Советские космические программы

            |||||||  |||||||
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_  (Yandex Zen)  _||||| ±_ ¦ (>) Eq& –
            …
            …
            Н а    з а к а т е    м о г у щ е с т в а.

            С о в е т с к и е    к о с м и ч е с к и е    п р о г р а м м ы.

            Первые части космического назначения (ныне Ракетные войска стратегического назначения, РВСН) были сформированы 02.06.1955 г. – в составе артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), когда постановлением Правительства СССР было принято решение о формировании первых воинских частей космического назначения в связи с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли и строительстве научно-исследовательского полигона, НИИП N 5 – ставшего впоследствии всемирно известным космодромом Байконур.

            08.05.1957 год – создан Командно-измерительный комплекс (КИК) управления космическими аппаратами (ныне – Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова, ГИЦИУ КС), включавший обеспечение испытаний запускаемых и управления первыми экспериментальными космическими аппаратами и полетами космонавтов.

            Кроме того, Центр осуществлял руководство и координацию работ комплекса измерительных средств, средств связи, службу единого времени и тринадцати отдельных контрольно-измерительных пунктов.

            15.07.1957 год – в городе Мирный Архангельской области было начато строительство полигона объект «Ангара», предназначенного для пусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7 – ныне Государственный испытательный космодром Плесецк.

            04.10.1957 г. – частями запуска и управления космическими аппаратами был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли «ПС-1» и контроль за ним.

            В конце 1950 годов – начали создаваться войска ракетно-космической обороны, первоначально представляющие собой отдельные воинские части в составе Войск ПВО страны, и выполнявшие задачи испытаний и отработки перспективных средств предупреждения о ракетном нападении (ПРН), противоракетной обороны (ПРО), противокосмической обороны (ПКО) и контроля космического пространства (ККП).

            1960 г год – для создания благоприятных условий по реализации долгосрочной военно-космической программы был образован первый управленческий орган (в рамках РВСН) – третье управление ГУРВО. В дальнейшем все советские и международные космические программы осуществлялись с непосредственным участием воинских частей запуска и управления космических аппаратов.

            04.03.1961 г. – противоракетой В-1000 с осколочно-фугасной боевой частью, разработанной в опытном конструкторском бюро под руководством академика П.Д. Грушина (1906-1993), впервые в мире была уничтожена в полете головная часть отечественной БР Р-12, запущенной с полигона Капустин Яр.

            Впервые в мире баллистическая ракета (Р-12, М. К. Янгеля) обнаружена на дальности 1500 км средствами ПPО (разработаны под руководством Г. В. Кисунько) и сбита на высоте 25 км противоракетой В-1000 (изделие КБ П.Д. Грушина). Испытания проводились на полигоне Тюра-Там (день рождения войск противоракетной обороны). [Авиаторы и их друзья. – Семен Смолкин / go.mail.ru.]. 

            12.04.1961 год – состоялся первый полет человека в космос, в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель «Восток» и вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту – продолжительность полета составила 1 час 48 мин.

            06.11.1964 год – для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), которое в 1970 г. было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН (дислоцируется в г. Москве). 

            17.03.1966 год – с НИИП МО (Государственного испытательного космодрома «Плесецк») осуществлен первый запуск ракеты космического назначения РН «Восток-2» с КА (космический аппарат) «Космос-112».
 
             1967 год – в соответствии с директивами ГШ ВС СССР от 31 января и 30 марта сформировано управление командующего войсками противоракетной (ПРО) и противокосмической обороны (ПКО) в составе Войск ПВО.

            1968 год – начались летно-конструкторские испытания комплекса ПКО «ИС» и 01.11.1968 г. впервые в мире успешно выполнена задача по перехвату и уничтожению космического аппарата-мишени И-2М двухвитковым способом перехвата. 

           29.11.1969 год – на 10-м научно-испытательном полигоне ПВО состоялись успешные испытания противоракет, с помощью которых были уничтожены две части баллистической ракеты. МБР-мишень была успешно перехвачена двумя противоракетами А-350/ABM-1 («Galosh» SH-01).Тем самым завершены испытания системы ПРО А-35 «Алдан». А-35. А-350 [abm-1 (sh-01) galosh]. 

            Разработка аванпроекта системы была начата в 1958 году, разработка противоракеты – в 1963 г. Испытания противоракеты были завершены в 1969 году. Разработка системы была завершена в 1977 году. Система принята на вооружение в 1978 году. Двухступенчатая ракета оснащена маршевым ЖРД второй ступени конструкции КБ химической автоматики, разработанным под руководством главного конструктора Семена Ариевича Косберга (1903-1965), и твердотопливным ускорителем первой ступени.

            ПУ противоракет разработана в ленинградском КБ-1 ЦКБ-34. Максимальная высота перехвата цели – 500 км. Стартовая масса – 33 т. Длина ракеты – 20 м. Максимальный диаметр корпуса – 2,57 м. Имеет ядерную БЧ. Система снята с вооружения. 

            Система противоракетной обороны Москвы «А-35» с противоракетой А-350. Первая отечественная система ПРО, принятая на вооружение. Обеспечивала поражение группы моноблочных межконтинентальных баллистических ракет. Головная организация - ОКБ-30 (Научно-исследовательский институт радиоприборостроения). Главные конструкторы – Г.В. Кисунько, И.Д.Омельченко. Разработчик противоракеты – МКБ «Факел». Главный конструктор – П.Д. Грушин (1906-1993).

            Организационно-штатные реформы.

            В 1970 г. – произошло разукрупнение объединений и переход от смешанной организации РВСН, в которой присутствовали корпусные и армейские компоненты, подводящие структурные соединения к полностью армейской организации. Все семь существовавших ранее управлений отдельных армейских корпусов были расформированы с созданием на их основе четырех управлений ракетных армий.

             1970 г. – Центральное управление космических средств (ЦУКОС) РВСН было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН. 

            Для преодоления противоречия между межвидовым характером решаемых задач и видовой подчиненностью военного космоса МО СССР в 1981 году было принято решение о выведении ГУКОС из состава РВСН и подчинении его непосредственно Генеральному штабу. В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств МО СССР (Космические войска / ru.wikipedia.org).

            В 1970 г. – РВСН получили организационно-штатную структуру, которая с малыми изменениями сохранилась до распада СССР (Ракетные войска стратегического назначения ВС СССР на историческом сайте Michael Holm).

            19.03.1970 г. – для развития космических средств в интересах всех видов Вооруженных Сил СССР, народного хозяйства и научных исследований ЦУКОС было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства обороны.

            30.10.1970 г. – в 02:09 UTC с космодрома Байконур, стартовый комплекс 90, осуществлен пуск ракеты-носителя «Циклон-2», которая в рамках программы создания противоспутниковых систем вывела на околоземную орбиту спутник «Космос-375» (04598 / 1970 091А). КА типа «И2П» выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты – 63°.; период обращения – 112,4 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) – 538 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) – 2164 км.

            Был осуществлен перехват спутника-мишени «Космос-374». После сближения с мишенью перехватчик «Космос-375» взорван по команде с Земли. [Авиаторы и их друзья. – Семен Смолкин / go.mail.ru.]. 

            15.02.1971 г. – принята на вооружение и с 15 февраля поставлена на боевое дежурство система предупреждения о ракетном нападении – СПРН.

            26.05.1972 г. – Л.И. Брежнев (1906-1982) и Ричард Милхауз Никсон (Richard Milhouse Nixon; 1913-1994) подписали договор по ПРО, который ограничивал возможности двух держав в области создания противоракетной обороны и практически исключал возможность безнаказанного нанесения ядерного удара одной из сторон. После многих лет бесконечных стрессов в ожидании очередного военного конфликта наступило относительно мирное время.

            15.02.1975 г. – Принят на вооружение и поставлен на боевое дежурство Центр контроля космического пространства (ЦККП), производящий обработку информации о космических объектах, находящихся на высотах до 40 тыс. километров.

            15.05.1978 г. – Принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство система противоракетной обороны города Москвы. 

            1982 г. – ГУКОС и подведомственные ему части были выведены из состава РВСН и подчинены непосредственно министру обороны СССР, поскольку значительно возрос объем решаемых задач.

            Филиал 4 НИИ МО РФ преобразован в 50 ЦНИИ КС и подчинен непосредственно начальнику ГУКОС, с 1 октября управление войск ПРО и ПКО переформировано в командование войск ракетно-космической обороны (РКО).

            Для преодоления противоречия между межвидовым характером решаемых задач и видовой подчиненностью военного космоса Министерством обороны СССР (МО СССР) в 1981 г. – было принято решение о выведении ГУКОС из состава РВСН и подчинении его непосредственно Генеральному штабу.

            30.12.1982 г. – Поставлена на боевое дежурство космическая система предупреждения о ракетном нападении (ПРН), позволяющая обнаруживать старты баллистических ракет с континентальной части США.

            24.04.1986 г. – ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств МО СССР (УНКС).

            Главное управление космических средств (ГУКОС).

            В 1967 году на основе войск ПВО СССР был создан новый род войск – Войска противоракетной и противокосмической обороны (Войска ПРО и ПКО) | (ru.wikipedia.org).

            29.06.1974 г. – Боевым расчетом 53 НИИП МО (ныне космодром «Плесецк») ракетой-носителем «Молния-М» был запущен спутник «Космос-665» системы раннего предупреждения о ракетном нападении типа «Око».

            24.12.1974 г. – С помощью бортовой аппаратуры в ночных условиях был обнаружен реальный старт с базы Ванденберг МБР Minuteman и произведено сопровождение полета ракеты по всем трем ступеням. Сигналы были настолько большими и четкими, что в возможности обнаружения стартов МБР с дальности 45 тыс. км и в правильности выбора принципов построения системы ни у кого не осталось сомнений.

            «Космос-665» активно проработал на орбите более 14 месяцев. [Авиаторы и их друзья. – Семен Смолкин / go.mail.ru.].   

            14.04.1975 г. – была принята в эксплуатацию космическая система обнаружения старта МБР с КА на высокоэллиптической орбите (ЦНИИ «Комета»). [Авиаторы и их друзья. – Семен Смолкин / go.mail.ru.]. 

            Кировское – государственный военный аэродром на востоке Крыма, расположен в 8 км к югу от поселка Кировское Кировского района. Аэродром предназначался для войсковых испытаний авиатехники ВМФ, в дальнейшем – 3-е Управление ГК НИИ ВВС СССР. 

            Предназначался для войсковых испытаний авиатехники ВМФ. Также на базе аэродрома проходили испытания всех авиационных спасательных систем, включая парашютные системы спускаемых космических аппаратов. Аэродрому был выделен полигон в акватории Чёрного моря (в районе мыса Чауда и Феодосийского залива) для испытаний противолодочных систем.

            Отдельный корпус контроля космического пространства (ОК ККП).

            Отдельный корпус контроля космического пространства (ОК ККП) – оперативно-тактическое объединение, созданное в Войсках ПВО СССР. Было сформировано в июне 1988 г. – в Управлении начальника космических средств МО СССР, которое в 1992 г. стало Военно-космическими войсками ВС РФ, когда 01.10.1994 г. – ОК ККП был переформирован в 45-ю дивизию контроля космического пространства.

            Полное действительное наименование – 18-й отдельный корпус противокосмической обороны и контроля космического пространства (18-й ОК КПОиККП).

            ОК ККП был предназначен для разведки и контроля космического пространства, инспекции и распознавания космических объектов на орбитах, выявления признаков начала боевых действий в космосе и из космоса и их результатов, оценки космической обстановки и оповещения о ней, уничтожения (вывода из строя, подавления) военно-космических средств противника на орбитах, обеспечения боевых действий соединений и частей противоракетной обороны, космических и авиационно-космических сил.

            В состав ОК ККП входили соединения и части контроля космического пространства, имеющие на оснащении радиолокационные, радиооптические, оптико-электронные и радиотехнические комплексы и станции обнаружения и распознавания космических объектов, соединения и части противокосмической обороны, вооружённые доорбитальными авиационно-ракетными и наземными противоспутниковыми системами и комплексами РЭБ, а также части и подразделения управления связью, передачи данных и обеспечения.

           «Космическая флотилия» СССР. 

            Вместе с началом космической эры, в СССР начали вводить в строй специальные корабли связи, используемые для поддержания связи, проведения измерений и анализа траектории полетов всех советских космических кораблей (пилотируемых и беспилотных), так и баллистических ракет. Были построены десятки различных кораблей этого типа, которые использовались до 1990 гг. – в настоящее время на службе остались только отдельные подразделения бывшего «Советской Космического Флота». [Советский космический флот связи. Каким он был? – Космос и Наука (Yandex Zen). 12.07.2018 г.]. 

           В 1950 гг. – в СССР начали проектировать и испытывать ракеты-носители, способные выводить полезную нагрузку на орбиту вокруг Земли. Космический аппарат (КА) с момента старта и до окончания полета должен был находиться под наблюдением и управлением.

            С 1956 г. – на территории СССР начала разворачиваться сеть наземных командно-измерительных пунктов (позднее научных измерительных пунктов – НИП). Но, из 16 суточных витков шесть – вне радиовидимости с территории СССР. Не видят НИПы и большую часть траектории над Атлантикой, где должны были выполняться ответственные операции – стыковки-расстыковки космических аппаратов, торможение и спуск КА, а также «2-й старт» – вывод межпланетных КА с промежуточной орбиты на заданную траекторию.

            К началу 1960 гг. стала понятна необходимость присутствия измерительных пунктов в Мировом океане. Было принято решение создавать такие пункты наблюдения в Мировом океане, сначала это были обычные суда, которые в целях секретности выдавали себя за промысловые суда, но с установленной телеметрической радиоаппаратура.

            Корабли проекта 1128 и 1129Б стали первыми советскими кораблями данного класса, которые строились на польских верфях по заказу и проекту Министерства судостроительной промышленности в качестве рудовозов. Польский проект назывался B-31, советский заказчик – тип «Донбасс». Прообразом этих рудовозов, их предшественником, стал известный польский проект B-30.

            За все годы было построено 29 корпусов B-30, а головное судно серии В-30 «Солдек» ныне преобразовано в мемориальный музей польского флота. По проекту B-31 спущено на воду значительно больше – 86 корпусов. (Корабли измерительного комплекса проекта 1128, 1129Б / ru.wikipedia.org).

            В августе 1960 г. эти суда вышли в свои первые рейсы, но этого было явно недостаточно. Поэтому на три торговых судах Министерства морского флота СССР: «Ворошилов» (с 1962 г. «Ильичевск»), «Краснодар» и «Долинск» установили телеметрическую радиоаппаратуру.

            Позднее все эти суда объединили в плавучий телеметрический комплекс (ПТК) в наземном командно-измерительного комплекса (НКИК) при НИИ-4 Министерства Обороны СССР. В 1962 г. к «космической флотилии» присоединился танкер «Аксай», и как бункеровщик, и как телеметрическое судно, одновременно. 

            12.04.1961 г. – Ю.А. Гагарин стал первым человеком в мировой истории, официально совершившим полет в космическое пространство. [Гагарин Юрий Алексеевич / Александров А.П. – 2006. – с. 237. – (Большая российская энциклопедия (в 35 т) гл. ред. Ю.С. Осипов; 2004-2017, т. 6).] | [Yuri Gagarin First man in Space. NASA (13 April 2011). – Wilson Jim).].

            Ракета-носитель «Восток» с кораблем «Восток-1», на борту которого находился Ю.А. Гагарин, была запущена с космодрома Байконур, расположенного в Кызыл-Ординской области Казахстана. После 108 минут полета Юрий Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалеку от г. Энгельс. [Первый пилотируемый полет, т. 2. – Родина Медиа, 2011. – (42) 1096 с.].

            По директиве Генерального штаба ВС СССР (ГШ ВС СССР) N Орг/9162079 от 26.11.1962 года – в 1963 г. все работы с формированием экспедиций, организацией и проведением измерений, передали Командно-измерительному комплексу (КИК, в/ч 32103). В его составе была сформирована в/ч 26179, куда и передали суда ПТК.

             Еще в 1964 г. – для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств, было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) РВСН.

            До 1967 г. – суда ПТК (плавучий телеметрический комплекс) под советским флагом выходили в рейс под легендой судов снабжения рыболовного флота. Личный состав экспедиций оформлялся в составе экипажа, специальная техника в формуляре судна не указывалась. Из-за такой скрытности любой заход в порт мог привести к неприятностям и провокациям. Так, под арестом в портах захода оказывались «Ильичевск», «Ристна», «Кегостров».

            В июне 1967 г. – было опубликовано сообщение ТАСС «о создании в составе отдела научного флота Академии наук СССР подразделения научно-исследовательских судов для изучения верхних слоев атмосферы и обеспечения полетов космических объектов, пилотируемых кораблей и межпланетных автоматических станций».

            На всех кораблях был поднят вымпел Академии наук СССР, и они при всех внешних сношениях с портовыми властями и в прессе стали именоваться научно-исследовательскими судами АН СССР. 

            К 1967 г. – в плавучий телеметрический комплекс (ПТК) входили суда «Долинск», «Аксай», «Бежица» и «Ристна».  В течение 1967 г. флот пополнился судами т.н. «лунной флотилии» – «Космонавт Владимир Комаров» (переоборудованными по проекту 1917 («Сириус») из сухогруза «Геническ», вошедшими в «лунную серию», поскольку изначально были ориентированы на перспективную программу освоения Луны), и его первым было трудно не узнать как «космическое» судно, базировавшееся в порту города Одессы.

            Он стал первым по времени постройки научно-исследовательским судном космического флота, которое принадлежало к универсальному типу, то есть было способно выполнять в океане все функции стационарных измерительных пунктов.

            Через четыре года серию дополнил первый корабль проекта 1909 «Феникс» под названием «Космонавт Юрий Гагарин» (Постановление Совета министров СССР N 112-41 от 10.02.1969 г.) – судно обеспечивало бесперебойную связь с космонавтами из любой зоны Мирового океана. [Что стало с космическим флотом Советского Союза? – Армия 2022 г.].

            «Космонавт Юрий Гагарин» – советское научно-исследовательское судно, входившее в состав командно-измерительного комплекса СССР и предназначенное для управления полетами космических аппаратов, в том числе для выдачи исполнительных команд, выполнения траекторных и телеметрических измерений и поддержания голосовой связи Центра управления полетами с экипажами космических кораблей и станций.

            На борту судна находилась Оперативная группа Центра управления полетами и, в случае необходимости, технические возможности судна позволяли взять на себя функции Центра управления полетами космических аппаратов (ru.wikipedia.org). Крупнейшее и мощнейшее судно в своем классе, размер которого был сопоставим с легендарным «Титаником».

             Строительство корабля было начато в марте 1969 г., первый старт состоялся в октябре того же года в Балтийской верфи в г. Ленинграде. В строй корабль вошел только 14.07.1971 г. Корабль имел длину, м – 231 и водо-ние, т – 45 000. Привод составляли две паровые турбины мощностью 19 тыс. л.с., обеспечивающие скорость 18 узлов и дальность около 44 500 м.

            Экипаж насчитывал около 340 офицеров, моряков и научных работников. На нем было четыре параболических антенны диаметром 12 м и 25 м (по две) весом, соответственно 180 и 240 т. Из-за массы комплекса и ее высоты, корабль был оснащен системой позиционирования, а в ходе круиза антенны устанавливали вертикально, словно паруса, которые ловят ветер. [Советский космический флот связи. Каким он был? – Космос и Наука (Yandex Zen). 12.07.2018 г.]. 
         
             В 1970 г. – Центральное управление космических средств (ЦУКОС) РВСН было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН. Для преодоления противоречия между межвидовым характером решаемых задач и видовой подчиненностью военного космоса МО СССР в 1981 г. – было принято решение о выведении ГУКОС из состава РВСН и подчинении его непосредственно Генеральному штабу. 

            Распоряжением президиума АН СССР от 04.11.1970 г. N 34-1466 при Отделе морских экспедиционных работ была создана «Служба космических исследований» – СКИ ОМЭР АН СССР, – Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, подразделение, формально подчиненное Академии наук СССР, а фактически Министерству обороны СССР, имевшее в своем ведении научно-исследовательские суда, предназначенные для обеспечения космических программ: так ОМ КИК приобрел свое открытое наименование.      

            Директивой ГШ ВС СССР N Орг/7/86632 от 17.01.1969 г. – в/ч 26179 получила наименование «Отдельный плавучий измерительный комплекс» (ОПИК), а 25.01.1973 г., директивой N 314/4/00364 – «9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс» (9-й ОМ КИК) в составе КИК, подчиненного Центральному управлению космических средств (ЦУКОС, с 1970 г. – ГУКОС) Министерства обороны СССР.

            Помимо этого, в ВМФ СССР также существовало соединение кораблей измерительного комплекса, работавшее в интересах ВМФ, РВСН и ГУКОС, выполнявшее, в частности, аналогичные задачи, но к СКИ ОМЭР не относившееся (СКИ ОМЭР АН СССР / ru.wikipedia.org).

            В 1970 г. – вошло в строй научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев» – проект 1908 («Канопус»), которое базировалось в порту Одессы.

            В свою первую экспедицию «Академик Сергей Королев» отправился 18.03.1971 г., и за весь срок службы выполнил в общей сложности 22 экспедиции, продолжительностью от одного до 11 месяцев. Основной район работы – Атлантический океан. Свой последний рейс судно выполняло с 19 апреля по 28.10.1991 г.

            «Академик Сергей Королев» был крупнейшим и мощнейшим советским научно-исследовательским судном, входившее в состав командно-измерительного комплекса СССР и предназначенное для управления полетом космических аппаратов, в том числе для выдачи исполнительных команд, выполнения траекторных и телеметрических измерений и поддержания голосовой связи Центра управления полетами с экипажами космических кораблей и станций.

            На борту судна на постоянной основе находилась Оперативная группа Центра управления полетами и, в случае необходимости, технические возможности судна позволяли взять на себя функции Центра управления полетами космических аппаратов. Судно было приписано к порту Одесса, и в 1971 по 1991 гг. выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане. В его задачи входило управление полетами искусственных спутников Земли и пилотируемых космических аппаратов, а также автоматических межпланетных станций.

            Размеры: наибольшая длина, м – 231,6, наибольшая ширина, м – 31,0, высота борта у миделя, м – 15,4. Водоизмещение с полными запасами – 45 000 т, осадка, м – 8,5. Паротурбинная энергетическая установка мощностью 19 тыс. л.с. способна была сообщить судну скорость полного хода до 18 узлов (33,3 км/ч), дальность непрерывного плавания 20 тыс. миль.

            Выходя в рейс, судно имело запасы: котельное топливо (мазут), т – 9000 т, дизельное топливо, т – 1850, смазочные масла, т – 115, котельная вода, т – 80, питьевая и мытьевая вода, т – 2100, провизия, т – 180. Автономность судна по запасам провизии, топлива и масла составляло 130 суток, по запасам пресной воды 60 суток. Экипаж судна составлял 140 человек, научный и инженерно-технический состав экспедиции 215 человек.

            В 1971 г. – введен в строй флагман морского космического флота, «Космонавт Юрий Гагарин» – проект 1909 («Феникс»), базировавшийся в Одессе. Судно было построено на Черноморском Судостроительном Заводе, в г. Николаеве. По своему уровню оснащения относился к универсальным судам космического флота.

            Основное назначение судна являлось: обеспечение оперативного управления космическими аппаратами (измерение параметров траектории движения, прием и обработка телеметрической информации и передача командной информации, обеспечение связи с космонавтами) за пределами зоны радиовидимости наземного автоматизированного комплекса управления, проведение исследования верхних слоев атмосферы и космического пространства.

            В 1977-1978 гг. – вымпел АН СССР был поднят на научно-исследовательских судах «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев», переоборудованных по проекту 1929 («Селена-М») из лесовозов серии «Вытегралес». Все они базировались в г. Ленинграде.

            В 1979 г. – «Морской космический флот» состоял из одиннадцати специализированных судов и вплоть до распада СССР участвовал в обеспечении полетов космических аппаратов различного назначения.

            Назначением «больших» одесских судов было управление КА, траекторные и телеметрические измерения, поддержка связи с экипажами КА и станций. Ленинградские суда – телеметрические измерения и поддержка связи. Суда работали в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, обеспечивая работу долговременных орбитальных станций (ДОС) «Салют» и «Мир», КА «Союз», «Союз-Т», «Союз-ТМ», «Прогресс», спутников военного и гражданского назначения.

            К концу эксплуатации состав проекта 1128 серьезно поизносился, появились большие проблемы с главными машинами и корпусами. В 1988 г. в Охотском море «Сибирь» начала принимать забортную воду через подводную часть корпуса и дейдвудные сальники.

            Сначала один, а потом другой корабли проекта 1128 становились водо/заправщиками для рейдовых «Чажмы», «Чумикана», «Маршала Неделина» и «Маршала Крылова». Только «Спасск», прошедший модернизацию в 1980 гг., еще некоторое время считался плавающим кораблем и самостоятельно дошел до Индии, чтобы там закончить свой героический и трудный путь в 1996 г. [Корабли измерительного комплекса проекта 1128, 1129Б / ru.wikipedia.org.].

            Суда «Боровичи», «Кегостров», «Моржовец» и «Невель» были переоборудованы по проекту 1918 («Селена») из лесовозов серии «Вытегралес». Назначением этих судов было сопровождение советской программы пилотируемых лунных полетов. Все они базировались в г. Ленинграде. «Чукотка», «Сахалин», «Спасск» и «Сибирь» дислоцировались в г. Вилючинске, на Камчатке.

            В 1989 г. – были расформированы экспедиции «малых» судов проекта «Селена», в 1990 г. эти суда проданы на слом в Аланг (Индия). В 1989 г. – продано «ЭКОС-Конверсия» НИС «Космонавт Владимир Комаров», в 1994 г. судно перепродано на слом в Аланг (Индия). В 1991-1994 гг. – вернулись из последних экспедиционных рейсов остальные суда, и надолго встали «на прикол».

            В 1995 г. – суда «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев» были переданы из ведения Министерства обороны в Российское космическое агентство («Роскосмос»), в дальнейшем списаны и утилизированы в 2000-2005 гг., кроме «Космонавта Виктора Пацаева», которое находится в Калининграде, как судно-музей.

            В 1996 г. – суда «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королев», доставшиеся после распада СССР в 1991 г. – Черноморскому морскому пароходству (Украина), сменили названия на «АГАР» и «ОРОЛ» и были проданы на слом в Аланг (Индия).

            В США начиная с 1960 гг. существовало 25 судов, способных сопровождать космические программы, на 2012 г. их осталось только три (т.е. им хватало всего три корабля вместо 25), причем «Howard O. Lorenzen» являлся судном новой постройки. Кто-кто, а американцы никогда на безопасности не экономили.

            С 01.04.1995 г. – директивой ГШ ВС РФ N 314/3/012 от 26.01.1995 г. прекращено финансирование ОМ КИК. СКИ ОМЭР перестала существовать.
            
            Сегодня такие суда морально устарели, тем более что для контроля за космическими полетами в современном мире нет необходимости отправлять в океан научно-исследовательские суда. [Оправдана ли ностальгия по «космической флотилии» СССР? / Автор: Глеб Алексушин. Мифы и тайны истории (Yandex Zen).] | [Космический» флот СССР / Верфь на столе. Судомоделист (Yandex Zen).].

            Следует отметить, что современные средства коммуникаций  для сопровождения орбитальных полетов не требуют нахождения судов-корректировщиков в океане.

            Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 132-51 о создании космических систем.

            17.02.1976 г. – выходит секретное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 132-51 о создании космических систем «Буран» и «Рассвет», впоследствии переименованной в «Энергию».

            Предусматривалась постройка космических летательных аппаратов небывалых размеров и веса, отдельные агрегаты которых строились на предприятиях центральных областей СССР, а окончательная сборка должна была производиться непосредственно на космодроме Байконур. Таким образом, требовалась доставка частей ракеты-носителя и космического корабля в собранном виде на расстояние 1500-2500 км. При этом проектная длина некоторых из них достигала – 60 м, диаметр – 8 м.

            Кроме того, в зависимости от выполняемого на орбите задания, «Буран мог совершать посадки на аэродромы, расположенные по всей территории Советского Союза – от Украины до Дальнего Востока. Оттуда его было необходимо вновь доставлять на Байконур, к месту следующего старта.Ответом послужило создание ОКБ Антонова Ан-225 «Мрия» и ОКБ Мясищева ВМ-Т. [Авиаторы и их друзья. – Семен Смолкин / go.mail.ru.]. 

            Постановление ЦК КПСС и СМ СССР N 81-84 о работе по созданию космической системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ.

            26.01.1977 г. – принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР N 81-84 о работе по созданию космической системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ. Система КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) разрабатывалась для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара. Сигнала от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью координат определяет место бедствия судна. [Авиаторы и их друзья. – Семен Смолкин / go.mail.ru.]. 

            Главное управление по созданию и использованию космической техники.

            06.02.1985 г. – Организован Главкосмос в структуре Министерства общего машиностроения СССР как Главное управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса. Его главной задачей стал поиск партнеров для коммерческого использования ракетно-космической техники (Этот день в авиации / Семен Смолкин).    

            Противоспутниковое оружие.

            17.01.1987 г. – состоялся первый полет самолета носителя противоспутниковой ракеты МиГ-31Д, ОКБ им. А.И. Микояна. Экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И. Микояна Авиарда Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова. Прототипы не имели РЛС (вместо нее была 200 кг массовый эквивалент), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для «изделия».

            Оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты (Этот день в авиации / Семен Смолкин).

                • Хороль — аэродром и село в России, административный центр Хорольского района Приморского края. Недалеко от села находился внеклассный военный аэродром Хороль, построенный перед Второй мировой войной. В 1985-1988 гг. аэродром был реконструирован для посадки советских космопланов и вошёл в историю как «Восточный» запасной аэродром для «Бурана», ОИП-23. Была реконструирована ВПП (с увеличением ее размеров до 3700x70 м), построен перрон под 30 самолетов первого класса (а также 50 одиночных обвалованных стоянок для Ту-95 и Ту-16). 

            К 1990 г. – были введены в строй почти все объекты, кроме трассовых РЛС – это КДП-А (командно-диспетчерский пункт аэродрома), КДП УВД (командно диспетчерский пункт управления воздушным движением), поступала информация от ОРЛ и ПРЛ (обзорные и посадочные радиолокаторы), работал АДРМ (азимутально-дальномерный радиомаяк). На время реконструкции аэродрома полки были временно перебазированы на аэродром Западные Кневичи.

                • Чкаловский – военный аэродром в Московской области, в 31 км к северо-востоку от г. Москвы, на юго-восточной окраине г. Щелково (микрорайон Щелково-3, Щелково-10, п. Чкаловский), в 2 км западнее Звездного городка. Был основан в начале 1930 гг., до 1990 гг. имел наименование «Чкаловская».

            На аэродроме базировался 70-й отдельный испытательно-тренировочный авиационный полк особого назначения, входящий в состав «Центра подготовки космонавтов» (РГНИИ ЦПК). На вооружении полка состояли самолеты Ил-76МДК [Лазерная дозаправка: луч как топливо. – Popmech.ru.], Ту-154, Ту-134, Л-39.

            C 1961 по 2011 гг. на территории размещался 30-й ЦНИИ МО. На территории аэродрома дислоцировалась в/ч 52531 и другие войсковые части (4 батальона обслуживания и охраны аэродрома) | (ru.wikipedia.org).

            Воинские части Космических войск СССР. 

            Балхаш-9 (в/ч 16601) – военный городок при Балхашской радиолокационной станции (также называемая радиолокационным узлом Сары-Шаган и Балхаш-9). Находился в 13 км к востоку от села Гульшат Актогайского района Карагандинской области и в 90 км к северо-востоку от Приозерска, главного города Сары-Шагана. Расстояние до областного центра Караганда – 500 км, до ближайшего города Балхаш – 60 км.

            Балхаш-9 был местом расположения советских радаров раннего предупреждения, которые использовались для наблюдения за спутниками на низкой околоземной орбите, являясь ключевой частью ранней системы предупреждения о ракетном нападении. Обеспечивал прикрытие со стороны западного и центрального Китая, Индии, Пакистана и пусков ракет подводных лодок в Бенгальском заливе («Днепр» на Балхаше. Novosti Kosmonavtiki).

            На этом объекте было шесть радаров, последний из которых был выведен из эксплуатации 2020 г. и находился в ведении Воздушно-космических сил России. Узел Балхаш потерял свое былое значение после начала эксплуатации четырех РЛС на территории России: в Барнауле, Омске, Армавире и Иркутске. [Казахстан больше не предоставляет России узел «Балхаш» для военных целей.].

            Балхаш был основан как ОС-2, объект космического наблюдения с четырьмя радиолокационными станциями «Днестр» (кодовое название НАТО «The chicken coop»), которые были запущены в 1964 г. [49th Independent Radio-Technical Unit. – Michael Holm – Soviet Armed Forces 1945-1991 (2011).] и испытаны в 1968 г. Он мог обнаруживать спутники на высоте до 3000 км (Hen House. Federation of American Scientists (n.d.). [ABM and Space Defense. – Karpenko A. – Nevsky Bastion. 4:2-47. – 1999.]. 

            Прототип РЛС «Днестр» ЦСО-П был построен неподалеку на полигоне Сары-Шаган, в 1967-1968 гг. – рядом с 4 РЛС «Днестр» была запущена РЛС дальнего обнаружения «Днепр», которая была введена в эксплуатацию в начале 1970 гг. [History and the Current status of the Russian Early-Warning System (PDF). – Pavel Podvig – Science and Global Security. (2002). – 10 (1): 21-60.].

            РЛС второго поколения  «Дарьял-У» (радиолокационная станция).

            В Балхаше – город областного подчинения в Карагандинской области Казахстана, стоял радар «Дарьял-У» (кодовое название НАТО «Печора»), представляющий собой бистатический радар раннего предупреждения с фазированной решеткой, состоящий из двух отдельных больших антенн с фазированной решеткой, расположенных на расстоянии 2,7 км друг от друга. 

            Массив передатчиков имел размеры 30 на 40 м, а размер приемника – 80 на 80 м. Система представляла собой систему VHF, работающую на длине волны от 1,5 до 2 м (от 150 до 200 МГц). Заявленная дальность действия установки «Дарьял» составляла 6000 км (Радиолокационная станция «Дарьял». Russian Ministry of Defence (n.d.).

            Первоначально было запланировано не менее семи объектов «Дарьял», однако только первые два завершенных объекта, Печора и Габала, когда-либо были введены в эксплуатацию. [History and the Current Status of the Russian Early-Warning System (PDF). – Pavel Podvig – Science and Global Security. (2002). 10 (1): 21-60.].

            Два радара типа «Дарьял-У» должны были быть построены в Балхаше и Мишелевке, Иркутская область, и ни один из них не был завершен до распада Советского Союза. 

            «Дарьял» в Балхаше начали строить в 1982 г. некоторые испытания начались в 1991 г., а затем были остановлены в 1994 г.

            Авиация космических войск.

            Главное управление космических средств (ГУКОС или, в обиходе, космические войска), выведенные в 1982 г. из состава РВСН и непосредственно подчинявшиеся Министру обороны СССР, также имели в своем составе транспортные самолеты и вертолеты, которые использовались при решении текущих вопросов жизнедеятельности космодромов Советского Союза.

                – 70-й оитапон, аэр. Чкаловский: Ил-76, Ан-12, Ан-26, Ту-134, Ту-154, Л-39;
                – 99-й осап, аэр. Крайний (Байконур): Ан-72, Ан-26, Ми-8, ИЛ-20РТ, Ил-18, Ан-24;
                – 54-я оиаэ, ракетный полигон Капустин Яр (Знаменск): Ми-8;
                – 286-я осаэ, аэр. Крайний (Байконур): Ан-12, Ан-26, Ми-8.
 
            Руководил авиацией КВ начальник авиации Управления начальника космических средств МО СССР До 1986 г. эта должность называлась начальник авиации ГУКОС. 

            Достаточно интересной авиационной частью в составе авиации КВ был 70-й отдельный исследовательско-тренировочный авиационный полк особого назначения им. Героя Советского Союза С.В. Серегина, который предназначался, в числе прочего, для летной и специальной подготовки будущих космонавтов. Полк организационно входил в состав 1-го НИИ Центра подготовки космонавтов МО СССР им. Ю.А. Гагарина.

            И, хотя временами он включал до четырех авиационных эскадрилий, начало 1990 гг. полк встретил в составе двух эскадрилий: первой - на Л-39 и второй, включавшей Ил-76МДК, Ту-154М-ЛК-1, Ту-134ЛК (специализированные самолеты для подготовки космонавтов) и Ту-134А, Ан-12, Ан-26. На него также возлагались задачи по перевозке руководящего состава космических войск.

            Еще один полк, 99-й осап, совместно с 286-й осаэ обеспечивал деятельность космодрома Байконур. В его составе, в числе прочих, имелись Ан-72, Ил-20РТ и специальные телеметрические версии Ил-18 (в 1989-1990 гг. все Ил-20РТ передали в состав авиации ВМФ). Основная часть авиации Космических войск дислоцировалась в ТуркВО. [Была такая авиация… – Сергей Дроздов | Журнал «Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра», 12•2015.]. 
            …
            |||||||  |||||||
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_  (Yandex Zen)  _||||| ±_ ¦ (>) Eq& –
            …
            …


Рецензии