепить – делать что-то целесообразное. Пророк Исайя: «Так говорит Яхвэ, сотворивший Небеса: Он Элохим, слепивший Землю и создавший её, Он уготовал её, не в пустую сотворил её для обитания слепил» (Ис. 45:18). В этом же смысле и светила, и солнце тоже уготованы Богом для нас. Этот псалом говорит о принципе космогонии в Библии, т.е. с каким ключом - понятиями, принципами и символами надо подходить к истории Сотворения мира, Без этого ключа вся история Сотворения может показаться хаосом и бессмыслицей рассказов и мыслей каких-то древних людей. Сотворение Мира описано так, что каждый его этап имеет отношение к человеку, к его природе, и оно может быть понято только через природу человека. Описаний, не относящихся к человеку, в Библии просто нет. Теперь вопрос: почему сказано: «светилО (ед.ч.) и солнце?» Это не Луна, она впереди солнца не указана. А что такое «светило» в контексте библейского языка? Во-первых - это небесное светило. Во-вторых - это храмовые светильники. Это всё источники. В-третьих – этим словом называется место сбора и концентрации света. Например: Бог – есть Свет. Но в библейском символизме есть понятие – Лицо Божье, как свет собранный и сконцентрированный. Вот Его можно назвать – Светило. А благодатный свет, разлитый по миру, собран в Церкви Божьей. Поэтому её членам Христос сказал: «Вы – свет мира». У отдельного человека этот свет собран в глазах: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф.6:22). Этим светом человек может осиявать мир. Итак, это выражение: «Ты уготовал светило и солнце» говорит о том, что в Четвёртый День Творения изменился сам принцип освещения мира – солнце стало светилом, в котором отразилась часть божественного света Первого Дня Творения, и эта часть теперь видимо изливается на весь мир, как условие земной жизни. Поэтому имя Христа после воплощения – Солнце Правды, ибо в Нём был собран и ощутим людям, чьё око просто, весь Свет Божества: «Ещё на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Ин.12:35), ибо Свет всего мироздания собрался с людьми в Сыне Божьем.
«Ты установил пределы земли, лето и осень Ты взлелеял их». «Пределы» здесь это про обитание в физическом пространстве, но и про пределы для каждого народа для их исторического бытия. «Лето и осень» как бы определяют среднегодовую температуру и на зиму с весной. Впервые лето и осень упоминаются сразу после Потопа: «Сказал Господь: не стану ещё поражать всё живое, как Я сделал. Уже во все дни земли посев и жатва, холод и зной, лето и осень, день и ночь не будут субботствовать» (Быт.8:22). Далее есть термин – «взлелеял». Но в контексте источника это – слепил, что по-русски не звучит. Получается, что Господь слепил наш земной климат, ибо климат привязан прежде всего к человеку, которого Господь тоже слепил. Итак, область употребления глагола «яцар» - лепить на примере слова «ецер» - горшок, как готовый слепленный предмет. Таковым «предметом» можно назвать и всю землю, которую Бог тоже слепил, как и человека, и как народ Израиля, в котором сердца и души человеческие слепил в единую Церковь. В новозаветной Церкви такое единство это – тело Христово. Так же Господь с любовью слепил и ангела первотварного, который потом отпал. Итак, можно сказать, что Господь с любовью слепляет из разнородного состава, но качественно перемешанного - человека, ангела, Землю, Церковь, церковное единство и условия жизни. В псалмах можно найти этот контекст и как самую краткую формулу греха, который направлен против замысла Бога о всём Мире. Иерархия злодеев именуется как – «престол губителей» (Пс.93). А грешник, что у самого этого престола, он, опять же – слепляет беззаконие вопреки уставу – Торе, которую всегда имеет перед глазами. Когда грешник входит в этот узкий круг престола губителей и мастеров греха, то такой человек начинает именно слеплять беззакония. Он тоже свой разнородный состав грехов смешивает в единую массу исходного материала, руководствуясь планом и вдохновляясь идеей, но как антитворец. У таких беззаконников были предшественники – допотопные исполины. О них сказано: «И увидел Яхвэ, что многое зло человека на земле, и всякий слепок мыслей сердца его только злое всякий день» (Быт.6:5). Здесь не идёт речь о делах, ибо они конечны, но о помыслах, которые постоянны. Эти помыслы имеют конкретную форму-слепок и были всегда производительны, достигая нужной степени воплощённости и внедрения, как конкретная форма постоянной сердечной деятельности. Таких исполинов после Потопа на земле уже нет, но к их мастерству уже стремятся современные деятели, современные мастера греха. Далее псалом возвращается к описаниям бедствия вавилонского плена, в котором он был написан.
«Вспомни это, Господи: враг поносит Тебя и народ низкий отвергает имя Твоё». Почему Бог должен помогать человеку? Конечно же не по каким-то нашим человеческим заслугам, но ради имени Своего, которое поносит враг. «Народ низкий», иначе – подлый. В данном контексте означает неуважительное, непочтительное отношение низших по отношению к высшим, т.к. это приводит к полной бессмыслице – отрицанию Творца: «Сказал низкий в сердце своём: нет Бога» (Пс.13). Кто транслирует вокруг себя низкое, тот и заключён в низости и иного не ведает. Но самое обидное и постыдное, что такому низкому народу был отдан Богом в плен народ Израиля. Этот исторический факт стал актом предупреждения, что народ Израиля сам может превратиться в такой же низкий и подлый народ, но, к тому же, с виной высшего порядка, ибо, имея богатый опыт богообщения, не удержал в себе истинную Церковь Божью. И это относится ко всякому народу, потерявшему Бога, ибо история Израиля как общества и Церкви, это прямое предупреждение для нас самих, т.к. мы уже ясно видим, какие народы пытаются нас заместить у нас же дома.
«Не отдай животине душу голубицы Твоей, а животину нищих Твоих не забудь навсегда». Стих интересен, потому, что есть такой термин – животина. В нём есть три смысла: 1 – зверь. 2 – жизнь. 3 – община. Итак, первый термин это – зверь, а второй – община. «Голубица» здесь символ беспримесной простоты. Голубица также является символом Святого Духа. Ещё один смысл – символ верности и любви.
«Воззри на завет, ибо наполнились все мрачные места земли и стали обителями насилия». Какой завет? А на завет как таковой, а не на народ завета. Это обращение к Богу в молитве – ради завета как такового не дай нам исчезнуть, ибо тогда и завета не будет. «Мрачные места земли» это пещеры, где хоронили умерших – гробы. А жилище во гробах имеют те, кто пребывает в духе нечистом, как бесноватый из Евангелия. Это снова про плен, ибо он - жизнь в чужой земле, где повсюду во гробах вертепы разбойников и бесноватые. А Россия в 20-м веке?.. Мы тоже были в плену. Это надо увидеть, но духовными очами – что было тогда, и что сейчас, и изменилось ли что и насколько?
«Да не возвратится угнетённый посрамленным, нищий и бедняк да восхвалят имя Твоё». Здесь повторяется важная мысль 11-го псалма о том, что нет милостивого в народе, верных среди сынов человеческих. Говорит Господь: «Ради разорения нищих, ради стенания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю во спасение» (Пс.11:6). Т.е. не ради молитв и заслуг, а ради страдания.
«Восстань, Боже, оспорь спор с Тобою, вспомни поношение на Тебя от негодяя во всякий день». «Оспорь спор» как выражение указывает, что само действие спорящих обратится на них самих. Заканчивается псалом пронзительным воззванием:
«Не забудь голоса врагов Твоих, рёв восстающих на Тебя поднимается напрасно». Не то важно, что враги Господа говорят, а важно то, каким голосом они это изрыгают, т.к. звучание такого голоса уже является оскорблением для Господа. От глагола «поднимается» происходит название жертвы восходяшей к Богу, жертвы всеприношения как прообраз жертвы Христовой. Выражение «рёв восстающих» напоминает нам, что события мировой истории можно мистически слушать, потому, что в ней можно услышать шум народов верных Богу и народов богопротивных. Интересно то, что один другого заглушить не может. Об этом шуме сказано: «Бог спасения нашего укрощает рёв морей, рёв волн и шум народов» (Пс.64:8).
Свидетельство о публикации №225041001484