Анна. Гл. 2. Творчество. Ч. 2
Начало http://proza.ru/2025/04/11/941
УЧЁБА
«Не бойся, что не знаешь,
бойся, что не учишься».
(Лао Дзи, VI - V века до н. э.)
— Припачкаем холст тонировкой, — начинает Сахаров урок и деликатненько шаг за шагом на холсте появляются: небо, облака, река, деревья, их отражение в воде… Картина!
О периоде обучения у Сахарова Анна вспоминает так: «Мало кто верил, что я хочу заняться живописью, продолжить дело своей сестры, преподавать мастер-классы. Сомневались, что так можно справиться со своими эмоциональными моментами. Близкие моей семьи, друзья и родственники поделились на два лагеря: первый лагерь поддерживал, помогал; второй возмущался: «Что ты начинаешь? Куда ты лезешь? Ты же не художник. Таня была художник, а у тебя не получится». Обожаю подобные реплики.
Все мои глобальные сомнения в душе так и оставались со мной. Кто есть я? Чего хочу от жизни? Куда по жизни иду? Я должна была найти ответы на эти вопросы.
Недавно на день моего рождения подруга, произнося тост, сказала так: «Многие, когда приходит к ним идея, пытаются найти отмазки, почему это нельзя сделать. Ищут оправдания, чтобы идею не реализовать, но хотят, чтобы она реализовалась. Аня, ты человек, которому, если пришла идея в голову, начинает искать пути, как реализовать эту идею».
Без страданий, творческого поиска, без испытаний, без переживаний, без ошибок результата не будет! Благодаря этому мы учимся, растём».
— Да, — соглашаюсь я, — человек допускает ошибки. А что такое ошибка? По определению это непреднамеренное, случайное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей; разница между ожидаемой и реальной величиной. Плывя по течению «правильной» жизни, не рискуя, не пробуя, не испытывая, не экспериментируя, можно не допустить ошибок. Но, проходя жизненные уроки, именно ошибки и заставляют нас меняться. Кстати, иронический поэт Георгий Фрумкер заметил: «Мужчина отличается от женщины тем, что перед совершением ошибки всё тщательно продумает». Таков мужской взгляд.
— Мудрость и ум не даются нам от рождения. Именно, совершая эти глупые ужасные неправильные вещи, мы, приобретая мудрость, становимся индивидуальностями. Да покажите мне этого идеального. А кто решает, что правильно, а что нет? Есть люди, которые стесняются своего прошлого, своих ошибок, не принимают себя нынешнего. Всегда легче убежать, переложить ответственность, а лучше забыть. Забыл, значит, и не было.
Я внимательно слушала откровения Анны о периоде учёбы, о важном повороте в её жизни.
— То был период, когда мой мозг очистился от воспоминаний, от ненужной информации. Ненужных сведений. Он хотел впитывать новое. Очень хотел нового. Я удивлялась каждому новому мазку. Ощущала радость. Это потрясающее ощущение! Словно картина — это твой ребёнок. Но юношеский максимализм ещё никуда не делся, и если не получалось – это трагедия. Из крайности в крайность. Я очень насыщена была началом учёбы.
Вспомнила Анна цитату из книги «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо» современного американского писателя Марка Мэнсона: «Стремление к более позитивному опыту — само по себе негативный опыт. И, как ни парадоксально, принятие негативного опыта — позитивный опыт». Эта мысль помогла ей действовать, войти в диалог с родственниками.
Вернее было бы назвать эту книгу «Научись отличать истинные ценности, выкинь из головы глянцевое дерьмо про свою уникальность и право наслаждаться жизнью, принимай ответственность, радуйся урокам, извлекаемым из неудач и боли, и помни: человек смертен». Тонкое искусство заключается в том, чтобы отделять подлинное от подмены, правильное лично для меня от навязанного «общепринятого».
«Сейчас, когда видят мои результаты, — продолжила Анна, — гордятся все. Но никто не знает, каково было проходить этот путь. Как тяжело идти, долбить лбом стену, когда тебе не верят.
Я научилась понимать себя. Кто я? Что я хочу? Что мне нужно? Для чего я хочу это сделать?
В начале моего творческого пути я, как губка, жадно впитывала информацию. Я уже тогда поняла, что хочу идти на художника-универсала, который хочет знать и уметь всё. В принципе это черта моего характера — хотеть всё. Но «хочу всё!» в двадцать один и после тридцати отличаются. А сейчас я больше следую мудрым продолжением.
Всю жизнь я была уверена, что не стоит особо напрягаться, не надо стараться. Есть мама, старшая сестра. Считала, что в нашей семье художник Таня. И этого достаточно. Я же безумно любила алгебру, черчение, химию. Хотя характер мой не давал мне возможность хорошо учиться. И я начала учиться рисовать. Получалось! А когда ты считаешь, что не способен на такое, а оно вылетает из твоих рук, и вылетает потрясающе, ты даже не сразу понимаешь, что это делаешь ты. Очень странно, но очень круто! Чтобы заставить себя понимать, что это делаю я, все свои картины подписывала в правом нижнем углу огромными буквами: Маратканова. Когда смотришь на эту подпись, понимаешь, что это ты сделал. Пришлось так с собой бороться, чтобы понять, что создаёшь такие вещи, не предполагая, что можешь».
Спрашиваю:
— Зачем надо было становиться профессиональным художником?
Получаю ответ:
— Чтобы жизнь прожить не бесцельно. Чтобы оставить след на земле. Чтобы моими успехами гордились.
Сахаров остался довольным успехами Анны. Заставил её преподавать. Она провела несколько уроков в Киеве и вернулась в Севастополь.
Продолжение http://proza.ru/2025/04/11/1016
Свидетельство о публикации №225041101013