12 апреля - праздник, который отмечает все

           Приближается день, который    всю историю человечества на планете ЗЕМЛЯ  фактически разделил на две части: ДО полёта Юрия Гагарина в космос и ПОСЛЕ. Для меня эта дата символична ещё четырьмя моментами: 1) Я учился в Оренбургском ВАУЛ, которое 12-ью годами раньше закончил Юрий Алексеевич Гагарин. Причём, он дважды прилетал в родное училище и встречался с нами – курсантами.

           2) 12 апреля 1989 года в городе Николаеве, аэродром «Кульбакино», на бомбардировщике-ракетоносце ТУ-22м3 «Бэкфайер» совершил свой первый полёт на сверхзвук, (такой же тип ЛА несколько дней назад потерпел катастрофу в Иркутской области).

          3) Мой правый лётчик (ТУ-16к-26) Юрий Лончаков за 19 лет пребывания в отряде космонавтов РФ совершил три космических полёта и прошёл путь от «рядового» космонавта-испытателя до командира отряда, и впоследствии, начальника ЦПК им. Ю.А. Гагарина, «Герой Росси».

            4) 12 апреля 1989 года на аэродроме Морской авиации СССР Кульбакино (Николаев) погиб экипаж начальника исследовательского отдела 33 ЦБП и ПЛС полковника Багаева Анатолия Ивановича. Штурману корабля ТУ-22м2 Александру Ручко удалось спастись. Саша за счёт высочайшей выучки и психологической постоянной готовности к покиданию ЛА, сумел катапультироваться при крене самолёта 90 градусов и высоте 20 метров …

             Оператор, которому он левой рукой успел дать команду – «УХОДИМ», вышел на «свежий воздух» вслед за ним, но уже при крене «Бэкфайера» 110 градусов – в итоге выстрелил себя прямо в землю, рядом с полосой.

          Лишь через два года до руководства авиации ВМФ дошло, что штурман совершил подвиг по спасению собственной жизни в безвыходной ситуации, и Сашу наградили орденом Красной Звезды. А на ещё 24 самолётах Советского Союза нашли подобные трещины и на всех вторых сериях были заменены крылья на усиленное «троечное» (ТУ-22м3) крыло.

     Так экипаж половника Багаева Анатолия Ивановича, второй пилот майор Анатолий Полтавцев, мой друг - однокашник, и штурман-оператор капитан Александр Полинер ценой своей жизни спасли не один экипаж Дальней и Морской Ракетоносной авиации. Пусть земля им будет пухом, а мы каждый год собираемся 12 апреля в 11.47 местного времени у братской могилы экипажа, поминаем ребят, и пока мы о них помним, они живут...

       5) Чечельницкий Владимир
Вчера, 16:45
Кому:вам
          Привет, брат! Прочитал крайний опус. Зачет, но ты забыл, что 12 апреля 1999 г. ушел на небеса наш батя. Вечная ему память. Рассказ Жаны понравился.
Я еще выделяю солнечных людей, слава богу по жизни с такими встречался.
Обнимаю.

               Видите, как тесно переплетены сразу 5 событий для меня в этой дате – 12 апреля. Ну, а теперь вспомним о том, с кого всё начиналось:

                ИЗ БИОГРАФИИ Ю.А. Гагарина

     Гагарин Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. В 1941 году будущий космонавт пошел в школу, однако из-за немецкой оккупации обучение пришлось прервать до 1943 года.

           24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Юра окончил шестой класс Гжатской средней школы. Родители и учителя уговаривали его окончить семилетку в Гжатске, но Юрий хотел продолжить учёбу в Москве, где жили родственники. Попасть в Москву не удалось: пока родители готовили сына к отъезду, набор в московские ремесленные училища уже закончился.

         Только 30 сентября с помощью дяди, Савелия Ивановича Гагарина, Юрию удалось поступить в Люберецкое ремесленное училище № 10, где он также участвовал в художественной самодеятельности — играл в духовом оркестре на трубе. Одновременно Юрий поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. Во время учёбы, 16 декабря 1949 года, вступил в комсомол. Седьмой класс вечерней школы окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

         В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение, где помимо учёбы проявил себя как хороший физкультурник и секретарь ДСО «Трудовые резервы». 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб ДОСААФ СССР. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, окончил с отличием учёбу и совершил на спортивном аэродроме Дубки первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

Карьера в авиации

27 октября 1955 года Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в г. Оренбург (в то время — город Чкалов) в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в то время лётчика-инструктора Я. Ш. Акбулатова. В военном училище Юрия Гагарина назначили помощником командира взвода. Несогласные с высокими требованиями, несколько подчинённых избили Юрия, после чего он около месяца провёл в госпитале. Но, вернувшись в училище, сержант Гагарин не снизил требовательного отношения ни к себе, ни к товарищам.

          В учёбе Юрий по всем дисциплинам имел самые высокие баллы. Не удавалось ему освоить только момент посадки — самолёт то и дело клевал носом. Руководство училища приняло решение об отчислении. Но приказ не подписывали, потому что Юрий плакал, говорил, что без неба не может жить. В последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, что влияло на угол обзора и снижало чувство земли. Гагарину подложили на кресло толстую подкладку, после чего он справился с заданием. 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием.

           В течение двух лет служил в Луостари (Мурманская область) в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию «Военный лётчик 3-го класса». Воинское звание — старший лейтенант.

                РЕЗЮМЕ

     Действующих лётчиков и особенно тех, кто только мечтает об этой профессии, прошу обратить внимание, от каких, казалось бы, «мелочей» зависит успешность освоения процесса пилотирования самолёта или вертолёта. Ведь Юрий Алексеевич до училища уже летал в аэроклубе, а всё равно возникли трудности при выполнении посадки…

           Вчера  Юре позвонил, хотел поздравить с праздником, он ответил:- "Василич, сейчас занят, позже перезвоню", и отключил тлф. Пока отправил ему СМС: "Жду, но торопись медленно - спешка нужна при ловле блох!"
                Полковник Чечель   04.04.2025 09:34

              С Юрой имел 1,5-часовую беседу по видео (ватсап) с распитием "прохладительных" напитков: они с генералом Лёшей Сердюком, по "странному" совпадению заехавшему отметить день ВВС ТОФ - "приголубили" французский коньяк "Арманьяк"",  а мы с Ирой, (чтобы название напитка было тоже на А) - "Амаретто".

         А вообще, народ, если бы вы знали, сколько прикольных моментов мы сегодня вспомнили, которые понятны только нам, кто в них участвовал, например, как мы с ним на коньках по первому ещё очень тонкому декабрьскому льду объехали вокруг всё Гороховое озеро – это, км 8 - 10 с гаком.

           Лёд гнулся, трещал, а мы всё неслись в своей бесшабашной отваге... Хотя каждый из нас по паре раз сумели провалиться и намочить штаны по самое «не хочу», зато с каким удовольствием мы потом вдвоём парились в нашей бане на берегу озера!!!

            Но Юра не знает всего. Дело в том, что Командующий ВВС БФ Пётр Иванович Гончаров представил личному составу 12 омрап, как командира полка, завёл меня в мой кабинет и молвил: "ВВ, а теперь прими самое "дурное" решение, и заставь его выполнить!"

Я: "Зачем, тов. Командующий?"

Он: "А чтобы все поняли, что пришёл НОВЫЙ командир!!!"

            Ну, я не решился принимать "дурное" решение для всего личного состава полка, а сначала на одном Лончакове решил выполнить этот Указ Командующего, потому что бежать на коньках по такому льду - это было "дурное" решение...

             Но Юра его выполнил без колебаний, а я тем самым проверил своего правого лётчика на "вшивость" и понял, что "с ним можно идти в разведку..."

       А с Алексеем Игоревичем Сердюком вспомнили, как на генеральной репетиции перед днём ВМФ (Нептуна) я со всей «дури» всадил ему армейский штык-нож в правую руку, которой он делал блок «аге-уке», защищаясь от удара ножом сверху. Руку пробил до кости: «Ну, что доигрались? Выступать не будем?», - говорю.

               А Лёша: «Командир, будем, но сначала гоним на Вашей машине в сан.часть»! Там хирург, всё зашил, обработал, перевязал – под кимоно повязку не видно. Короче, на следующий день мы полноценно участвовали в празднике в честь дня ВМФ - «Бой пиратов», всё обошлось – никто не узнал!!!

   В общем, под тосты: за день Космонавтики, за наш 12 омрап, «третий тост», за Морскую авиацию, за наших жён, которые умеют ждать, за Друзей и т.д. -  вспомнили столько прикольных весёлых моментов нашей 40-летней дружбы, что однозначно можно делать Вывод – «Разминка» перед днём Космонавтики удалась!!!»

            Всех с наступающим праздником! Будем жить!!!

       


Рецензии
Очень интересно, с праздником!

Михаил Терц   12.04.2025 15:22     Заявить о нарушении
Благодарю...

Полковник Чечель   12.04.2025 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.