de omnibus dubitandum 5. 244

    ЧАСТЬ ПЯТАЯ (1584-1586)

    Глава 5.244. ЗАКОНЧЕННЫЙ РУСОФОБ, СЧИТАВШИЙ СЕБЯ ПО КРОВИ НЕМЦЕМ…

    Само содержание т.н. Статейной и Уставной грамот:

    "...высокой долей вероятности оценить анализируемые военно-правовые и военно-финансовые документы как продукт творчества Шлитте, пытавшегося навязать своей немецкой аудитории — от императора до рядовых солдат — позитивный образ руского государя как европейского монарха, с готовностью принимающего обыденные в Империи практики и словесные формулы...

    Подобный вывод, как представляется, может служить существенным аргументом в пользу оценки всего «дела Шлитте» как его личной аферы, о которой не подозревали в Москве, или, по крайней мере, его независимой политической игры, вышедшей далеко за рамки гипотетических полномочий, которые он мог получить от руского царя"

    Журналист Татьяна Щербакова в своей статье «СТРАСТЬ МОНАРХОВ И СЛУГ. ЛЮБОВЬ СМЕТАЕТ ПРЕСТОЛЫ» на Проза.ру, пишет - ...теперь самое время перейти к браку, который исторически считается едва ли не главным фактором рождения прусского государства. Это брак монаха  Тевтонского ордена Мартина Лютера на беглой монашке этого ордена.
       
    Но сначала о том, что же  это за государство – Пруссия? Это историческое государство в Восточной и Центральной Европе, достигшее своих наибольших размеров в XIX—XX веках. Название «Пруссия» происходит от экзонима пруссы — примерно так ещё античные авторы называли племена, исконно населявшие юго-восточное побережье Балтийского моря восточнее Вислы. Затем название использовалось для обозначения территории государства Тевтонского ордена, образованного на этих землях после их завоевания тевтонскими рыцарями в результате Крестовых походов.
         
    В 1466 году по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля. По Торуньскому миру к Польше отошла западная часть владений ордена — Гданьское Поморье, земли Хелминьская и Михаловская, Меве, Мальборк, Эльблонг и княжество-епископство Вармия. Впоследствии эта часть владений Ордена стала называться польской или Королевской Пруссией. Орден, столицей которого после потери Мальборка (Мариенбурга) стал Кёнигсберг, признал себя вассалом польского короля.

Рис. Магистр передает свои владения императору
       
    Последний великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (1490—1568) заступил на эту должность в 1511 году. Под влиянием идей Реформации Мартина Лютера он пожелал стать светским правителем и превратил Тевтонский Орден в 1525 году в герцогство Пруссия. Альбрехт подписал 8 апреля 1525 года в Кракове мирный договор с Польским королевством и 10 апреля 1525 года принес вассальную присягу королю Польши Сигизмунду как герцог Пруссии (1525-1568). После этого он выехал в прусскую столицу Кенигсберг и там 6 июля 1525 года одним из первых немецких князей объявил себя сторонником Реформации Лютера. Герцогство Пруссия стало лютеранским по вероисповеданию.
       
    В герцогстве Пруссия установилась династия Гогенцоллернов, к которой принадлежал Альбрехт I*.

*) Альбрехт-Ахилл БранденбУрг-Ансбахский (нем. Albrecht von Brandenburg-Ansbach; 17 мая 1490 [Deutsche Nationalbibliothek Albrecht, Preu;en, Herzog // Gemeinsame Normdatei (нем.) — 2012—2016], Ансбах, Франконский имперский округ — 20 марта 1568 [Albert // Encyclop;dia Britannica (англ.)][Lundy D. R. Albrecht Herzog in Preu;en // The Peerage (англ.)], Замок Тапиау, Тапиау) — великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии.
Альбрехт-Ахилл родился 17 мая 1490 года в Ансбахе. Его отцом был Фридрих I Гогенцоллерн, маркграф Бранденбург-Ансбаха. Его мать София Ягеллонка была дочерью польского короля Казимира IV Ягеллона. Прадедом Альбрехта является король польский и великий князь литовский Ягайло. В свою очередь, матерью Ягайло была руская княжна Ульяна Тверская.
Еврейский Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает: Альбрехт — последний великий магистр Тевтонского рыцарского ордена и первый прусский герцог, введший в эту страну Реформацию; родился 17 мая 1490 г., сын маркграфа Фридриха Ансбахского, второго сына Альбрехта Ахилла. Как второй/третий сын в семье, он был предназначен к духовному званию и послан 10 летним на воспитание ко двору кельнского архиепископа Германа, сделавшего его каноником. По смерти этого курфюрста Альбрехт поступил на службу императора Максимилиана I, с которым отправился в поход в Италию, но, заболев дорогою, был вынужден возвратиться обратно. По смерти великого магистра, герцога Фридриха Саксонского (14 декабря 1510), германские рыцари, преемником ему, избрали Альбрехта; 13 февраля 1511 г. при передаче Альбрехту орденских знаков он был возведен в высший сан духовного рыцарства. В 1511 году рыцари Тевтонского ордена избрали Альбрехта своим великим магистром. Стремился избавить Орден от вассальной зависимости — подчинения польскому королю Сигизмунду I Старому, который был его дядей. Будущий герцог Пруссии происходил из южно-немецкого рода, который попал в анналы истории в 12-м столетии. Гогенцоллерны были известны как бургграфы Нюрнберга. Они обладали довольно скромными владениями во Франконии. В XV-м веке семейство разделилось: в 1415 году Гогенцоллерны получили титул маркграфов Бранденбурга. Знатный дом постепенно перемещался на восток. В ноябре 1512 г. вновь избранный великий магистр совершил свой въезд в Кенигсберг. Избрав Альбрехта, рыцари надеялись, что его родственные связи с польским королем Сигизмундом помогут им освободиться от ленной зависимости от Польши, но действительность показала всю тщетность этих надежд. Долгие дипломатические переговоры по вопросу о подчинении, которого требовала Польша, привели наконец к окончательному разрыву. В декабре 1519 г. вспыхнула война, обратившая цветущее герцогство в пустыню. Оставленный на произвол судьбы папою и императором, родственниками и друзьями, Альбрехт был вынужден заключить в 1521 году Торнское перемирие. Тщетно просил он о помощи в продолжение трех лет германских императоров, посетив в это время многие дворы, но зато познакомился в Нюрнберге с Оссиандером, а в Виттенберге с Лютером, которые склонили его в пользу Реформации. Лютер сам посоветовал ему преобразовать духовно-аристократический орден в светское герцогство, однако переговоры по этому поводу затянулись до наступления окончательного срока перемирия, и лишь 8 апреля 1525 г. был подписан в Кракове мир, по которому Пруссия обратилась в герцогство, подвластное Польше и наследственное в семействе Альбрехта. Вслед за тем в Пруссии без труда была введена Реформация, но жизнь Альбрехта омрачалась год от году разорительным для него восстанием крестьян, тяжелой зависимостью от Польши и еще более тяжелой зависимостью от прусских чинов, от надменных дворян, строптивых мещан и в особенности от упрямых и бесхарактерных богословов. Университет, основанный им в 1544 г. в Кенигсберге (Collegium Albertinum), сделался очагом волнений, вызванных самыми мелочными и гнусными страстями; главною причиною того, что вражда сделалась непримиримою, был личный характер Оссиандера, которому Альбрехт был обязан своим обращением к Реформации и которого он вызвал в Пруссию в 1549 г. Впрочем, взгляды Оссиандера проповедовались и после его смерти (в 1552 г.); во главе его последователей стал пастор Иоганн Функе. К богословским распрям присоединились с самого начала несогласия политические: оппозиция чинов против придворной партии, стремившейся к централизации власти, встретила поддержку в старолютеранской партии, и ей удалось возвести лучших советников Альбрехта, в том числе и пастора Функе, на эшафот. Разбитый нравственно и телесно, Альбрехт скончался 20 марта 1568 г.

Первою его супругою была Доротея, принцесса датская (1526-1547); от второй жены Анны Марии, герцогини Брауншвейгской (1550), у него родился его наследник, Альбрехт Фридрих (29 апреля 1553), умерший днем позже самого Альбрехта (21 марта 1568 г.). Ср. Иог. Фойгт, «Briefwechsel der ber;hmtesten Gelehrten des Zeitalters der Reformation mit Herzog Albrecht von Preussen» (Кенигсберг, 1841 г.). Бачко, «Geschichte Preussens» (т. 4, Кенигсберг, 1795 г.).

Альбрехт получил воспитание при дворе кёльнского архиепископа Германа IV, сделавшего его каноником.

Альбрехт был третьим сыном Фридриха I маркграфа Бранденбург-Ансбахского и Софии Ягеллонки. В дальнейшем его родство с польской королевской династией поможет в дипломатических контактах с монархом Польско-Литовского государства.
Альбрехт родился 17 мая 1490 года в Ансбахе. Судьба младшего наследника всегда была незавидной в знатных семействах: его с детства готовили к церковной карьере, хотя он воспитывался согласно светским традициям и рыцарской этике. В 15-летнем возрасте Альбрехт отправлен в Кёльн. Позднее, в 1508-1510 годах, он участвовал в походах со своим отцом и братом в Венгрии — таким образом, молодой человек надеялся получить наследство. В феврале молодой представитель Гогенцоллернов посвящён в рыцари Тевтонского ордена, а через четыре месяца орденский капитул утвердил его в должности верховного магистра. Примерно в то же время отец даровал ему цепь ордена Лебедя — династического знака Гогенцоллернов.
Альбрехт Бранденбург-Ансбахский обменивается дипломатами с Василием III
В декабре 1519 года началась война Тевтонского ордена с Польшей. Альбрехт обращался за помощью к Германии, но император Карл V отказал ему. В феврале 1517 года в Москву прибыл первый посланник Ордена Дитрих Шонберг, который вёл активные переговоры с представителями великого князя Василия III. Они увенчались заключением первого международного договора между Московским княжеством и Тевтонским орденом. Союзный трактат был подписан 10 марта 1517 года. Посланники Москвы неоднократно появлялись на землях Ордена и не только с грамотами, но и с бочонками серебра для найма войска и продолжения военных действий. Некоторые авторы считают [Альбрехт Прусский — дипломат и реформатор], что в память об этом союзе самый большой зал замка Кёнигсберг получил название Московского зала (Зала московитов). Большая часть Пруссии была опустошена войной, и Альбрехт был вынужден в 1521 году заключить с Польшей четырёхлетнее перемирие в Торне. Тщетно просил он о помощи императора и князей.

Познакомившись с Мартином Лютером и Меланхтоном, гроссмейстер католического ордена Альбрехт склонился на сторону реформации. 28 февраля 1523 года реформатор обратился с открытым письмом «К рыцарям Немецкого ордена», убеждая их в том, что Орден давно изжил себя и как клерикальная, и как светская организация, что его существование абсурдно, что вместо распутного образа жизни, в котором погрязли многие братья вопреки обету безбрачия, следует перейти к истинному — супружескому — целомудрию. Это письмо возымело действие, и уже весной 1523 года на рейхстаге в Нюрнберге Альбрехт публично высказался в положительном смысле о реформационном движении. Эволюция взглядов великого магистра послужила сигналом для определённых кругов в Польше, и очень скоро произошло важное событие, предоставившее Альбрехту шанс мирного урегулирования прусско-польского конфликта.

8 апреля 1525 года был подписан Краковский мир, по которому Пруссия, будучи прежде орденским церковным государством, была преобразована в герцогство (стала светским — «секулярным», — государством), подвластным Польше и наследственным в семействе Альбрехта. Вслед затем в Пруссии без труда была введена реформация (лютеранство). 10 апреля на городской площади Кракова Альбрехт прилюдно принёс присягу королю Польши как герцог Пруссии.
 
Лукас Кранах Старший. Портрет Альбрехта Бранденбург-Ансбахского, герцога Пруссии. 1533

Упразднялись орденские службы, но коренных изменений в систему управления Альбрехт не стал вносить — орденские наместники стали оберратами (верховными советниками), комтуры — главами управлений. Важным событием стало привлечение в страну иностранных купцов и переселенцев (в основной своей массе евреев), бегущих из своих стран вследствие религиозных гонений. Этот шаг в определённой степени смог исправить тяжёлое положение в экономике.
В 1529 году Альбрехт заложил основу замкового книжного собрания, сложившуюся в так называемую «Серебряную библиотеку». Библиотека пополнялась за счёт покупок и даров. Кроме того, книготорговцам было предписано безвозмездно передавать в её фонды по одному экземпляру каждого продаваемого издания. К концу жизни Альбрехта замковая библиотека насчитывала уже около девяти тысяч титулов. Альбрехт всемерно содействовал развитию книгопечатания в собственном крае. Таким образом он, положил начало не только профессиональному типографскому делу в Пруссии, но и зачаткам журналистики.
Заботясь о просвещении подданных в лютеранском духе и, невзирая на расходы, герцог приглашал в страну образованных людей. Альбрехт основал в своей стране школы, гимназию и в 1544 году университет в Кёнигсберге (Collegium Albertinum), напечатал на свои личные средства учебники. Однако университет сделался очагом волнений, вызванных самыми мелочными и гнусными страстями; главной причиной того, что вражда сделалась непримиримой, был личный характер Озиандера, которому Альбрехт был обязан своим обращением к Реформации и которого он пригласил в Пруссию в 1549 году. Впрочем, взгляды Озиандера проповедовались и после его смерти (в 1552 году), во главе его последователей стал пастор Иоганн Функ. К богословским распрям присоединились с самого начала разногласия политические: оппозиция чинов против придворной партии, стремившейся к централизации власти, встретила поддержку в старолютеранской партии, представителям которой удалось возвести советников Альбрехта, в том числе и пастора Функа, на эшафот.

Подражая примеру европейских княжеских дворов, Альбрехт завёл свой хор и инструментальную капеллу, во главе которых стояли приглашённые музыканты, принимал личное участие в составлении сборников песен Пруссии и был даже автором хорала «Все будет так, как хочет Господь».

Герцог Альбрехт умер 20 марта 1568 года на 78-м году жизни в замке Тапиау и был погребён в Кёнигсбергском кафедральном соборе, у восточной стены почётной усыпальницы, где голландцем Корнелиусом Флоресом сооружена его эпитафия. В тот же день в Нойхаузене умерла вторая супруга герцога Анна Мария в возрасте 36 лет.

Альбрехт Бранденбургский вошёл в историю как один из самых великих немецких деятелей эпохи Возрождения. Именно при его правлении были заложены основы экономического, политического и культурного развития в Пруссии.

После смерти Альбрехта I на престол взошёл его сын Альбрехт Фридрих (1553—1618). Однако будучи человеком с психическим заболеванием, он не смог управлять герцогством самостоятельно. Польский король назначил ему регента — Георга Фридриха, маркграфа Бранденбург-Ансбахского.

В 1618 году герцог Альбрехт Фридрих умер, тем самым оборвав мужскую линию наследования. По условиям Краковского договора, который подписал Альбрехт I в обмен на согласие польской короны на преобразование орденского государства в светское, герцогство должно было перейти в полное владение Польши. Однако, искусно воспользовавшись тяжёлым внутренним положением Польши, бранденбургские курфюрсты смогли добиться признания права наследования. В исторических источниках появилось Бранденбургско-Прусское государство, в состав которого входило Бранденбургское курфюршество и Прусское герцогство.

В Кёнигсберге около замка был установлен памятник Альбрехту, отлитый Иоганном Фридрихом Ройшем. Утраченный после Второй мировой войны, он был реконструирован к 750-летию города и установлен на прежнем постаменте, но у Кафедрального собора. К юбилею восстановлена и скульптурная работа Вильгельма Людвига Штюрмера на Королевских воротах. Кирха памяти Герцога Альбрехта разобрана в 1970-х годах.

Семья
Первая жена с 12 февраля 1526 года — Доротея Датская** (1504-1547), дочь датского короля Фредерика I. У них было шестеро детей:
•Анна София Прусская (1527—1591)
•Екатерина (1528)
•Фридрих Альбрехт (1529—1530)
•Люсия Доротея (1531—1532)
•Люсия (1537—1539)
•Альбрехт (1539)

От второй жены Анны Марии, герцогини Брауншвейгской (1550), у него родился его душевнобольной наследник Альбрехт Фридрих (29 апреля 1553).

**) Доротея Датская (дат. Dorothea af Danmark; 1 августа 1504, Готторп, Шлезвиг — 11 апреля 1547, Кёнигсберг) — датская принцесса, жена первого прусского герцога Альбрехта.
Доротея была дочерью герцога Фридриха Голштинского и Анны Бранденбургской. После того, как в 1523 году её отец стал королём Дании, был предложен проект её брака с герцогом Ричардом де ла Полем, претендентом на престол Англии, последним из Йоркской династии. Этот проект поддерживал французский король Франциск I, но из него ничего не вышло.
В 1525 году поступило предложение о браке из новообразованного герцогства Пруссия. Брак был организован немецким канцлером её отца Вольфгангом фон Утенхофом, и состоялся в феврале следующего 1526 года. 12. Фев. В 1526 году брачный контракт был заключен. Д. получила приданое в размере 20 000 гульденов, из которых была выплачена только половина. 22 июня 1526 года принцесса отплыла с многочисленной и знатной свитой в Кенигсберг.В июне 1526 года Доротея прибыла в Кёнигсберг, и у неё сложились хорошие отношения с мужем. Пока на датском престоле царствовали её отец и её брат, Доротея обеспечивала хорошие отношения между королевством Дания и герцогством Пруссия. Альбрехт и Доротея поддерживали активную переписку с Кристианом III, служили его политическими советниками и присутствовали при его коронации в Копенгагене в 1537 году, были крёстными родителями племянника Доротеи — Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургского герцога Ганса II. Между прусским и датским дворами существовала, особенно после восшествия на престол Кристиана III, оживленная связь, которая выражалась в обширном и весьма интимном обмене письмами между двумя дворами. Д. и ее муж были услужливыми, хотя порой и несколько навязчивыми советниками своего брата и зятя, и дружеские отношения между герцогом и королем поддерживались до тех пор, пока была жива Д. В 1537 году пара присутствовала на коронации Кристиана III в Копенгагене, а молодой герцог Ганс воспитывался вместе с ними в Кенигсберге с 1536 по 1542 год.
11 апреля 1547 года Д. скончалась в Кенигсберге, в соборе которого до сих пор находится великолепный памятник ей и ее мужу, умершему всего 20 лет спустя.
Источник: Аллен, Три Севера. История королевства. V, 243.
Исторический журнал 4. Р. VI.
Мёллеруп.




Верховный магистр Тевтонского ордена
Альбрехт стал первым лицом в Ордене: на его плечи легла масса проблем и вопросов внутренней организации и внешних сношений военно-духовного братства. Тевтонцы имели в активе порядка 300;400 рыцарей в то время. Важно отметить, что главным соперником магистра в регионе был его родной дядя — король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд I Старый. Руководство Ордена надеялось, что родственные связи помогут Альбрехту смягчить условия заключённого ранее Торуньского мира, который поставил рыцарей тевтонского ордена в очень неудобное положение. Но первые годы управления Орденом были не самыми удачными в жизни Альбрехта.
 
Откровенно говоря, он не очень ответственно подошёл к делам организации и стал заниматься ревизией политического наследия своего предшественника. Также он ввязался в войну с польским королевством, надеясь на поддержку императора Священной Римской империи Карла V в конфликте, начавшемся в 1519 году. Ожидания магистра не оправдались. Затраты на войну с Польшей были неподъёмными.
В такой ситуации Альбрехт принял решение вернуться в родные пенаты. Во Франконии он стал зарабатывать деньги как командир наёмных подразделений ландскнехтов, которые оказывали помощь то папе римскому, то служили императору. Должность магистра Тевтонского ордена Альбрехта совершенно не устраивала в то время, и он пытался найти любой способ сбросить с себя эти обременительные полномочия.
 
В среде ландскнехтов довольно быстро распространялись идеи доктора богословия из Виттенберга Мартина Лютера. Альбрехт заинтересовался ими и решил завязать контакты с «саксонским еретиком». 29 ноября 1523 года в Виттенберге состоялась встреча Альбрехта и Мартина Лютера. Магистр также познакомился с ближайшим другом и учеником Лютера Филиппом Меланхтоном. Беседы с отцом немецкой Реформации повлияли на будущего герцога Пруссии. Лютер направил послание рыцаря Немецкого ордена. Он также посоветовал магистру преобразовать Орден в светское владение.
Война с Польшей закончилась формально в 1521 году. При посредничестве Карла V было заключено перемирие на четыре года в Торуне. Кёнигсберг тем временем стал центром Реформации в землях Ордена: там появились первые проповедники нового вероучения. При этом попытки как-то облегчить итоги перемирия для Ордена не увенчались успехом.
В апреле 1525 года в столице польского королевства Кракове Сигизмунд и Альбрехт подписали документ, который положил конец войне и провозгласил магистра Ордена светским правителем Пруссии и ленником короля Польши. Это был поворотный момент в истории региона. «Прусский оммаж» увенчался успехом. Другие филиалы Ордена в Европе быстро поняли, что приближается их последний час.
 
Первый герцог Пруссии
Опорой герцога Пруссии стала Реформация. Два епископа вполне мирно сложили с себя властные полномочия в пользу Альбрехта и остались при своих должностях в новой церкви. Была проведена реформа внутреннего управления. Появились четыре совета: гофмейстера, бургграфа, канцлера, гофмаршала, которые позднее, с образованием прусского королевства (с 1707 по 1804 гг.), переименовали в министериумы.
Изменилось административно-территориальное деление герцогства. Появилось три района: Замландский, Натангенский и Оберландский. В 1560 году к ним присоединились Курляндский район, Гробин и Пильтен в качестве залога. Орденские наместники стали верховными советниками, комтуры — главами управлений.

После начала секуляризации земель Ордена Альбрехт был вынужден пойти на уступку дворянству.

В 1542 году утверждён закон, согласно которому высшие должностные лица в стране — оберраты — выбирались из дворян.

При Альбрехте в Пруссии активно создавались библиотеки, приглашались для работы виднейшие умы эпохи — ученики Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Николай Коперник. Также герцог стал основателем Кёнигсбергского университета.

В 1568 году прусский герцог Альбрехт Бранденбургский скончался. Ему удалось заложить крепкий фундамент прусской независимости и самостоятельности в политике, что поможет государству возвыситься в 18;19 столетиях.

Источники
• Бокман, Хартмут. Немецкий орден: Двенадцать глав из его истории / Пер. с нем. В.И. Матузовой — М.: Ладомир, 2004
• Кретинин Г.В., Брюшинкин В.Н., Гальцов В.И. и др. Очерки истории Восточной Пруссии. — Калининград: Янтарный сказ, 2002
• Зорин В.Н. Альбрехт I Прусский: Жизнь и судьба на фоне трех портретов. Калининград, 2000
• Ernst Theodor Thiele: Das Gesandtschaftswesen in Preussen im 16. Jahrhundert, Musterschmidt Wissenschaftlicher Verlag, G;ttingen, Frankfurt, Berlin 1954

Его преемник Альбрехт II Фридрих (1568-1618) страдал слабоумием и, поэтому Польша в 1577 году назначила собственных администраторов герцогства, которыми с 1603 года были курфюрсты Бранденбурга. После смерти Альбрехта II Фридриха в 1618 году курфюрсты Бранденбурга, которые тоже принадлежали к династии Гогенцоллернов, унаследовали титул прусских герцогов, однако Пруссия по-прежнему считалась вассалом Жечи Посполитой.
       
Лишь в 1657 году, воспользовавшись тяжёлым положением Польши в войнах со Швецией, Руским царством и запорожскими казаками, Бранденбург добился подписания Велявско-Быдгощского трактата с Польшей, по которому герцогство Пруссия становилось независимым и примыкало к Бранденбургу.

1547 год. Дело Ганса Шлитте или первые антироссийские санкции.

Иван IV направил ко двору императора Карла V якобы саксонца, а на самом деле еврея Ганса Шлитте с просьбой «привезти в наше государство... мастеров и докторов...». Шлитте выполнил задание, но дальше начались драматические интриги! Ливонская конфедерация, опасаясь усиления экономического и военного потенциала России, сделала все для того, чтобы ни сам Шлитте, ни набранные им специалисты до России не добрались…

Карамзин Н.М. Собрание Сочинений. — Т. VIII. Глава III. Продолжение государствования Иоанна IV. Г. 1546-1552

К сим, можно сказать, великим намерениям Иоанна принадлежит и замысл его обогатить Россию плодами искусств чужеземных. Саксонец Шлитт в 1547 году был в Москве, выучился языку нашему, имел доступ к Царю и говорил с ним об успехах художеств, Наук в Германии, неизвестных Россиянам. 20-летний Иоанн слушал, расспрашивал его с любопытством и предложил ему ехать от нас Посланником в Немецкую землю, чтобы вывезти оттуда в Москву не только ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков, но и людей искусных в древних и в новых языках - даже Феологов! Шлитт охотно взялся услужить тем Государю и России; нашел Императора Карла V, в Аугсбурге, на сейме, и вручил ему Иоанновы письма о своем деле. Император хотел знать мнение сейма: долго рассуждали и согласились исполнить желание Царя, но с условием, чтобы Шлитт именем Иоанновым обязался клятвенно не выпускать ученых и художников из Московского государства (России) в Османскую империю (Турцию) и вообще не употреблять их способностей ко вреду Немецкой Империи. Карл V дал нашему посланнику грамоту с дозволением искать в Германии людей, годных для службы Царя; а Шлитт набрал более ста двадцати человек и готовился плыть с ними из Любека в Ливонию. Но все разрушилось от низкой, завистливой политики Ганзы и Ливонского Ордена. Они боялись нашего просвещения; думали, что Россия сделается от того еще сильнее, опаснее для соседственных Держав; и своими коварными представлениями заставили Императора думать так же: вследствие чего Сенаторы Любекские беззаконно посадили Шлитта в темницу; многочисленные сопутники его рассеялись, и долго Иоанн (на самом деле Опекунский совет при малолетних царевичах – Л.С.) не знал о несчастной судьбе своего Посланника, который, бежав наконец из заключения, уже в 1557 году возвратился в Москву один, без денег, с долгами и с разными легкомысленными предложениями: например, чтобы Царь (на самом деле Опекунский совет при малолетних царевичах – Л.С.) помогал Императору людьми и деньгами в войне Турецкой, дал ему аманатов (двадцать пять Князей и Дворян) в залог верности, обещался соединить Церковь нашу с Латинскою, имел всегдашнего Посла при дворе Карловом, основал Орден для Россиян и чужестранцев, нанял 6000 Немецких воинов, учредил почту от Москвы до Аугсбурга, и проч. Хотя благое намерение Царя (на самом деле Опекунский совет при малолетних царевичах – Л.С.) не исполнилось совершенно, от недоброжелательства Любчан и правительства Ливонского, после им жестоко наказанного; однако ж многие из Немецких художников, остановленных в Любеке, вопреки запрещению Императора и Магистра Ливонского умели тайно проехать в Россию и были ей полезными в важном деле гражданского образования.

К делу Ганса Шлитте.
Копенгагенские акты, относящиеся к русской истории. Первый выпуск 1326-1569 гг. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. № 4. М. 1915

Как известно, дело это касается наболевшего в то время вопроса о заполучении для нас из Германии нужных людей. Еще Андрей Боголюбский выписывал из-за границы художников и архитекторов, а Василий III Иоаннович, бывший, фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, законченным русофобом и считавший себя по крови немцем, уже «не однова» приказывал к датскому королю со своими и с его посланцами: «Которые будут у тебя мастеры в твоей земли Фрязове архитектоны, ...и которые мастеры горазды каменого дела делать и литцы, которые умели бы лить пушки и пищали, и ты б тех мастеров к нам прислал» (Русск. Историч. Библиотека, т. XVI, стб. 31), и т.п. — Искания эти оставались, однако, без удовлетворения. На Западе стали уже бояться России. В 1548 г. («Датский Архив», стр. 288; по Соловьеву в 1547 г.) 20-летний Иоанн впервые обратился по этому предмету к императору Карлу V, отправив к нему саксонца Ганса Шлитте с просьбою о присылке богословов, докторов прав, сведущих людей, каменщиков, литцов, пороховщиков, ружейных и панцирных мастеров и проч. В этот раз на просьбу свою царь получил форменное согласие Карла. Но фактически согласие императора не привело ни к чему. Шлитте, набрав 123 человека, «привез уже их в Любек, как ливонское правительство представило императору опасность, какая может произойти от этого для Ливонии и других соседних стран, и достигло того, что Карл дал магистру полномочие не пропускать в Москву ни одного ученого и художника. Вследствие этого Шлитте был задержан в Любеке и посажен в тюрьму, а набранные им люди разорялись» (Соловьев, т. VI, стр. 439-440). Продержали его в заключении полтора года и затем не захотели пропускать назад в Россию. В начале 1554 г. Шлитте обращался за покровительством к королю датскому Христиану III. Самый отзыв императора на посольство Шлитте по-видимому никогда не был получен в Москве: его отняли у Шлитте Любчане.

Упорный якобы саксонец, а на самом деле еврей не захотел, однако, оставить порученной ему задачи и продолжал добиваться ее осуществления. Около 1556 г. им между прочим составлен был по-немецки проект царского ответа на упомянутый отзыв императора (Документ указан в «Датск. Арх.» (стр. 57, № 185), но вследствие ошибки в самом тексте списка, неправильно отнесен к 1556 г.).

Усердно настаивая на прежней просьбе о доставлении в Россию сведущих людей, мастеров и проч. и прибавляя к ней новую — о присылке воинов и полководца, автор проекта, старается доказать что христианским государям нечего опасаться усиления Московского государства, что сам царь, бывший, фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, законченным русофобом и считавший себя по крови немцем и все «русские», имя которых в документе ни разу не упомянуто — истинные христиане, готовые даже воссоединиться с Латинскою церковью (?), и что Иоанн бывший, фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, законченным русофобом и считавший себя по крови немцем искренно расположен к родственной ему по происхождению Германской нации. Вместе с тем императору, по смыслу грамоты вторично, делается поистине грандиозное предложение денежной и военной помощи для борьбы с общим врагом христианства, турецким султаном, на общее благо Христовой церкви. В частности не лишены интереса тонкие упреки, в виде предостережения для будущего, делаемые католической Германии, допустившей падение Греческой церкви и Византийской империи и способствовавшей тем усилению османов (турок), которые впоследствии разгромили самую Германию и Венгрию; предложение брачных союзов между обоими дворами; стремление ввести Poccию в семью европейских государств; предположение содержать при цесари постоянного посла; учреждение «русского» (кавычки мои – Л.С.) ордена («Рыцарства и Свободы») и проч.

Нельзя не признать, что вообще Шлитте вполне проникся взглядами 20-летнего бывшего, фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, законченным русофобом и считавшим себя по крови немцем, Иоанна. Но проект вряд ли был когда-нибудь представлен им на утверждение царя (Le P. Pierling S. J. — La Russie et le saint-Siege, etudes diplomatiques, I. Paris, 1896, pp. 332-333). Между тем, преследуя без сомнения уже личные цели, он, как кажется, выдавал проект, за состоявшуюся грамоту Иоанна. Не его ли заботами был тогда же отпечатан в отдельных оттисках текст проекта ? Один из оттисков попал в Копенгаген.
Датчане придавали этой апокрифической грамоте особое значение. — В конце Иоаннова царствования, в стремлении обрести новый выход к морю, мы начали мирно захватывать чужую, Мурманскую, т.е. Норманскую, землю и укрепили Колу, при чем в споре с Датчанами утверждали, что владеем Лапландиею исстари. Датчане же, считавшие Лапландию принадлежностью короны Норвежской, в числе других доводов опирались на грамоту, как на доказательство недавнего сравнительно вторжения нашего в этот край. Они ссылались именно на упоминаемое в грамоте намерение царя бывшего, фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, законченным русофобом и считавшим себя по крови немцем, обратить в христианство диких лопарей, — и заключали из этого выражения, что в то время лопари и Лопская земля не находились еще под властью Московского государства.


Рецензии