В сердце моем наш журфак мгу

               
              ВОСХОДЕНИЕ  К МИХАЙЛЕ ЛОМОНОСОВУ

      10 ноября я прилетел в Москву из Риги ,  где служил в 60 километрах в  дивизионе ракетных войсках стратегического назначения. Пришел на факультет в шинели и парадной форме с погонами старшего сержанта, иконостасом армейских наград.  О первых ощущениях, когда я зашел за железную ограду на территорию факультета, скажу особо. Старинное здание с колоннами завораживало меня.      Вспомнился  роман «Война и мир» Льва Толстого. Когда-то  его герои ходили тут.  И все это напротив Кремля,  Александровского сада!  Дух захватывает.   
   А когда я стал подниматься по парадной лестнице на второй этаж  прямо к портрету Михайлы  Ломоносова, сердце мое стучало, казалось, что его слышат и другие. Это был не просто подъём по ступеням, а какое-то восхождение.     Уже наверху я понял, что надо успокоиться , и я свернул к образу основателя МГУ и стал смотреть вокруг. Это были студенты, старше и моложе меня.
    - Неужели я стану одних из них?- спрашивал я себя.  - Какие у меня шансы?       Ясных, четких ответов не было и не было.
    - А с другой стороны, почему бы нет?- думал я. - Мой младший брат  Роман уже учится на первом курсе в академии имени Дзержинского (Ракетно-космические войска). Мы закончили с ним одну и ту же школу в Салавате, учились у одних и тех же преподавателей.
    У него хорошо шли точные науки, а у меня — гуманитарные: история, обществоведение, русский язык и литература, английский язык. Он в академии, я в университете. Чем плохо?
   С этими мыслями я пошел в деканат. В моем   дембельском чемодане у меня была папка с заметками и корреспонденциями.  опубликованными в  газете «За Родину» Прибалтийского военного округа с харакатеристикой,   подписанной замполитом  дивизиона майором  Васеевым и парторгом капитаном Артемьевым. 
    Такое, как теперь говорят,  портфолио,  я  отправился  в учебную часть, которая набирала слушателей в  подготовительного отделения для поступление в 1973 год.  О том, как пришла мысль поступать на журфак МГУ,  и как это было,  я написал в конце моих воспоминаниях  «Разве маршалу обо всем расскажешь»  о службе в РВСН,  опубликованной в литературном журнале «Причал». № 8, 2018 года.
    Командир нашей дивизии генерал Г.Ф. Ерицковский, прочтя  повесть, сказал: «Таких воспоминаний о ракетных войсках не было, нужно бы разместить их в интернете для однополчан по службе в Латвии и для всех ракетчиков».      
    Собеседование по приему на факультет со мной проводили инспектор Татьяна Волкова и замдекана Марина Ивановна Алексеева. На некоторые их вопросы я по-армейски отвечал:  - Так точно!  Марина Ивановна  просила меня рассказывать о себе и своем желании учиться на факультете и о  творческих способностях.        Вскоре я понял, что  передо мной не отцы-командиры, надо проще и откровеннее говорить, что думаю. Их реакция вселила в меня надежду, что на факультете я буду ко двору. В тоже день я пошел к  казарме военной академии, где учился мой брат - курсант, младший сержант Роман Сафиканов. 
    А сама академия располагалась за тогдашней  гостиницей «Россия». Дежурный по моей по моей просьбе вызвал брата.  Я сообщил ему,  что оба теперь  будем учиться в Москве.
    Хоть один родной человек есть  в столице. Это уже было замечательно.     Когда я прилетел  домой на Урал, от этой новости особенно обрадовалась наша мама: такого сюрприза о сыновей она не ожидала.
    ...Эта парадная лестница нашего факультета  это не просто ступени, ведущие на второй этаж факультета. Она ведет к основателю нашего Московского университета Михаилу Васильевичу Ломоносову.
    Для меня это не просто Ломоносов не просто историческая личность, а нечто большее. Многие из нас,  издалека прибывших в Москву, помнил, что несколько веков назад сын морехода проделал большой путь с берегов Белого моря в рыбацким обозом ради знаний, постижения наук.  « В не был Дух, алчущий познаний», и нас направил в стольный город,  да еще в главный университет страны.  В первые дни у чебы мы были на первых ступенях восхождения к знаниям и самому Михайле  Ломоносову. Он показал, что может творить великое трудолюбие и талант..      Меня больше всего в этом человеке поразила его универсальность в науках и поэзии. Поэтому, как бы потом преподаватели не призывали к специализации в журналистике, я стоял на принципе: 
     «Для журналиста не должно быть чужих тем», что помогло потом  заняться литературной деятельностью, написал два десятка книг и взяться в том числе о нашем курсе 1978 года выпуска.
     Мы прошли прошли все ступени  учебы на факультете и получили дипломы из рук нашего декана Ясена Николаевича Засурского. Но восхождение продолжается: в творчестве, карьере, самосовершенствовании. Спасибо журфаку,  который навсегда остался в моем  сердце.


Рецензии
"Я спросил у Ясеня, где моя стипендия?...",- из студенческой песни. В ДАСС"е жили?

Андрей Дарин   10.04.2025 13:53     Заявить о нарушении