В поисках идеала

Каждый человек всю свою сознательную жизнь стремится к счастью, думает о нём, ищет его, строит его… Порою, прочитав множество книг или пребывая под давлением общественного мнения,  человек так искажает образ того счастья, которое заложено в нём самой природой, что  потом десятилетиями  не может встретиться с настоящим счастьем…

Поколение людей, чьё детство и юность  пришлись на  годы советской власти, воспитывалось на книгах Николая Островского и Аркадия Гайдара, Александра Фадеева и  Константина Паустовского, Вениамина Каверина и Валентина Катаева. А ещё нельзя забывать об огромном влиянии  гуманистической  классической литературы  девятнадцатого века,  в которой главной  темой была судьба маленького человека, лишённого, но достойного счастья.  Борьба  против угнетения человека человеком считалась  в той литературе героической и справедливой. И мы ( говорю «мы», потому что  тоже принадлежу к  поколению людей, выросших при советской власти) верили и знали, что счастье  – в служении своей стране, своему народу, в том, чтобы  выбрать себе настоящее дело  всей жизни  – интересную профессию, в том, чтобы  иметь крепкую семью и  верных друзей, чтобы хранить достоинство и честь человека, семьи, своей малой и большой родины.
 
А потом «пришли иные времена» и обрушили наши идеалы… Оказывается, сказали нам,  в жизни человека должны быть совсем иные приоритеты. Тут уже   воспитателями-учителями стали не книги, а   навязчивые средства массовой информации, которые с утра до вечера начали долдонить, как неправильно мы жили и как  важно наконец  прозреть… Жизнь, дескать, одна, нужно ею как можно больше успеть насладиться. Дескать, посмотрите, как живут  за границей, в странах  так называемой  западной демократии, всё у них  есть,  материальный достаток и свобода личности… Дескать, опомнитесь,  все те идеалы, на которых строилось воспитание пионеров  и комсомольцев,   – это  наследие большевистского тоталитаризма. И человеку, мол,  нужно  думать не о нравственности,  а стараться достичь высокого материального  и общественного положения,   обеспечить себе и наследникам  богатую жизнь (неважно, каким путём),  выделиться из серой массы  шикарной машиной,  роскошной  дачей, поселиться в самом престижном месте, повелевать как можно большим количеством людей, иметь возможность  объехать весь мир… Да-да, новый «идеал счастья» завладевал умами людей через средства массовой информации и политику пришедших к власти  реставраторов капиталистического строя. Эти  реформаторы-реставраторы  одно за другим стали уничтожать  завоевания предыдущих поколений…
 
Изменилось всё… Возродились храмы, но  возродились  и классы богатых и бедных… И в первую очередь в  сознание  людей стали внедрять  идеал устройства общества, когда  для каждой группы людей предписывается «свой крест»… Терпение и покорность за обещание   райской жизни после смерти – для одних,   баснословные богатства и  абсолютная власть для обеспечения рая земного –  для других… Образование, книги –  для народа? Зачем? Манипулировать  образованным народом гораздо тяжелее…

Так что же  может дать человеку счастье? Чей идеал ближе к счастью – тот, которым было наполнено  сознание советского человека, строящего  в огне революций и войн общество социальной справедливости, или тот, который прививают нам  сегодня?
 
Вместе с другими  людьми в постсоветской России я тоже искала ответ на вопрос  о счастье в  православной вере. И  пока  в храмах  говорили о   любви к Богу и ближнему, пока провозглашались  принципы  добрых дел и аскетизма, борьбы с гордыней и  ответственности за свою земную жизнь, мне казалось, что я нашла это «счастье»: жить по совести, творить добрые дела,  помогать ближним. Но всё сильнее и сильнее в проповедях  в храме стало звучать не духовное, а политическое: мы должны покаяться перед  царём,  возродить  монархию,  любая власть от Бога,  большевики – это якобы изуверы, которые ввергли страну в пучину революций,  бедный царь ни в чём не виноват… Послушание  властям  прежде всего… Желание социальной справедливости – это  дьявольские происки… Жизнь коротка, –  внушали проповеди в храме, – значит нужно успеть спасти свою душу для вечной жизни, а не заботиться о том, как будут жить на земле   внуки и правнуки  (как будто равнодушие к судьбе будущих поколений может быть  Богом одобрено).  И якобы не только от советского, но и вообще от светского образования – один только вред… Не нужно никакой социальной активности,  не нужно читать  светские книги,  надо идти в храм!
 
Произошла полная смена курса большого государственного корабля. Повержен «коммунистический идол», а на смену ему возвели  «демократический» – с «общечеловеческими ценностями». И  в помощь новой власти  зазвучали  новые проповеди.

И снова пришлось искать: где же идеал счастья? Личного счастья «маленького человека», пришедшего на эту землю  на короткий срок, оказавшегося заложником разных идей,  любой властью превращённого в  винтик огромного механизма. Отработал винтик своё – заменили, на свалку выкинули…

«В поясках и одеялах» – так смешно написала в школьном сочинении одна моя ученица, бездумно  пытаясь списать со шпаргалки  фразу о  Лермонтове, жившем  «в поисках идеала». Слово «идеал»  вытесняется из  человеческого ума, человека пытаются приземлить,  свести его  жизнь к   простому  набору материальных ценностей. Но мне кажется сейчас, что  свой идеал и своё   счастье я  всё-таки нашла.  «Жизнь в лесу на берегу Тунтсайоки» – это  мой  итог поисков счастья. И попытка разобраться, насколько найденное счастье подходит для  других людей.


Рецензии
"А потом «пришли иные времена» и обрушили наши идеалы…"

Как-то странно у вас получается. Жили-не тужили, воспитываясь на высоких идеалах, почерпнутых из книг Николая Островского и Аркадия Гайдара, Александра Фадеева и Константина Паустовского, Вениамина Каверина и Валентина Катаева (что же вы Буревестника революции не упомянули?), а потом всё в одночасье рухнуло, и нас принялись обрабатывать чуждой идеологией. На самом деле в советские времена сама жизнь являла нам примеры несоответствия высоких идеалов и окружающей нас действительности с ее дефицитом, блатом, неустроенным положением сельских жителей, чванством партийных и советских чиновников, материальным неравенством и многим другим. Помню, как из школы учителя вели нас куда-то на экскурсию, а мимо проходили работяги, сотрясая воздух таким матом, от которого до сих пор воротит с души. Нелавно показывали фильм об Эдите Пьехе, в котором она вспоминала, как в ленинградском университетском общежитии наши советские девушки, жившие вместе с ней, просто забирали себе некоторые платья из ее гардероба, объясняя реквизицию тем, что "ты там у себя еще накупишь". Остается считать, что Пьеха лжет: разве так могли поступать наши советские девушки, воспитанные на идеалах шедевров советской литературы?

"И человеку, мол, нужно думать не о нравственности, а стараться достичь высокого материального и общественного положения, обеспечить себе и наследникам богатую жизнь (неважно, каким путём), выделиться из серой массы шикарной машиной, роскошной дачей, поселиться в самом престижном месте, повелевать как можно большим количеством людей, иметь возможность объехать весь мир…"

Вы несколько утрируете - насчет того, что нам внушают не думать о нравственности. И в послевоенные советские времена некоторые наши люди стремились построить служебную карьеру так, чтобы иметь отдельную квартиру, машину, дачу и пристроить детей в спецшколы с прицелом их устройства на загранработу, поскольку такая перспектива позволяла отпрыскам увидеть мир, хорошо заработать и иметь тряпки, о которых мечтали рядовые и несознательные советские молодые люди.

Кстати, в советских школьных учебниках истории, помню, движение декабристов объяснялось тем, что молодые русские офицеры увидели во время заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг., как хорошо и свободно живут люди в Западной Европе, что резко контрастировало с тогдашней российской действительностью.

Очень рад, что вы нашли свой идеал (хотя философы утверждают, что он недостижим).

Алексей Аксельрод   07.08.2025 23:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.