Про ярлыки и амулеты

У нас в селе в ходу были клички. Почти все из нас имели какую-нибудь кличку, а некоторые даже по две. Был Матрос, который никогда матросом не был, был Секретарь, который никогда не был секретарём, Доктором прозвали мужа нашей сельской фельдшерицы, Ваньку Баклушина величали Цыганом за его чёрные глаза, а Павла Овечкина без всякой причины окрестили Паулем. Когда Матрос женился на приезжей учительнице, ей прилепили прозвище Боцман. Через год у них родился сын и его прозвали Юнгой. Даже на разнарядке бригадир не мог обойтись без обзывков: «Доктор поедет жерди заготавливать, а ты, Пауль, дуй на силосную яму...»

Клички не влияли ни на зарплату, ни на премиальные, поэтому на них особо и не обижались. В деревне никому в ум не приходило считать Доктора доктором, Цыгана цыганом, а Секретаря секретарём, хотя, конечно, в каждую кличку народ вкладывал какой-то особый смысл и под новым именем что-то особенное всё-таки подразумевал. Собственно, Доктор с удовольствием захотел бы стать настоящим доктором, а Сектретарь секретарём. Это ведь необидные клички. Были и обидные. В деревне все на виду, чтобы не прилипла обидная кличка, надо было следить за своим поведением и на злые языки не нарываться.

Обзывки в науке называют стигматизацией. Греческое слово стигма означает отметина. В русском языке более употребительны другие синонимы: ярлык, тавро, клеймо. Слова ярлык и тавро тюркского происхождения, а слово клеймо – происходит от немецкого слова Klei. Отсюда фраза «приклеить, прилепить ярлык». Таврить табун, означает выжигать жеребятам на холке тавро - герб владельца. В Древней Греции таврили рабов. Рабы людьми не считались и ходили по городу с клеймом, т.е., со стигмой. Так было раньше, сегодня людей калёным железом не клеймят, клеймят словом.

Эффект тот же. Один и тот же человек в одно и то же самое время может получить в разных местах разные клички. В одном углу планеты его считают бандитом и разыскивают, чтобы посадить в тюрьму, в другом ему куют медаль за мужество и отвагу.

Стигматизация для того и нужна, чтобы люди не путали одно с другим. Вождь, например, в переводе на итальянский язык означает дуче, на испанском это каудильо, на немецком - фюрер. Эти слова на русский язык никогда не переводились и произносились в оригинале. Советскому человеку не должны были приходить на ум какие-нибудь опасные аналогии.
Немецкое слово Rathaus дословно переводится как Дом Советов, но оно вошло в русский язык как ратуша. И наоборот в немецкои языке Дом Советов означает не Rathaus, а Sowjet. Немецких граждан по другую сторону железного занавеса тоже спасали от опасных аналогий.

Миллион лет назад люди научились добывать огонь, тысячу лет назад изобрели порох, сорок лет назад полетели к Луне. Прогресс идёт во всех направлениях, за исключением отношения людей к ярлыкам и идолам. Оно не менялось никогда. Формы менялись, а содержание - нет. Раньше без идолов и амулетов жить было опасно. Идёт, например, первобытный человек по лесу, лес весь кишмя кишит злыми духами, а перврбытному всё нипочём потому, что на шее у него заговорёный амулет. Или, например, лезет к человеку злой дух прямо в пещеру, а перед входом идол стоит. Идолов злой дух боится, покрутится, покрутится да и отвалит. Потом злые духи поумнели и приняли облик сатаны. Человек смикитил, что надо менять амулеты и обзавёлся иконами. Потом злой дух стал Антихристом. Людям пришлось убирать иконы и ставить на их место портреты вождей. 

Злые духи всегда норовят лишить людей их прежнего идола и подсунуть им новый. Если меняются идолы, то надо менять и амулеты. Для взрослых эта операция очень болезненная. В детсаде всё проще. Помните песенку: «Между нами всё порвато, всё порвато и тропинка между нами затоптата, затоптата. Забирай свои манатки и не писай больше в мой горшок.» У взрослых всё сложнее: «Вставай, проклятьем заклеймённый...» Как встанут заклеймённые, так несколько миллионов граждан страна не досчитывается.

Революционеров, которые претендуют не на всё государство, а лишь на его часть, называют сепаратистами. Сепаратор помните? Сливки в банку, банку в холодильник, обрат в ведро и в сарай - поросятам. Если сепаратист живёт в той же стране, что и ты, то его надо называть бандитом, если же он живёт в другой стране, и, если та страна твоей стране не нравится, то таких сепаратистов надо считать героями. Поняли, да? Не перепутайте.

Чужих сепаратистов положено поддерживать морально, материально и стратегически, а своих бить дубинками. Если герои победят, то возникнет новое государство, а все, кто против героев боролся автоматически становятся бандитами и всё идёт по новому кругу ещё раз, как в сказке про белого бычка. Эта сказка очень простая и очень примитивная, но тем не менее здесь очень опасно что-нибудь перепутать.

Не знаю смог ли заинтересовать читателей своими наблюдениями и помочь советом. Если тема осталась непонятной, то лучше всего на неё не распространяться и помалкивать в тряпочку. Если у вас в доме нет никаких амулетов, то тряпочка ведь всегда найдётся. Это самый универсальный амулет. Он годится на любое время и при любом идоле.


Рецензии