Сарос проверка новой гипотезы по его определению

Сарос: временной промежуток, по истечении которого положение Луны и ее фазы будут повторяться?
Правомочность такого его определения?
С анализом гипотезы, высказанной в статье «Новое определение сароса?»

С выражением благодарности Андрею Игоревичу Захарову, сотруднику ГАИШ

Условные обозначения:
ЕНКК – естественнонаучный культурный код
РМЕШ – российская междисциплинарная естественнонаучная школа
ТКК – традиционный культурный код

Небольшое предисловие
Дорогие читатели !
Некогда, четыре года назад, в 2020 году, автор этих строк как представитель российской междисциплинарной естественнонаучной школы (РМЕШ) предал гласности статью собственного авторства под названием «Новое определение сароса?» ([1]). Там весьма и весьма амбициозно утверждалось, что саросу как астрономическому понятию можно ни много ни мало дать новое определение (definition). А именно, не просто в виде «The saros is a period of exactly 223 synodic months, 18 years 11 days and 8 hours, that can be used to predict eclipses of the Sun and Moon», как это фигурирует в англоязычной википедии ([2]), что почти полностью аналогично с определением в русскоязычной википедии, а именно: «Сарос (греч. ;;;;;), или драконический период – интервал времени около 18,03 тропического года, по прошествии которого затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке [3]», а как период возвращения Луны в ту же точку небесной сферы в той же самой фазе.
Вопрос, как и предполагалось, оказался весьма маргинальным, и большой дискуссии он не вызвал. Тем не менее, независимо от всего остается как минимум сугубо научный интерес: сарос впервые попал в поле зрения человечества как некий «временной интервал, связанный с затмениями», или все-таки как временной промежуток между появлениями Луны в той же точке небесной сферы в той же самой фазе.
В ответ на него самое логичное – это провести некие диалектические рассуждения по вопросам, связанным с календарной астрономией. А также осветить вопрос появления данного понятия.

Основная часть статьи
Итак, диалектические рассуждения по вопросам, связанным с календарной астрономией. Аналогичные тем, что были проведены при написании науч-поп версии его диссертации «Как возникла глобальная хронология» ([4]).
Из непосредственных, легко измеримых характеристик движения Солнца хорошо наблюдаемы его угол над горизонтом, место восхода и место заката. Все – в безоблачную погоду. Если то же самое попытаться сказать о Луне, то здесь на первый план еще выйдет ее фаза. Самые важные проявления последней – это новолуния и полнолуния. Именно благодаря их измерениям, отслеживанию и фиксации, и был измерен всем известный метонов, или пасхальный цикл. Он имеет продолжительность 19 лет, или 235 синодических лунных месяцев продолжительностью примерно 29,53 дня в каждом, или 6939 дней.
Что примечательно, именно количественные характеристики этого движения, подвергшиеся весьма оригинальной математической обработке, и легли в основу количественных характеристик различных эр летосчисления. Как автором этих строк и было показано в его работах «О разгадке тайн христианского и иудейского летосчисления» ([5]) и ее изначальной версии, ныне носящей название «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки» ([6]).
А теперь, продвигаясь вперед согласно диалектике, т.е. науке о развитии, переходим к вопросу, а на что же еще и в какой степени обращало внимание человечество? Или, если чуть точнее: в свете тематики нашей статьи, на что человечество обращало внимание в следующую очередь: на затмения, солнечные либо лунные, или на положение Луны на небе?
Как-то более-менее понятно, что куда более поэтичными выглядели затмения. Особенно лунные, так как именно красная, коротковолновая часть спектра огибала Землю и достигала Луны, окрашивая ее в красный цвет. Именно лунные затмения, обреченные на то, чтобы быть наблюдаемыми с большей части территории Земли, в конце концов привели к измерению периода в 173.31 день, через который они могли бы повторяться. Этот временной промежуток в англоязычной литературе обрел название «Eclipse season», и о нем неплохо написано в одной из статей википедии ([7]). В русскоязычной литературе он чаще всего называется «интервалом между затмениями».
Что характерно, двойной такой промежуток будет составлять 346,62 дня, и он в англоязычной литературе носит название «Eclipse year». В русскоязычной литературе попытки перевести его на русский «в лоб», что нередко среди не наилучших специалистов, создали бы парадоксальную, даже запутанную ситуацию, так как в русском языке такое понятие, как «эклиптический год» означает ни много ни  мало самый что ни есть привычный год в 365. 2422 дня. А вот для промежутка в 346,62 дня в русском языке есть понятие «драконический год».
До проведения непосредственных рассуждений по изложенному материалу и мало-мальски аргументированной формирования своей точки зрения автор этих строк еще посвятит читателей в историю понятия сароса. Здесь можно довериться статье из англоязычной википедии ([3]). Она здесь воспроизводится с заменой понятий из традиционного культурного кода (ТКК) на понятия из естественнонаучного культурного код (ЕНКК) и с комментариями. О ТКК и ЕНКК с нужными подробностями в статье ([8]).
«Самые ранние исторические свидетельства о том, что можно принять за Сарос, приписываются халдейским (нововавилонским) астрономам и приписываются последним нескольким столетиям до нашей эры, а позднее о нем стало известно Гиппарху, Плинию и Птолемею, причем последний их отразил в своем сочинении «Альмагест»»
Самое название "сарос" (греч. ;;;;;) было применено к циклу затмений Эдмондом Галлеем в 1686 году. Ему приписывается заимствование этого понятия из Суда, византийского словаря, приписываемого, в свою очередь, XI веку.
Далее идет ссылка на халдеев, которым приписывается равенство:
120 саросов составляют 2220 лет (лет по 12 лунных месяцев)
Из чего видно, что сарос рассматривался как промежуток в 222 лунных месяца.
Информация, содержащаяся в "Суде", в свою очередь, была прямо или косвенно почерпнута из хроники Евсевия Кесарийского ([10]), в которой цитировался Беросс. Упоминается еще исследователь по имени Гийом Ле Жантиль, который в 1756 году утверждал, что имя Галлей было неправильным, но его продолжают упоминать. Греческому слову, приписывается вероятное происхождение либо от вавилонского слова s;ru, означающего число 3600, либо от греческого глагола saro (;;;;), что означающего "охватывать (небо серией затмений)".
Еще упоминается предмет с большим количеством греческих надписей под названием антикитера  с отсылкой на сарос, причем на нем еще можно заметить следы метонова цикла.
* * *
А теперь рассуждения автора этих срок в свете вышеизложенного.
Хочется обратить внимание на то, что из-за высокой облачности далеко не всегда удается замечать лунные затмения. В то же время солнечные затмения могут быть наблюдаемы из очень ограниченной географической области.
Все это в совокупности предопределяет то, что столь необходимое для серьезных выводов накопление статистических данных шло не очень высокими темпами. И тут, вполне вероятно, могло иметь место следующее положение дел: 19-летний метонов цикл  был фактически измерен и зафиксирован, временной промежуток между ближайшими затмениями в 173.31 день тоже был измерен, и буквально висело в воздухе одно занятное, но прозрачное обобщение: на том основании, что 19-летний метонов цикл  связан с лунными фазами, а лунные фазы играют не последнюю роль в затмениях, то этот самый 19-летний метонов цикл  можно обобщить и на случай расчета затмений. И времени для проведения целенаправленных измерений понадобилось бы немного, лишь бы погода позволяла.
И тогда оптимальным способом проведения экспериментов была бы некая экстраполяция этого самого временного промежутка между ближайшими затмениями на период, приблизительно равный девятнадцати годам. В данном случае логика ситуации подсказывает, что ориентироваться нужно именно на девятнадцать драконических лет. Что в итоге дало бы наш любимый сарос.
Вот, видимо, таким образом и родилось точное, но несколько громоздкое классическое определение (дефиниция) сароса как
«Интервал времени около 18,03 тропического года, по прошествии которого затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке».
При этом все, что связано с тем удивительным свойством движения Луны по ночному небу, что по истечении этого промежутка времени положение Луны на ночном небе, включая фазу, будет повторяться, надлежит отнести к его свойствам. В случае классической методики преподавания данного вопроса это выглядело бы именно так. 
Хотя, разумеется, не исключен другой путь подачи данного вопроса: сарос как промежуток времени, по истечении которого положение Луны на ночном небе, включая фазу, будет повторяться, как определение, и его участие в расчете солнечных и лунных затмений как свойство.
Именно по этой причине окончательный заголовок статьи и обрел нынешний вид.
Мнение читателей?
Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055

Литература

1. Поляковский В.Т. Новое определение сароса? http://www.academia.edu/43473130, https://proza.ru/2020/06/30/278
2. Saros. https://en.wikipedia.org/wiki/Saros_(astronomy)
3. Сарос. https://ru.wikipedia.org/wiki/сарос
4. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
5. В.Т.Поляковский. О разгадке тайн христианского и иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/127866570, https://dzen.ru/a/Z721LrR-VkhhT2B3
6. Поляковский В.Т. Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE,
7. Eclipse season. https://en.wikipedia.org/wiki/Eclipse_season
8. В.Т.Поляковский. Традиционная история, традиционный культурный код и традиционная историческая культура, а также соображения об их естественнонаучной альтернативе (ЕНКК). https://www.academia.edu/106137107, https://dzen.ru/a/ZPB1A9_GvRAHyMlZ
9. Птолемей Клавдий. Альмагест или математическое сочинение в тринадцати книгах. М.Наука-Физматлит, 1998.
10. Eusebius: Chronicle. Электронная версия. https://www.attalus.org/translate/eusebius4.html#7
Июнь 2020, апрель 2024


Рецензии