Ракета-носитель Союз-2. 1а-Ракета Победы!

Друзья!
Из Сети

"66 лет назад, 17 февраля 1959 года, с космодрома
Байконур успешно стартовала первая серийная
ракета Р-7, изготовленная на Куйбышевском
авиационном заводе №1. Легендарная «семёрка»,
построенная в оборонных целях, стала базой для
создания ракет-носителей для вывода на орбиту
космических аппаратов и важной частью истории
мирного освоения космоса.
Идея создания многоступенчатой ракеты появилась в
конце 1940-х — начале 1950-х годов. Разработкой
занималось Особое конструкторское бюро №1 под
руководством Сергея Королева. Проектирование
летательного аппарата завершилось в 1954 году,
через три года состоялся первый пуск. В октябре
1957 года модифицированная Р-7 «Спутник» вывел
на околоземную орбиту первый искусственный
спутник Земли — так началась космическая эра в
истории человечества.
В 1958 году серийное производство ракет перенесли
на Куйбышевский авиационный завод №1. После
успешного запуска в феврале 1959 года первая
партия усовершенствованных Р-7 встала на
дежурство.
12 апреля 1961 года ракета семейства Р-7 «Восток»,
несущая корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на
борту, успешно стартовала с космодрома Байконур.
Это был первый в мире полет человека в космическое
пространство.
До конца 60-х годов, ракета Р-7 оставалась главным
средством вывода в космос спутников, пилотируемых
космических кораблей и межпланетных
исследовательских аппаратов. На ее основе были
созданы несколько семейств летательных аппаратов
космического назначения: «Спутник»,
трехступенчатые ракеты-носители среднего класса
«Восток-2М», «Восход» и легендарный «Союз».https://oren.aif.ru/
...Други!
 Завтра мы в 64-й раз празднуем замечательную дату-День космонавтики.На днях к  МКС пристыковался очередной экипаж, возглавляемый Сергеем Рыжиковым.Корабль "Союз МС-27" с новым экипажем долетел до МКС всего за 3 часа 11 минут.
Ракета-носитель "Союз-2.1а", которая вывела на орбиту пилотируемый корабль с экипажем Сергея Рыжикова, получила название "Ракета Победы".
Да, 80-летие Великой Победы мы празднуем и космическими успехами!
В.Н.
*****************
1.«Семерка» — самая знаменитая ракета в мире

В нашей стране все великие начинания осуществляются «сверху»... И масштабная разработка ракет - после
удачного дебюта их первых боевых образцов на арене II мировой войны - не стала исключением.
Постановление Совета Министров СССР №1017-419сс от 13 мая 1946 г.
Считая важнейшей задачей создание реактивного вооружения и организацию научно-исследовательских и экспериментальных работ в
этой области, Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Создать Специальный Комитет по Реактивной Технике...
5. Обязать Специальный Комитет по Реактивной Технике представить на утверждение председателю Совета Министров СССР план
научно-исследовательских и опытных работ на 1946-1948 гг., определить как первоочередную задачу - воспроизведение с применением
отечественных материалов ракет типа ФАУ-2 (дальнобойной управляемой ракеты) и Вассерфаль (зенитной управляемой ракеты)...
13. Обязать Комитет по Реактивной Технике отобрать из соответствующих министерств и послать в Германию для изучения и работы по
реактивному вооружению необходимое количество специалистов различного профиля, имея ввиду, что, с целью получения опыта, к
каждому немецкому специалисту должны быть прикреплены советские специалисты...
22. Поручить Специальному Комитету представить Совету Министров СССР предложения о командировании в США Комиссии для
размещения заказов и закупки оборудования и приборов для лабораторий Научно-исследовательских институтов по реактивной технике,
предусмотрев в этих предложениях предоставление Комиссии права закупки по открытой лицензии на сумму 2 миллиона долларов...
25. Поручить Министерству вооруженных сил СССР (т.Булганину) внести в Совет Министров предложения о месте и строительстве
Государственного Центрального полигона для реактивного вооружения...
32. Считать работы по развитию реактивной техники важнейшей государственной задачей и обязать все министерства и организации
выполнять задания по реактивной технике как первоочередные.
Председатель
Совета Министров СССР И.Сталин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР Я. Чадаев
...Под большим впечатлением от немецкой ракетной техники в Советском Союзе начинаются работы по
созданию аналогичных систем. Ключевые специалисты (в т.ч. бывшие «зэ-ка» Королёв и Глушко) направляются
в Германию. Перенимается опыт, вывозятся ценные кадры, оборудование, уцелевшая материальная часть
изделий.
На горизонте маячит новая война с применением дальнобойных носителей атомных боезарядов, а гордость
нашей реактивной артиллерии «катюша» бьет лишь на несколько километров... Нужен качественный
технический и технологический скачок, и жесткая установка лидера СССР И.В.Сталина на копирование
передовых зарубежных образцов военной продукции - будь то «Фау» («1» и «2»), стратегический
бомбардировщик В-29, поточно-секционное производство подводных лодок и т.п. - как минимум создавала
предпосылки для уравнивания боевых потенциалов СССР и стран Запада.
30 ноября 1945 г. приказом министра вооружений Д.Ф.Устинова на базе артиллерийского завода № 88
организуется СКБ, отдел №3 которого (начальник С.П.Королёв) начинает работы по «большой» баллистической
ракете на основе А-4/«Фау-2» (V-2).
К концу 1947 г. в отделе № 3 уже 310 специалистов, спецпоезд и вновь организованное экспериментальное
производство. Основные руководители (они же идеологи больших баллистических ракет): С.П.Королёв, его
заместитель В.П.Мишин, начальник проектного бюро К.Д.Бушуев, конструкторского бюро - В.С.Будник,
экспериментального цеха - Г.Я.Семенов.
Параллельно группа немецких специалистов во главе с д-ром Х.Грёттрупом (H.Gruttrup) на острове
Городомля (озеро Селигер) проектирует на базе «Фау-2» более совершенную ракету Г-11.
Первый пуск А-4 в СССР состоялся 18 октября 1947 г. А уже через год, 17 сентября 1948 г., стартовал ее
отечественный «клон» — Р-1 (принят на вооружение Советской Армии в 1950 г.).
Одновременно в интересах и при участии Академии наук СССР развертывается программа геофизических
пусков2. 22 июля 1951 г. на ракете Р-1 В впервые запущены подопытные животные - собачки Дезик и Цыган.
Отрабатываются гермокабины, высотные скафандры, катапульты, парашютные системы спасения. Проводится
активный зондаж верхней атмосферы, ионосферы, эксперименты по распространению радиоволн вплоть до
сверхдлинноволнового диапазона.
В средствах массовой информации (СМИ) публикуются работы «открытых» советских (А.А.Штернфельд,
Г.И.Покровский3, Ю.С.Хлебцевич, Ф.Ю.Зигель и др.) и зарубежных (В. фон Браун, В.Лей, Э.Бургесс, Э.Зенгер,
К.Гэтланд, др.) специалистов, посвященные гипотетическим космическим проектам, поощряется тематика
«космической» научной фантастики.

Первая отечественная управляемая баллистическая ракета дальнего действия Р-1
была точной копией немецкой А-4 («Фау-2»)
Фото из архива РКК «Энергия»
Это важно, поскольку «открытие совершается ныне дважды: один раз - когда оно публикуется, и второй раз - когда это уже (и, может
быть, давно) опубликованное сообщение открывает для себя популяция специалистов» (С.Лем).
Грандиозность задачи прорыва в космос казалась безмерной. Создать ракетно-космическую технику «на
коленке», как это удалось, например, в авиации братьям Райт, НЕВОЗМОЖНО. И это понятно: реализация
проекта государственного (если не сказать - планетарного) масштаба в конкретный материальный продукт
(ракеты, полигон, пункты управления и т.п.) сопряжена с трудностью привлечения огромных сил и средств. Их
можно получить лишь в рамках создания стратегических вооружений под патронажем государства как важное
условие обеспечения его суверенитета. И здесь оборонная политика СССР, построенная по принципу «маслом
каши не испортишь», позволяла привлечь необходимые ресурсы. Как выяснится впоследствии, именно «связка»
дерзкой интеллектуальной элиты, асимметричной военной доктрины и жесткого планового хозяйствования на
волне мажорного послевоенного настроя общества обеспечила появление и стремительный прогресс
отечественного «ракетно-ядерного щита». И заодно - в качестве почти бесплатного (!) приложения -
отечественной космонавтики.

Боевые баллистические ракеты дальнего действия эволюционировали энергично и в целом успешно.
Проекты Р-2 (досягаемость до 600 км) и Р-5 (1200 км, на базе остановленной разработки Р-3) подвели
технических специалистов и военно-политическое руководство, ответственное за данное направление, к
решению кардинально увеличить дальность действия изделий -вплоть до межконтинентальной.
«Геофизическая» модификация Р-2 для исследования верхних слоев атмосферы

Что касается чисто космического вектора развития нашей ракетной техники, а также первых концептуальных
прикидок облика реальных ИСЗ - лидерство здесь, бесспорно, принадлежит Михаилу Клавдиевичу Тихонравову.
Как вспоминал впоследствии А.В.Брыков, сотрудник группы Тихонравова в НИИ-4, «...действительно, многие специалисты ракетной
техники обратили внимание на замечательную, но нереализуемую в ближайшей перспективе идею К.Э.Циолковского о... достижении
[«ракетными поездами»] больших скоростей. Среди них только один Тихонравов «увидел» возможность на современном уровне
ракетостроения (у нас еще и отработанных одиночных жидкостных баллистических ракет не было!) создать многоступенчатую... ракету
«пакетной схемы», он самостоятельно сделал необходимые оценки, подтверждающие реальность получения первой космической
скорости. И несмотря на «неприятие» военными специалистами... предложенного проекта, он упорно боролся за... свои исследования, не
считаясь... с репрессиями со стороны руководителей института4. ...Проектные разработки «пакета» из трех ракет Р-2 и трех ракет Р-3 на
многие проблемы... открыли нам глаза».
Работы возглавляемой М.К.Тихонравовым группы инженеров5 - по высотным ракетным полетам (проект
ВР-190, 1945-47 гг.), составным (модульным) дальним ракетам, в том числе схеме «пакет» (1947-1953 гг.),
первым автоматическим спутникам Земли (1950-1957 гг.) - оказали сильнейшее (более того, решающее!) влияние
на жизненные цели и направление деятельности будущего Главного конструктора ракетно-космических
комплексов Сергея Павловича Королёва и руководимого им конструкторского бюро.
Королёв заказывает исследования перспективного технического облика многоступенчатых МБР
М.К.Тихонравову и М.В.Келдышу. По завершении работ в 1951 г. выявилась идентичность основных
результатов, полученных независимо разработанными методами. Более того, в отличие от «пакета» из
унифицированных ракетных блоков с переливом топлива в полете (основная концепция Тихонравова),
«мальчикам Келдыша» (будущие чл.-корры АН Д.Е.Охоцимский, Т.М.Энеев и др.) удалось исключительно
удачно оптимизировать параметры многоступенчатого изделия из блоков разной массы - именно по этой схеме
будет создаваться затем в ОКБ-1 ракета Р-7 (см. главу «Семерка» - самая знаменитая ракета в мире»).
К 1953 г. Королёв принял принципиальное решение о проектировании своей будущей МБР в варианте
«пакета» и принялся напористо сколачивать кооперацию. Самое главное: он осознал, что с помощью «семерки»
может первым в мире «попробовать на зуб» космос. Для честолюбивого Главного конструктора ОКБ-1 (еще в
составе НИИ-88) это был поистине сказочный подарок судьбы. Человек действия, Королёв инициирует «вброс»
«наверх» пионерных разработок Тихонравова по спутнику.

По Вашему указанию представляю докладную записку тов. Тихонравова М.К. «Об искусственном спутнике Земли», а также переводной
материал о работах в этой области, ведущихся в США. Проводящаяся в настоящее время разработка нового изделия позволяет говорить о
возможности создания в ближайшие годы искусственного спутника Земли.
Путем некоторого уменьшения веса полезного груза можно будет достичь необходимой... конечной скорости 8000 м/сек...
Мне кажется, что в настоящее время была бы своевременной и целесообразной организация научно-исследовательского отдела для
проведения первых поисковых работ по спутнику и более детальной разработки комплекса вопросов, связанных с этой проблемой.
Прошу Вашего решения.
Записка С.П.Королёва в правительство (Д.Ф.Устинову, а также В.М.Рябикову и Г.Н.Пашкову) от 26 мая 1954 г.6
Хотелось бы обратить внимание читателя на КАРДИНАЛЬНЫЕ различия в организационных подходах к
созданию спутника в СССР и США. Если в Советском Союзе концепцию ИСЗ безальтернативно - как полет
стрелы - творила группа (отдел) М.К.Тихонравова, патронируемая до уровня правительства настойчивым и
энергичным С.П.Королёвым, то на Западе «центров кристаллизации идеи ИСЗ» (и соответственно,
альтернативных проектов) было несколько.
В этой связи известная фраза, что «девяносто процентов разговоров о спутнике приходилось на долю США, а
сто процентов дела пришлось на СССР», в плане реконструкции событий, является ключом к неожиданному,
парадоксальному, но - по зрелому размышлению -вполне закономерному фактическому результату. А именно:
если почти о всех западных разработках «доспутниковой эры» известно «много и хорошо», то скупые (и,
отметим, идеологически ретушированные) отечественные хроники, скрытые завесой секретности и отсутствием
комментариев главных непосредственных участников, не позволяют проникнуть в «творческую кухню»
инженерных предтеч «нашего космоса» М.К.Тихонравова, И.М.Яцунского, С.П.Королёва, В.П.Мишина,
С.С.Крюкова, Г.Ю.Максимова, Е.Ф.Рязанова, В.П.Глушко...
Можно лишь констатировать, что, не обремененное проблемой оценки вариантов, партийно-политическое и
военное руководство СССР гораздо слабее влияло на ход разработки специализированной ракетно-космической
техники (РКТ), чем правительственные структуры США. Что, несомненно, явилось благом для Королёва и
дополнительным «бюрократическим тормозом» для его заокеанских визави.
Хотелось бы также отметить своеобразный романтический «дух времени» - могучий морально-
психологический настрой на ПОБЕДУ при проектировании и создании доселе небывалых летательных
аппаратов. Аналогии в мире техники - и в первую очередь, бурный прогресс авиации, которая до 1950-х гг.
удваивала скорость самолетов каждые 10 лет - явно свидетельствовали в пользу оптимистов и даже
сверхоптимистов. Стремительно росли совершенство и мощь боевых ракет всех классов. Символ прогресса -
спутник - незаметно перемещался со страниц научно-фантастической литературы на кульманы конструкторов.
Естественно, речь не шла о пилотируемых космических аппаратах. На первом этапе планировалось создать
сравнительно несложные автоматические спутники с простейшими научными приборами и системой передачи
информации на Землю. Широко известный проект такого ИСЗ был предложен в 1953 г. профессором
Мэрилендского университета Ф.Сингером (S.Fred Singer7). Оставалось сделать решающий шаг - заручившись
поддержкой правительства, воплотить эти замыслы в жизнь. И если повезет - ПЕРВЫМИ В МИРЕ.
«СЕМЕРКА» - САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РАКЕТА В МИРЕ
Первопричиной создания МБР Р-7 явилась военно-политическая задача гарантированной оперативной
доставки ядерного заряда на территорию главного потенциального противника - США. А первоосновой
конструктивно-компоновочной схемы Р-7 (и РН на ее базе) стала исследовательская работа 1947-48 гг. группы
М.К.Тихонравова в НИИ-4 Академии артиллерийских наук Министерства обороны (МО) по применению т.н.
«пакетной» схемы компоновки ступеней ракет.
14 июля 1948 г. на научной сессии Академии артиллерийских наук М.К.Тихонравов выступил с докладом
«Пути осуществления больших дальностей стрельбы ракетами», где предложил пакетную схему НА БАЗЕ
СУЩЕСТВУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ. Главный вывод его доклада таков: дальность полета таких ракет не только
принципиально, но уже и технически не ограничена.
Вспоминает А.В.Брыков: «... несколько дней Михаила Клавдиевича не было в институте. Он готовился к докладу... Наконец, он появился
с хорошими новостями. - Доклад прошел нормально, - весело рассказывал он Яцунскому. - Меня слушали, некоторые даже внимательно.
Однако одобрения я не чувствовал. Большинство ученых тактично молчали. Обсуждения не было... А вот Сергею Павловичу [Королёву]
понравилось направление исследований. Он считает его перспективным и готов субсидировать нашу работу.»
С.П.Королёв, работавший с М.К.Тихонравовым ранее в ГИРДе8, знал и высоко ценил дар концептуального
предвидения, которым обладал Михаил Клавдиевич. Показателен факт: в 1933 г. именно Королёв запускал
первую в СССР ракету с гибридным двигателем (жидкий кислород - отвержденный бензин) типа «09»
конструкции Тихонравова. И вот теперь - «пакет», обещающий качественный рост могущества МБР на базе уже
существующей технологии. Это был основательный, многообещающий и - что немаловажно - совершенно
самостоятельный путь.
4 декабря 1950 г. Постановлением СМ СССР задается комплексная поисковая научно-исследовательская
работа (НИР) по теме НЗ «Исследование перспектив создания ракет дальнего действия (РДД) различных типов с
дальностью полета 5000 - 10000 км с массой боевой части 1-10 т».
13 февраля 1953 г. Постановлением СМ СССР в продолжение темы Н3 задается тема Т1
«Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой
баллистической ракеты с дальностью полета 7000-8000 км9 впечатляет. Даже сейчас.)». Цель
НИР - разработка эскизного проекта РДД массой до 170 т с отделяющейся головной частью (ГЧ)
массой 3 т. В октябре 1953 г. по указанию зам. Председателя Совмина СССР В.А.Малышева
проектное задание было изменено: масса ГЧ увеличена до 5,5 т при сохранении дальности
полета. Полагают, это решение было принято под влиянием неофициальной информации о
техническом облике перспективных термоядерных зарядов, которую предоставил один из
идеологов данного направления, будущий академик и правозащитник А.Д.Сахаров.
Впоследствии выяснилось, что масса такого заряда может быть многократно уменьшена. А
«переразмеренная» МБР идеально подходит как космическая РН. Вот он, счастливый случай!..
Оптимальной представлялась ракета «пакетной» схемы, состоящая из цилиндрического
центрального блока (вторая ступень) и четырех цилиндрических боковых блоков (первая
ступень). На всех блоках стояли однокамерные двигатели с газовыми рулями, запускающиеся
еще на старте. ГЧ имела диаметр меньше, чем у центрального блока, и была «притоплена» в
верхний переходник по типу БРСД Р-5 (8А62).
Первая атомная бомба СССР; водородные изделия были значительно габаритнее
Хронология создания легендарной «семерки» вкратце такова.
Декабрь 1953 г. - в ОКБ-1 готовится проект Постановления СМ СССР о создании МБР 7Р (позже Р-7). В его
тексте уже предлагалось применить ракету 7Р для запусков ИСЗ и КА к другим планетам (в жестко
централизованной плановой системе главное для инициации проекта - «раскрутить маховик сверху»).
5 и 30 января, 2 февраля 1954 г. прошли совещания Главных конструкторов10, на которых были
сформулированы технические требования на МБР 7Р, согласованы основные тактико-технические
характеристики (ТТХ) и этапы отработки.
Наконец, решающий организационный момент: 20 мая 1954 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№ 956-408сс о разработке, изготовлении и испытаниях МБРР-7(8К71).
Многокамерные двигатели РД-107 и РД-108 ракеты Р-7
Фото И.Маринина
Конструктивно-компоновочная схема ракеты (основные проектанты от ОКБ-1 П.И.Ермолаев и Е.Ф.Рязанов) -
двухступенчатая «пакетная» (с продольным делением ступеней). Основными аргументами в пользу именно
такой схемы являлись: запуск всех двигателей в «идеальных» условиях на стартовой позиции, относительная
простота проектной оптимизации размеров ступеней, в т.ч. с учетом транспортировки их железнодорожным
транспортом, и, как потом выяснилось, возможность - путем добавления новых верхних ступеней - создания
целой гаммы носителей для решения существенно разных задач. Внешний вид ракеты к этому времени заметно
изменился. В процессе оптимизации аэродинамической и силовой схемы она приобрела знакомые ныне
очертания с центральным блоком (ЦБ) «А», похожим на гигантское «веретено», и четырьмя коническими
боковыми блоками «Б», «В», «Г» и «Д». Основные компоненты топлива - керосин Т-1 (горючее) и жидкий
кислород (окислитель) - располагались, соответственно, в нижнем и верхнем баках каждого блока.
Вспомогательные компоненты - жидкий азот для наддува баков и перекись водорода для привода
турбонасосного агрегата (ТНА) - размещались в торовых баках непосредственно над рамой двигателя.
Первая ступень (четыре боковых блока) оснащена жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) РД-107
(четыре основные и две рулевые камеры, питаемые общим ТНА на каждом блоке). На второй ступени стоит
ЖРД РД-108 (четыре основные и четыре рулевые камеры, питаемые общим ТНА). Двигатели РД-107 и РД-108
созданы в ОКБ-456 (руководитель В.П.Глушко), первые варианты рулевых камер к ним - в ОКБ-1 (руководитель
разработки М.В.Мельников).
Передача усилий от боковых блоков на центральный осуществляется через силовой пояс с четырьмя
башмаками, в пазы которых входят оголовки «боковушек». Эти четыре силовых узла одновременно служат
опорными точками для собранной и установленной на старте ракеты.
Внизу, на стыке топливных и двигательных отсеков, имеются поперечные стяжки. При разделении ступеней
маршевые двигатели боковых блоков переводятся в режим пониженной тяги, управляющие камеры
выключаются, а нижние поперечные стяжки «пакета» разрываются пирозарядами. Тяга двигателей «боковушек»
создает момент относительно опорных узлов. «Пакет» раскрывается, блок «А» уходит вперед. Как только
сферические оголовки боковых блоков выйдут из башмаков и освободят имеющиеся там электроконтакты,
вскрываются сопловые крышки в верхней части «боковушек», и остаточное давление наддува баков кислорода
стравливается, создавая при этом небольшую тягу. Боковые блоки разворачиваются и отводятся на безопасное
расстояние.
Конструктивно-компоновочная схема
первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7:
1 - носовой конус с боевой частью; 2, 6 - приборные отсеки;
3 - антенны телеметрической системы; 4 - башмаки силового пояса; 5, 7 - баки окислителя;
8, 9 - баки горючего; 10 - многокамерные маршевые двигатели центрального и боковых блоков;
11 - аэродинамические рули; 12 - рулевые камеры сгорания
Система управления (СУ) - комбинированная: инерциальная с радиокоррекцией бокового отклонения и
дальности полета. В НИИ-885 «инерциалка» создана под руководством Н.А.Пилюгина, система
радиоуправления - М.С.Рязанского. Командные приборы разработаны в НИИ-944 (В.И.Кузнецов).
В варианте МБР ракета несла моноблочную ядерную, отделяемую в полете, головную часть. Атомный
боезаряд создан в КБ-11 (Арзамас-16) под руководством С.Г.Кочарянца.
Изготовление первых ракет велось на Опытном заводе № 88 в Подлипках (ныне г.Королёв Московской
области). Серийное производство было развернуто в 1958 г. на куйбышевском авиазаводе №1 им.И.В.Сталина.
Производство маршевых двигателей первой и второй ступеней осуществлялось тоже в г. Куйбышеве (ныне
Самара) на моторостроительном заводе №24 им. М.В.Фрунзе.
Забегая вперед, отметим: конструктивно-компоновочная схема Р-7 в варианте РН и космический ракетный
комплекс на ее основе оказались на редкость удачными и долговечными - они успешно эксплуатируются до сих
пор! Более того, архинадежность (многократно доказанная) и относительная дешевизна этой ракетной системы
позволяют прогнозировать ее востребованность еще на многие годы.
Вернемся, однако, к событиям середины 1950-х гг. В строчках этой хронологии - ритм эпохи, громадье
планов, дерзость и талант «тех, чьих фамилий я не знаю»:
... бесконечно дышит вселенная,
мчат ракеты,
как сгустки солнца.
Это
- ваши мечты и прозрения.
Ваши знания.
Ваши бессонницы...
(Р.Рождественский)
Уже 24 июля 1954 г. эскизный проект (ЭП) МБР Р-7 был завершен. В августе, после рассмотрения и
одобрения ЭП Межведомственной экспертной комиссией, выданы технические задания в смежные организации
(более 200 НИИ, КБ и заводов 25-ти министерств и ведомств).
Следует отметить, что еще 17 марта 1954 г. Постановлением СМ СССР военным и промышленности было предписано к 1 января 1955 г.
произвести выбор полигона для испытаний МБР Р-7 (Гл. конструктор С.П.Королёв), межконтинентальных крылатых ракет «Буря» (Гл.
конструктор С.А.Лавочкин) и «Буран» (Гл. конструктор В.М.Мясищев) и к 1 марта 1955 г. доложить правительству свои предложения.
Была создана рекогносцировочная комиссия под руководством начальника полигона Капустин Яр генерал-лейтенанта артиллерии
В.И.Вознюка. Изучив ряд потенциально пригодных географических пунктов - Государственный центральный полигон (Капустин Яр),
Ставропольский край (вблизи населенных пунктов Степное, Дивное), районы Красноводска, Казалинска, Вологды, Марийской АССР,
западное побережье Каспийского моря (Дагестан) - комиссия выбрала район вблизи реки Сыр-Дарьи, примыкающий к железнодорожной
магистрали Оренбург-Ташкент у полустанка Тюратам (Казахстан). 20 июля на площадке №1 (старт МБР Р-7) началось строительство.
Общий объем земляных работ оценивался в 750 тыс м3. Широко практиковались взрывные методы вскрытия грунта.
Весной 1956 г. на заводе № 88 была осуществлена сборка макетного образца 8К71 (М1-1С) в составе
центрального и состыкованного с ним бокового блока. Гигантская по тем временам ракета стала обретать
зримые черты.
31 августа была образована Государственная комиссия по проведению летных испытаний МБР Р-7 в составе:
В.М.Рябиков (председатель), М.И.Неделин (зам. председателя), С.П.Королёв (технический руководитель
испытаний), его заместители на время испытаний В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин, М.С.Рязанский, В.П.Бармин,
В.И.Кузнецов, члены комиссии И.Т.Пересыпкин, А.Г.Мрыкин, СМ.Владимирский, Г.Р.Ударов, А.И.Нестеренко,
Г.Н.Пашков.
Вспоминает С.Н.Хрущев: «...Отец [Н.С.Хрущев], кажется, в январе 1956 г. решил посетить «фирму»
Королёва... Поездка несколько раз откладывалась... К Королёву отец ехал не один, собралась представительная
компания... Молотов, Булганин и... Первухин.
=обрались быстро... Встречает крепко сбитый невысокий человек - Главный конструктор Королев... Королев
пожимает руку гостям и хозяйским жестом предлагает пройти в цех. Отсюда начинается знакомство с пока еще
недолгой историей советских ракет, здесь же нам предстоит заглянуть в будущее...

Королев остановился у своего первенца: Р-1. Ракета один к одному повторяла немецкую «Фау-2», детище фон
Брауна... У двери в следующее помещение стоял еще один пост охраны, мы входили в святая святых... Увиденная
конструкция поразила нас своими размерами. Ярко освещенный колодец цеха заполняла одна-единственная
ракета. Ее размеры, контур невольно ассоциировались со Спасской башней Кремля, то же сочетание
устремленности к небу с земной кряжистостью фундамента...
Достаточной для решения задачи поражения целей на американской территории в то время считалась
дальность в 8000 км. Королев не сомневался, что справится с этой проблемой.
Отец, слушая Сергея Павловича, просто сиял...» Правительственная поддержка С.П.Королеву была
обеспечена. Следует отметить, что первые шесть экземпляров Р-7, предназначенные для летно-конструкторских
испытаний (ЛКИ), соответствовали ранней стадии разработки ракеты - основные характеристики были ниже
проектных.
К началу ЛКИ на измерительном пункте (ИП-1) полигона были развернуты: аппаратура службы единого
времени (СЕВ) «Бамбук», фазометрическая радиоугломерная станция «Иртыш», два радиодальномера
«Бинокль», кинотеодолиты KTh-41, кинотелескоп КТ-50, восемь телеметрических станций измерения медленно
меняющихся параметров «Трал», шесть телеметрических станций измерения быстро меняющихся параметров
РТС-5.
Уже в ходе I этапа испытаний Р-7 в полете планировалось измерять до 700 (!) параметров. Для этого на ракете
были установлены системы телеметрических траекторных измерений и регистрации (с соответствующими
источниками питания и кабельными проводками) общей массой 2,88 т, в том числе:
- 3 комплекта системы «Трал» на блоках «В», «А» и ГЧ соответственно;
- 2 комплекта системы РТС-5: на блоке «А» и ГЧ;
- по 1 комплекту систем «Факел» и АРГ-1 на ГЧ;
- датчики давлений, температур, вибраций, перегрузок и прочие.
В декабре на полигон прибыло «примерочное» изделие Р-7 (8К71СН). Ракету доставил по железной дороге
спецпоезд из семи вагонов (замаскированных под пассажирские с непрозрачными стеклами) - боковые блоки (4
вагона), верхнюю часть ЦБ с кислородным баком, нижнюю часть с керосиновым баком и головную часть.
Для перегрузочных работ и сборки ракеты служил монтажно-испытательный корпус (МИК) с уникальным
мостовым краном (точность подачи - до нескольких миллиметров).
Испытания проводились с использованием пультов и стендов, находившихся в комнатах лабораторного
корпуса, часть пультов размещалась в монтажном зале рядом с ракетой.
3 марта 1957 г. на полигон прибыла ракета Р-7 для летных испытаний (первые четыре изделия были
использованы при стендовых испытаниях, включая два прожига «пакета» 20 февраля и 30 марта11 1957 г.).

30 апреля был закончен чистовой цикл испытаний отдельных блоков «пакета» на технической позиции. 5 мая
изделие (МБР 8К71 №5Л с ГЧ М1-5) вывезли на старт.
Следует отметить, что стартовый комплекс ракеты Р-7 (разработчик ГСКБ «Спецмаш», Гл. конструктор
В.П.Бармин) не имеет аналогов в мировой практике. Ракета не опиралась на стартовый стол хвостовой частью,
как другие подобные изделия, а подвешивалась за «карманы» боковых блоков на специальных фермах с верхним
сектором. При движении ракеты вверх фермы выходили из «карманов» и отбрасывались противовесами в
стороны. Все это размещалось на поворотном круге для наведения ракеты по азимуту. Тут же находились две
нижние и одна верхняя кабель-мачты для подвода коммуникаций.
Поворотный круг диаметром 18 м размещался на отметке «-2 м» на мощной клепаной мостовой конструкции
(«воротник») с круглым проемом, в котором повисала ракета. Основа сооружения - монолитный железобетонный
остов, состоящий из фундаментной плиты, четырех пилонов для опоры верхней части сооружения и наклонного
криволинейного отражательного лотка, покрытого чугунными плитами 1x1x0,2 м. Внутри мостовой
конструкции, в двух кольцеобразных помещениях - «четырехграннике» и «шестиграннике» - располагались
силовые и контрольные кабели, трубопроводы сжатых газов и другое оборудование.

Пункт управления предстартовыми операциями и запуском ракеты находился в подземном бункере на
глубине около 8 м в 200 м от старта. В самом большом из пяти помещений, снабженном двумя морскими
перископами, вдоль стен были установлены пульты контроля боковых и центрального блока, контроля и зарядки
интеграторов, пожаротушения, а позже и пульт спутника. Второе большое помещение предназначалось для
членов Госкомиссии по испытаниям Р-7, почетных гостей и Главных конструкторов. Оно также имело два
перископа. В остальных помещениях бункера размещалась контрольная аппаратура систем телеметрии,
управления заправкой, стартовыми механизмами, вспомогательные комнаты для связистов и охраны.
Из бункера выдавались команды готовности на полигонный испытательный комплекс, базы падения и другие
привлекаемые к работе средства. С ИП-1 в бункер шел телеметрический репортаж о предстартовом состоянии
бортовых систем, пуске и полете изделия.
15 мая 1957 г. в 19:00 по местному времени состоялся первый старт ракеты Р-7. Кнопку «Пуск» нажал
инженер-подполковник Е.И.Осташев. Ракета ушла со старта нормально. Управляемый полет продолжался до 98-
й секунды. Затем тяга двигательной установки (ДУ) блока «Д» резко упала, и последний без команды отделился
от ракеты. На 103-й секунде из-за превышения допустимого коридора отклонения углов от программных прошла
команда аварийного выключения двигателей. Изделие упало, пролетев около 300 км.

Государственная комиссия действовала оперативно, и руководителям страны поступила телеграмма следующего содержания:
«О причинах ненормального полета ракеты Р-7 при первом экспериментальном пуске 15 мая и о мероприятиях, проведенных по
подготовке к пуску второй ракеты.
1. В результате тщательного анализа всех расшифрованных телеметрических записей и изучения других материалов, а также осмотра
собранных блоков ракеты, которые найдены полностью, установлено, что непосредственной причиной аварии в полете является
возникновение пожара в одном из четырех блоков первой ступени ракеты. Пожар произошел из-за появления негерметичности в
керосиновых коммуникациях высокого давления двигательной установки...
2. На основе материалов технического анализа первого пуска проведены следующие мероприятия по подготовке второй летной ракеты:
а) приняты меры по ужесточению методов контроля коммуникаций на герметичность путем повышения давления воздуха при
пневмоиспытаниях;
б) в целях защиты от высокой температуры хвостовые отсеки оклеены двумя слоями стеклоткани и частично покрыты листами
нержавеющей стали;
в) одновременно произведено дополнительное упрочнение хвостовых отсеков блоков ракеты путем установки кронштейнов,
укрепляющих днище ракеты;
г) на стартовой позиции, в целях ослабления влияния пламени на хвост ракеты в момент старта, установлены водяные форсунки,
распыляющие воду под давлением 18 атм. Эта система была подвергнута предварительной проверке с установкой на стартовой позиции
макетной ракеты и включением в ней зажигательных устройств. Проведен также и ряд других мероприятий.
3. В настоящее время заканчивается работа по подготовке второй летной ракеты на технической позиции, и 5 июня она будет вывезена на
стартовую позицию.
Пуск второй ракеты намечается на 11-16 июня.
В.Рябиков, М.Неделин, С.Королёв, 3.6.57г.»
Вторая попытка также не принесла успеха - трижды в период 10-11 июня давали команду «Пуск», но ракета
Р-7 №6Л (ГЧ М1-6) так и не оторвалась от стартового устройства.
12 июля состоялся пуск ракеты Р-7 № 7Л (ГЧ Ml-7), который закончился аварией. Ее предыстория такова:
просмотровая и репортаж -ная группы со станции «Трал» ИП-1 доложили в бункер С.П.Королёву, что «минус»
бортовой батареи находится на корпусе. Была объявлена 30-минутная задержка. Королёв, посовещавшись,
посчитал, что это отказ датчика (ранее имевший место), и принял решение пускать. В полете ракета стала
вращаться вокруг продольной оси, превысив разрешенный допуск в 7°. Автоматика произвела аварийное
выключение двигателей. На 32,9 сек «пакет» разрушился. Блоки упали примерно в 7 км от старта и взорвались.
Третий неудачный пуск С.П.Королёв переживал особенно тяжело, полагая, что уход ракеты «за бугор»
целиком на его совести. «Преступники мы, целый поселок выбросили на ветер», - эти слова приписывают
именно ему (первый экземпляр Р-7 стоил около 100 млн. рублей, второй - 40 млн. рублей, последующие
дешевле).
21 августа в 15:25 состоялся первый успешный запуск изделия 8К71 № 8Л с ГЧ Ml-9. Ракета штатно
отработала активный участок траектории. ГЧ отделилась, достигла заданного района п-ва Камчатка, вошла в
атмосферу и на высоте -10 км разрушилась от термодинамических нагрузок. 27 августа появилось сообщение
ТАСС о создании в Советском Союзе сверхдальней многоступенчатой МБР12:
На днях осуществлен запуск сверхдальней, межконтинентальной, многоступенчатой баллистической ракеты.
Испытания ракеты прошли успешно, они полностью подтвердили правильность расчетов и выбранной конструкции. Полет ракеты
происходил на очень большой, еще до сих пор не достигнутой высоте. Пройдя в короткое время огромное расстояние, ракета попала в
заданный район.
Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. Решение проблемы создания
межконтинентальных баллистических ракет позволит достигать удаленных районов, не прибегая к стратегической авиации, которая в
настоящее время является уязвимой для современных средств противовоздушной обороны. Учитывая огромный вклад в развитие науки
и большое значение этого научно-технического достижения для укрепления обороноспособности Советского государства, Советское
правительство выразило благодарность большому коллективу работников, принимавших участие в разработке и изготовлении
межконтинентальных баллистических ракет и комплекса средств, обеспечивающих их запуск.
«Правда» 27.08.1957 г.
7 сентября 1957 г. состоялся второй успешный пуск изделия 8К71 (№9 с ГЧ Ml-10), головная часть при этом
также разрушилась в атмосфере. Стало ясно, что предстоит кардинальная доработка ГЧ, но к запуску спутника
ракета была готова.
22 сентября на полигон пришло изделие 8К71ПС со спутником ПС (изделие MI-ПС), и началась подготовка к
запуску первого ИСЗ.
Ракета-носитель 8К71ПС представляла собой значительно облегченную модификацию раннего варианта
опытной МБР Р-7. Макетная ГЧ вместе с измерительными системами была снята и заменена коническим
переходником «под спутник». С центрального блока сняли радиоотсек с системой радиоуправления общей
массой - 300 кг, поскольку не было нужды в высокой точности выведения полезной нагрузки. Демонтировали
соответствующие кабельные проводки, часть аккумуляторных батарей, радиотелеметрическую систему РТС-5. В
верхней части бака окислителя ЦБ сделали противосопло для торможения блока и увода его в сторону после
сброса головного обтекателя и ИСЗ.

Модифицированные двигатели 8Д74ПС (РД-107) боковых блоков с 100-й секунды полета переходили на
режим первой промежуточной ступени тяги (60,5 тс), чтобы затянуть процесс отделения «боковушек» на
большую высоту и снизить таким образом динамические нагрузки на облегченный центральный блок в момент
разделения. Модифицированный двигатель 8Д75ПС (РД-108) центрального блока отключался без конечной
ступени тяги, по выработке одного из компонентов топлива. Соответственно, автоматика отключения двигателя
стала существенно проще. Чтобы гарантировать отделение обтекателя и спутника, этот сигнал был задублирован
от командного токораспределителя на момент времени Т+310 с.
На центральном блоке «А» был установлен развертываемый уголковый отражатель, что позволяло точнее
определить параметры его орбиты.
В результате, начальная масса изделия уменьшилась с 280 до 272,83 т, а масса в момент отрыва от стартового
устройства составила 267 т. Длина РН (с ПС) была 29,167 м, тяга ДУ на старте - 397 тс.
Следует отметить, что изменения в комплектации РН и замена «объекта Д»13 на ПС, не имевшего на борту траекторных
телеметрических устройств, заметно усложнила работу и полигонного, и командно-измерительного комплекса. Вместе с ГЧ
демонтировали единственную внешнетраекторную систему «Факел», что оставило РН без надежных траекторных измерений,
проводившихся ранее станциями «Бинокль»14 и «Иртыш». Радиолокационные станции (РЛС) П-30, установленные на НИПах15, не
имели штатных средств документирования информации; попытки же вести фотозаписи обзорных экранов надежных результатов не
давали. Определение траектории спутника могли осуществлять радиопеленгаторы военно-воздушных сил (ВВС), гражданского
воздушного флота и других ведомств, но их точность была невысока.
В связи с этими обстоятельствами было принято решение определять факт выхода ИСЗ и последней ступени РН на орбиту по
«нормальности» стабилизации изделия в полете и по прохождению главной команды на выключение двигателя в заданном временном
интервале (фиксировалась с помощью системы «Трал» ИП-1 и ИП-6 полигона), а также по включению радиомаяка ПС после его
отделения. На орбитальном участке полета ИСЗ траекторные измерения должны были вести оптические обсерватории АН СССР и
радиопеленгаторы.
Настройка системы управления РН производилась для выведения ИСЗ на орбиту с высотой перигея 223 км,
высотой апогея 1450 км, периодом обращения 101,5 мин.
4 октября в 22 ч 28 мин 34 сек по московскому времени (5 октября в 00:28:34 по местному времени) был
осуществлен запуск ПЕРВОГО В МИРЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ («простейший спутник»
ПС) первой космической ракетой-носителем Р-7 (изделие 8К71ПС).
Через 295,4 сек после старта спутник и центральный блок РН были на орбите. Это был третий успешный (а
всего седьмой) пуск ракеты Р-7.
Боковые блоки отделились на 116,38 сек полета. Главная команда на выключение ДУ второй ступени прошла
на 294,6 сек; в этот момент ступень РН с ИСЗ имела скорость в стартовой системе координат (с учетом импульса
последействия) 7780 м/с, угол наклона вектора скорости к местному горизонту 0°24'. Параметры орбиты:
- наклонение - 65,1°;
- высота перигея - 228 км;
- высота апогея - 947 км;
- период обращения - 96,17 мин16.

Отделение ИСЗ прошло на 314,5 сек после старта, через 19,9 сек после прохождения главной команды
(расчетная задержка 18 - 20 сек). После паузы в 20 сек (показавшейся вечностью!) на приемнике Р-250,
установленном в правой половине финского домика ИП-1 и обслуживаемом мл. лейтенантом-инженером
В.Г.Борисовым, были приняты сигналы «маяка». Прием длился около двух минут, пока ИСЗ не ушел за горизонт.
Своим всемирно знаменитым «бип-бип» первый спутник возвестил о начале новой - космической - эры
человечества. По своей цивилизационной значимости это научно-инженерное достижение не имеет равных в
истории. И его свершили мы, русские!
https://astronaut.ru/
**************
2.Как «семерка» обогнала всех: особенности ракеты
для гагаринского корабля

Одним из главных факторов, определивших облик первых пилотируемых
космических кораблей, были возможности средств выведения.
Космическая гонка заставила СССР и США отказаться от создания
специальных носителей в пользу доработки баллистических ракет.
Советские инженеры серьезно опередили американских конкурентов, так
как ракета Р-7, на основе которой были созданы первые советские
космические носители, обладала большей энергетикой, чем американские
«Атлас» и «Титан».
Путь к «семерке» — от «тандема» к «пакету»
Легенда гласит, что высокая грузоподъемность Р-7 возникла из-за просчета советских
ученых-ядерщиков, которые завысили массу термоядерной боеголовки. Однако это не
совсем верно.

Постановление «О плане научно-исследовательских работ по ракетам дальнего
действия на 1953–1955 годы», подписанное 13 февраля 1953 года Иосифом Сталиным,
ставило задачу разработать первую в мире межконтинентальную ракету с дальностью
полёта 8000 км и массой головной части 3000 кг.
В то время у СССР еще не было термоядерного заряда, поэтому «межконтиненталка» Р-7
(как и ракета средней дальности Р-5М) могла нести только атомную боеголовку типа
РДС-4. Первая советская водородная бомба РДС-6с, испытанная 12 августа 1953 года,
имела массу 4700 кг. Перед ядерщиками стояла задача создать более лёгкое, мощное и
совершенное изделие. Но было сложно оценить параметры перспективной бомбы, так
как рассматривались несколько вариантов.
В октябре 1953 года заместитель председателя Совета Министров СССР Вячеслав
Малышев принял решение о разработке ракеты Р-7 под термоядерный заряд.
Сергей Королёв был шокирован: по первым оценкам создателя советской водородной
бомбы Андрея Сахарова, ее масса превышала три тонны, а массу головной части ракеты
требовалось увеличить до 5500 кг, что говорило о необходимости переделки почти
готового эскизного проекта Р-7 стартовой массой 170 т.
20 мая 1954 года Королёв получил пересмотренное задание на Р-7: дальность — по-
прежнему 8000 км, боевая часть — термоядерная, массой заряда вместе с аппаратурой
автоматики 3400 кг (к слову — весной 1956 года, после испытания новой бомбы на
принципе обжатия заряда, стало ясно, что изделие можно облегчить до 2900 кг и
соответственно увеличить дальность Р-7). Ракета становилась тяжелее — около 270 т,
объёмы топливных баков и тяга двигателей выросли.
Главный конструктор ОКБ-456 Валентин Глушко, ведущий специалист по жидкостным
ракетным двигателям, спроектировал однокамерные РД-105 и РД-106 тягой 53-55 тс для
первой и второй ступеней Р-7. Но из-за ограниченных технологических возможностей
предприятия он решил использовать не одну, а четыре небольшие камеры. Вместе они
были мощнее. Так появились РД-107 и РД-108 тягой около 80 тс.
До Р-7 эталоном многоступенчатой ракеты считалась «тандемная» схема, в которой
ступени запускали двигатели последовательно. Теперь же предполагалось реализовать
«пакетную» схему, предложенную в конце 1940-х давним знакомым Сергея Королева
Михаилом Тихонравовым.
Его предложение заключалось в использовании соединённых в связку одинаковых уже
имеющихся одноступенчатых ракет. Определенным образом сбрасывая их в полете,
Используя сайт prokosmos.ru, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie,
которые указаны в Политике обработки персональных данных
можно было достичь необходимой скорости.
Разглядев потенциал в «пакете», Сергей Королёв взялся за его разработку в ОКБ-1. К
исследованиям возможностей "пакета" кроме группы Тихонравова он привлёк
Мстислава Келдыша и его сотрудников из Математического института Академии наук.
В 1950-52 годах были проведены исследования различных схем. От идеи собрать в пакет
изделия типа Р-2, Р-3 или Р-5 отказались, предпочтя конструкцию из блоков разных
размеров с унификацией двигателей ступеней. Эта схема легла в основу проекта Р-7.
Самый тяжелый летательный аппарат в истории
Вид «семёрки» был непривычен: в те времена воображение рисовало изящное
веретенообразное тело, устремлённое в небо, как у всех летавших «изделий».
"Пакетная" Р-7 казалась необычно кряжистой и громоздкой, но в то время она являлась
не только самой большой ракетой, но и самым тяжёлым летательным аппаратом из
созданных человеком!
Несмотря на необычный внешний вид, Р-7 стала шедевром инженерного искусства.
Ракета состояла из центрального блока А (второй ступени) и четырёх боковых блоков Б,
В, Г и Д (первая ступень), запускавшихся одновременно на земле. Это позволяло
избежать включения второй ступени в полете и контролировать запуск двигателей.
Каждый блок перевозился по железной дороге в отдельном вагоне.
Недостатком пакетной схемы было то, что вторая ступень начинала полет с полупустыми
баками, что снижало эффективность. Использование двигателя второй ступени с
момента старта облегчало двигательную установку первой ступени. По конструктивному
совершенству "пакет" был на уровне других схем многоступенчатых ракет тех лет.
Из-за вытянутой конической формы боковые блоки получили прозвище «морковка».
Внутри хвостового отсека находился двигатель РД-107 с двумя рулевыми камерами. В
воздухе им помогал треугольный аэродинамический руль, установленный снаружи.
«Морковки» связывались с «центром» двумя механическими тягами, передававшими
боковые силы.
Над двигателем размещались баки жидкого азота для наддува топливных баков и
перекиси водорода для турбонасосного агрегата. Баки основных компонентов –
керосина и жидкого кислорода – были несущими и воспринимали все нагрузки в полете.
Используя сайт prokosmos.ru, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie,
которые указаны в Политике обработки персональных данных
Своей верхней частью «морковки» крепились к центральному блоку, передавая
продольные силы от тяги двигателей.
Центральный блок А имел сложную веретенообразную форму из цилиндрических и
конических поверхностей. В его основании стоял двигатель РД-108, который отличался
от РД-107 четырьмя рулевыми камерами и меньшей тягой при старте. Над баками
располагался приборный отсек для блоков управления, радиосистемы, приборов
автоматики и других агрегатов.
Эти огромные по современным меркам блоки (об их габаритах даёт представление
характерная табличка на люках приборного отсека, через которые техники на старте
налаживали и обслуживали оборудования: «В отсек по двое не входить!») крепились к...
фанерным перегородкам! На первый взгляд может показаться странным использование
дерева в конструкции ракеты в эпоху металла. Однако всё объясняется просто: фанера
отлично гасила вибрации, способные повредить приборы. Сверху размещалась боевая
часть с термоядерным зарядом.
Гигантская ракета, висящая в «тюльпане»
Собранная «семёрка» имела в высоту более 34 м и поперечный размер свыше 10 м.
Габариты потребовали строительства больших монтажно-испытательных корпусов на
полигоне и циклопических стартовых сооружений, поражающих размерами и внешним
видом.
Изначально планировалось собирать ракету на пяти пусковых столах: стоящие на торцах
блоки соединялись между собой и образовывали готовое «изделие». Стартовое
сооружение казалось простым, повторяя принципы установки ракет Р-1, Р-2 и Р-5.
Многокамерные двигатели РД-107 и РД-108 в демонстрационном зале НПО Энергомаш1 / 7
Используя сайт prokosmos.ru, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie,
которые указаны в Политике обработки персональных данных
Когда инженеры-прочнисты подсчитали напряжения в конструкции, возникающие при
ветре или разной тяге двигателей, стало ясно, что эта схема не годится. Специалисты
ОКБ-1 нашли выход: для того, чтобы нагрузки на земле не отличались от полётных, они
«подвесили» ракету к стартовому комплексу в том месте, где боковые блоки крепятся к
центру. Это решение усложнило схему пускового устройства и придало ему
циклопический вид.
Предполагалось, что ракета будет опираться на четыре ферменных стрелы, которые
после запуска двигателей будут раздвигаться гидравлическими домкратами.
В Государственном специальном конструкторском бюро специального машиностроения
(ГСКБ «Спецмаш») Владимира Бармина идею восприняли без энтузиазма, но приступили
к её реализации. В ходе работ инженеры сочли необходимым вообще отказаться от
гидравлики для отвода ферм. Зачем она? Ведь эту работу может делать... гравитация!
Пока ракета стоит на старте, она своим весом удерживает фермы в сведённом
состоянии. Но как только при подъёме «изделие» перестаёт давить на них, шарнирно
закреплённые фермы отводятся под действием собственного веса.
Простота пускового устройства обеспечила его надёжность, но добавила громоздкости.
Четыре опорные фермы, названные «тюльпаном», устанавливались на мощном
поворотном устройстве для прицеливания ракеты.
Третья ступень
Надо признать, что «семёрка» не годилась для роли боевого оружия. Ее громоздкость и
техническая сложность не соответствовали военным понятиям «скрытность» и
«защищённость». Однако недостатки Р-7, снижавшие её боевую ценность, оказались
несущественными для космического носителя.
С небольшими доработками ракета могла доставлять в космос аппараты массой до
полутора тонн.
Но несмотря на мощь «семёрки», для запуска межпланетных аппаратов и пилотируемых
космических кораблей её возможностей не хватало. Даже при оптимизации траектории
она могла доставить на орбиту высотой 180-200 км спутник массой не более 2-2,5 т, что
было недостаточно для решения перспективных задач.
Ещё до запуска Первого спутника в ОКБ-1 началась разработка трёхступенчатого
варианта носителя. Ракета могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой от
4 до 6 т, что открывало возможности для отправки к Луне и планетам небольших зондов
и запуска пилотируемых кораблей и тяжёлых беспилотных спутников. Основной
Используя сайт prokosmos.ru, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie,
которые указаны в Политике обработки персональных данных
проблемой при создании третьей ступени была разработка высокоэкономичного
двигателя, способного запускаться в условиях невесомости и вакуума.
Первым задание на разработку двигателя получило химкинское ОКБ-456. В то время его
руководитель Валентин Глушко заинтересовался несимметричным диметилгидразином
(НДМГ, гептил), новым синтетическим горючим, ядовитым, но долго хранящимся при
комнатной температуре и самовоспламеняющимся при контакте с азотной кислотой или
окислами азота. Глушко предложил сделать третью ступень «семерки» на топливе
«жидкий кислород – гептил», поскольку последний давал лучшую энергетику по
сравнению с керосином.
Разработка двигателя началась в 1958 году, в проект были заложены прогрессивные
решения: камера с высотным соплом, новые методы охлаждения, газогенератор
турбонасоса, работающий на продуктах разложения горючего. Но через год, при огневых
испытаниях возникли проблемы: газогенератор работал неустойчиво, гептил разлагался
в рубашке охлаждения, что приводило к прогарам камеры, высокие заданные параметры
не были достигнуты. Работа затягивалась, возникала угроза срыва космических задач…
Для подстраховки ОКБ-456 задание на разработку более простого двигателя,
работающего на тех же компонентах (жидком кислороде и керосине), что заливались в
баки первой и второй ступеней, получило воронежское ОКБ-154 Семёна Косберга. Уже
почти два десятилетия предприятие создавало агрегаты автоматики для авиационных
двигателей и теперь втягивалось в ракетную тематику. Косберг стремился расширить
круг заказов за счет космических задач и в феврале 1958 года предложил Королёву
совместно разработать двигатель для третьей ступени.
За основу взяли задел по рулевым камерам для «семерки»: специалисты двигательного
отдела ОКБ-1 под руководством Михаила Мельникова сконструировали эти рулевые
камеры для первых вариантов РД-107/108, когда Валентин Глушко отказался от этой
темы. Итак, Воронеж занялся турбонасосным агрегатом и автоматикой, а Подлипки –
камерой.
Не все шло гладко, учитывая, что ОКБ-154 выполняло работы по другим темам. Но
интуиция Сергея Павловича не подвела, и через семь месяцев после начала работ
двигатель был готов. Конструкцию третьей ступени – блока Е – в сжатые сроки
разработали в ОКБ-1, применив для сокращения длины тороидальные баки окислителя и
горючего.
Основная проблема заключалась в том, что в невесомости компоненты топлива
занимают произвольное положение, образуя пустоты и пузыри, заполненные газом
наддува. Попадание такого пузыря на вход турбонасосного агрегата приводило к его
остановке или невозможности запуска двигателя.
Эту проблему решили следующим образом: двигатель третьей ступени включался до
окончания работы второй, когда перегрузка еще значительна и топливо в баках прижато
Используя сайт prokosmos.ru, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie,
которые указаны в Политике обработки персональных данных
к заборным устройствам, обеспечивая надежное поступление компонентов в
турбонасос.
Сборка ракеты-носителя «Восток» перед первым всемирным показом в Ле-Бурже
На верхней части приборного отсека второй ступени поставили колпак-отражатель с
жаростойким покрытием, а ракетные блоки соединили ажурной фермой, похожей на
забор-штакетник, чтобы выхлоп двигателя третьей ступени мог беспрепятственно
выходить наружу. Это также решало проблему разделения – газы из двигателя
расталкивали блоки, оставалось только открыть замки межступенчатой фермы. Для
управления использовались четыре качающихся сопла, через которые выпускался
отработанный газ.
Ракета-носитель, оснащенная третьей ступенью, позволила осуществить первый пролет
около Луны и создание первого искусственного спутника Солнца (январь 1959-го),
первое достижение поверхности Луны (сентябрь 1959-го), первый облет Луны с
фотографированием обратной стороны (октябрь 1959-го). Ракета-носитель обозначалась
как 8К72, официального названия не имела, в прессе ее иногда называли «Лунник».
Вскоре воронежское ОКБ-154 разработало более мощный, легкий и экономичный
двигатель на тех же основных компонентах. Этот двигатель был применен для третьей
ступени ракеты, предназначенной для запуска первого советского космического
корабля.
Гептиловое изделие ОКБ-456 также не пропало: на его основе создали более
совершенный двигатель, довели до серийного производства и установили на вторую
ступень легкого носителя «Космос-1».1 / 7
Используя сайт prokosmos.ru, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie,
которые указаны в Политике обработки персональных данных
Третья ступень модернизированной «семерки» имела приборный отсек в средней части
между баками. Там располагалась полуавтономная система управления с инерциальным
блоком и радиокомандным управлением продольной и боковой дальностью, а также
элементы телеметрии, энергоснабжения и автоматики. Система управления была
разработана коллективом под руководством Николая Пилюгина, аппаратура
радиоуправления — Михаила Рязанского. Гироскопические приборы проектировались
коллективом Виктора Кузнецова.
Пуск!
Как же выглядел полет трехступенчатой «семерки»? Старт — это эффектное зрелище:
грохот, море дыма заволакивает стартовый комплекс. Пуск начинается с
одновременного включения двигателей первой и второй ступеней. Они постепенно
выходят на основной режим, снижая нагрузки на ракету и давая время на обнаружение
неисправностей: для отрыва от земли требуется слаженная работа 20 основных и 12
рулевых камер четырех боковых и одного центрального блока ракеты.
Как только тяга превысит вес ракеты, «семерка» начинает движение. Срабатывает
контакт подъема, фиксирующий начало полета. Фермы пускового устройства
распахиваются, и серебристое тело поднимается, опираясь на столб огня. Ракета
движется все быстрее, пронзает облака и становится еле различимой звездочкой.
«Морковки» боковых блоков работают после отрыва от стартового стола 118-119 секунд.
Когда их тяга спадает, разрываются нижние связи. Под действием остаточной тяги
двигателей блоки поворачиваются в шарнирах верхнего пояса, где открываются сопла,
через которые стравливается газ наддува из баков. Тяга отводит «морковки» от
«центра». Разделение ступеней происходит на высоте 55 км при скорости 2750 м/сек.
На 155-й секунде сбрасывается обтекатель, защищающий груз ракеты от
аэродинамических нагрузок. Блок А работает еще 175-180 секунд. На высоте 155 км и
скорости 6500 м/сек запускается двигатель блока Е, выполняется горячее разделение
ступеней. Полет проходит практически в вакууме.
Двигатель третьей ступени «слабоват», поэтому работает дольше остальных, и
выключается через 609 секунд после старта. Наступает состояние невесомости, корабль
отделяется от последней ступени.
В конструкторской документации модифицированная «семерка», созданная для запуска
пилотируемого корабля, обозначалась «изделием 8К72К», а в советской печати ее
называли «мощной трехступенчатой ракетой-носителем». В 1967 году ракету
рассекретили и представили на международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже,
Используя сайт prokosmos.ru, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie,
которые указаны в Политике обработки персональных данных
где "семерка" произвела фурор: на ее борту красовалась надпись «Восток»! Так ее и
стали называть, причем не только в прессе и популярных изданиях, но и официально.
Блоки А, Б, В, Г и Д выпускались серийно на куйбышевском заводе «Прогресс», где затем
производились все ракеты «семерочного» семейства. После изготовления первые две
ступени ракет отправлялись в ОКБ-1, на завод №88, для доработки под установку
третьей ступени, собираемой в Подлипках.
Двигатели для первых двух ступеней производились в Куйбышеве (ныне Самара) на
авиамоторном заводе имени Фрунзе, двигатели третьей ступени изготавливал
Воронежский механический завод, систему управления производил харьковский завод
«Коммунар».
Королёв и его соратники рисковали, отправляя человека в космос на недостаточно
отработанной ракете. Но они верили в своё детище, вкладывали в него душу, и оно
отвечало им взаимностью. Сегодня Р-7 кажется не самым совершенным носителем, но в
конце 1950-х он был единственным и неповторимым средством выведения на
околоземную орбиту.
https://prokosmos.ru/
*************
3.Идеальная «семёрка». Как детище
конструктора Королёва сменило профессию.

20 января 1960 года в СССР на вооружение была принята первая в мире
межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.
История первой советской межконтинентальной баллистической ракеты, принёсшей славу
отечественной космонавтике, начиналась с темы, далёкой от мирного изучения
космического пространства.
В условиях набирающей обороты холодной войны Советскому Союзу удалось создать свою
атомную бомбу, однако говорить о военном паритете между СССР и США не приходилось.
Основным средством доставки атомного оружия в начале 1950-х годов являлись
бомбардировщики. Соединённые Штаты могли их разместить на своих многочисленных
военных базах, окружавших СССР. У Советского Союза возможности для нанесения удара
по территории США были сведены к минимуму — советские бомбардировщики имели не
слишком много шансов добраться до потенциальных целей в логове врага.

Нужно было более эффективное средство доставки, и создать его было нужно в
кратчайшие сроки. К началу 1950-х годов разработки конструкторов советской ракетной
техники ещё не обеспечивали возможности доставки боеголовки на территорию США.
Первые теоретические разработки начались в конце 1950 года. В 1953 году в КБ Сергея
Королёва была осуществлена разработка эскизного проекта двухступенчатой
баллистической ракеты дальнего действия массой до 170 т с отделяющейся головной
частью массой 3 т на дальность 8 тыс. км.
Проект «Р-7».
В мае 1954 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании
баллистической ракеты межконтинентальной дальности. Работы были поручены ОКБ-1,
которое возглавлял Королёв.
Выбор Королёва среди других конструкторов оказался решающим для истории освоения
космоса. Хотя руководители Советского государства, ставившие задачу перед
конструктором, меньше всего думали о покорении околоземного пространства.
Для испытаний ракет в Казахстане, в пустынном районе возле станции Тюра-Там, был
основан военный полигон, впоследствии ставший космодромом Байконур.
К началу 1957 года к испытаниям было готово главное детище конструктора Сергея
Королёва — ракета Р-7.
Она была спроектирована по «пакетной» схеме. Первая ступень состояла из четырёх
боковых блоков, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м. Они были
расположены симметрично вокруг центрального блока (вторая ступень) и соединены с ним
верхним и нижним поясами силовых связей. На всех блоках стояли двигатели РД-107 с
насосной подачей компонентов топлива. Двигатель был выполнен по открытой схеме и
состоял из шести камер сгорания. При этом две из них использовались как рулевые.
Вторая ступень (центральный блок) ракеты состояла из приборного отсека, баков для
окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и
четырёх рулевых агрегатов. На ней устанавливался двигатель РД-108, аналогичный по
конструкции с РД-107, но имевший большее число рулевых камер. Двигатель второй
ступени включался одновременно с двигателями первой ступени, но работал дольше.
Вызвано это было тем, что в то время у разработчиков ракеты не было уверенности в
возможности надёжного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте.
В Р-7 использовалось двухкомпонентное топливо: окислитель — жидкий кислород, горючее
— керосин Т-1.
Неожиданный результат.
15 мая 1957 года состоялся первый запуск Р-7. Полёт длился нормально около 100 секунд,
а потом был прерван из-за аварии двигателя. Тем не менее это было сочтено успехом.
21 августа 1957 года при четвёртом запуске Р-7 впервые достигла расчётного района цели,
однако при этом произошло разрушение головной части, что не порадовало военных — их
интересовала успешная доставка боеголовки.
Сергею Королёву, имевшему широкие полномочия, удалось добиться выделения двух ракет
Р-7 для осуществления запусков первых искусственных спутников Земли.
И политическое, и военное руководство СССР смотрело на эту затею, в лучшем случае, как
на этап испытаний боевой ракеты, а в худшем — как на бессмысленное баловство учёных.
Всё изменилось 4 октября 1957 года, когда Р-7 успешно вывела на орбиту первый
искусственный спутник Земли. Формально это не была «семёрка» в чистом виде — со
штатной боевой ракеты были сняты головная часть, вся аппаратура системы управления
полётом вместе с отсеком, в котором она размещалась и на котором крепилась головная
часть большей массы. Отсек был заменён лёгким коническим переходным отсеком, в
котором размещалась минимально необходимая для обеспечения полёта аппаратура
системы управления.
Пропагандистский эффект от успешного запуска спутника оказался столь большим, что
руководство страны наделило Сергея Королёва практически неограниченными
полномочиями в плане дальнейшего расширения космической программы.
Р-7 и её многочисленные модификации стали главными «рабочими лошадками» освоения
космоса Советским Союзом.
«Неуд» от военных.
Благодаря этому успеху, в тени осталось недовольство военных, которые были далеки от
восторгов относительно Р-7 как боевой ракеты.
Главная проблема заключалась в том, что ракета, идеально подходившая для решения
мирных задач, в военном плане получалась малоэффективной. Для её запусков
потребовалось строительство новой боевой стартовой станции, получившей наименование
«объект „Ангара“». Стартовый комплекс вышел дорогим, и его подготовка растянулась на
несколько лет, из-за чего откладывалось и принятие Р-7 на боевое дежурство. Так
рождался ныне широко известный российский военный космодром в Плесецке.
20 января 1960 года Р-7 была принята на вооружение. В сентябре того же года на службу
заступила и одна из первых модификаций «семёрки» — ракета Р-7А.
Военные полученным результатом остались недовольны. Подготовка ракеты к запуску
длилась более двух часов. Сам комплекс получился громоздким, уязвимым, очень дорогим
и сложным в эксплуатации. На боевом дежурстве «семёрка» могла находиться не более
месяца. А самое главное — из-за своих характеристик ни Р-7, ни Р-7А не подходили для
массового развёртывания.
В итоге «семёрки» на вооружении РВСН находились всего 8 лет и в конце 1968 года были
отправлены в отставку — пожалуй, ни одна из модификации отечественных боевых ракет
не имела такой короткий срок службы.
На смену «семёрке» в качестве боевых ракет пришли Р-9А, также разработанные в КБ
Сергея Королёва, Р-16, созданная в КБ «Южное» Михаила Янгеля, и УР-100, построенная в
КБ Владимира Челомея.
Прародительница всех ракет.
Если боевые качества Р-7 оказались низкими, то в космонавтике ей была суждена долгая и
успешная жизнь. «Семёрка» стала родоначальницей целого семейства советских и
российских ракет-носителей. И по сей день все пилотируемые запуски, осуществлённые в
СССР и России, осуществлены ракетами семейства Р-7.
https://fishki.net/
********
4.Как «семерка» Королева стала космическим тузом

27 августа 1957 года ТАСС объявил об удачном испытании межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Эта ракета оказалась
одним из самых важных технических механизмов, который повлиял на весь ход мировой цивилизации и кардинально изменил все
политические расклады. Впрочем, предположить такой поворот вряд ли могли даже создатели ракеты.
Есть знаменитое фото 1950-х годов – Совет главных ракетных конструкторов. На скамейке сидят строгие мужчины с непроницаемыми лицами –
Сергей Королев в окружении Валентина Глушко, Владимира Бармина, Виктора Кузнецова, Николая Пилюгина и Михаила Рязанцева. Но над
какой машиной работали конструкторы, не сообщается. И общественность приходит к выводу, что конструкторы собрались, чтобы запустить в
космос Гагарина.
Но, как бы ни был важен выход человека в космос, задача у Совета главных была другая. В 1950-х годах для СССР жизненно необходимо было
создать ракету, которая была способна доставить ядерный боезаряд на американский континент. США имели большой перевес над СССР в
авиации, и единственной защитой от потенциальной угрозы были баллистические ракеты. Королевская «семерка» стала первой в мире
межконтинентальной ракетой. Обладая мощным промышленным потенциалом, а также используя опыт лучших немецких ракетчиков во главе с
Вернером фон Брауном, США с ракетой SM- 65 Atlas все равно отстали от СССР. И это был критически важный для мировой политики момент.
Дав острастку Пентагону, модификации ракеты Р–7, которые были созданы в ОКБ-1 (сейчас – РКК «Энергия» в Королеве) очень скоро начали
работать на мирный космос. На «Востоке» и «Восходе» летали Гагарин и Титов, Терешкова и Леонов. Внук «семерки» безотказные «Союз-У» и
«Союз-ФГ» до сих пор поднимает экипажи на орбиту и, обслуживая международную космическую станцию, является единственным в мире
серийным пилотируемым кораблем, поскольку Китай поднимается в космос лишь эпизодически.
Любители новогодних фейерверков могут думать, что создание ракеты – не слишком сложное дело. Жестокое заблуждение! За минувшие
десятилетия лишь 4 страны сумели обзавестись ракетами, сопоставимыми с королевской «семеркой». В 1950-е годы идеология
межконтинентальной ракеты не была очевидной. Практически одновременно стартовали еще 2 альтернативных проекта - крылатые ракеты
«Буря» (ОКБ Лавочкина в Химках) и «Буран» (ОКБ Мясищева в Тушино). В техническом задании была задана дальность полета – 8 тысяч км, вес
полезного груза, то есть ядерного заряда, - 3 тысячи кг.
Это была настоящая конкуренция, исход которой был неочевиден. Министр обороны Родион Малиновский и президент Академии наук
Мстислав Келдыш поддерживали идею крылатых ракет. Их вторая ступень, обладая характеристиками сверхзвукового самолета-беспилотника,
могла маневрировать при подлете к цели, чтобы преодолеть средства ПВО. «Бурю» успели испытать два десятка раз! Но время поджимало,
Хрущев не желал трепетать перед Америкой. Королевская «семерка» оказалась более эффективной и была поставлена на боевое дежурство уже
в январе 1960 года, обеспечив СССР ядерно-ракетный паритет с США. Уже через полгода на боевое дежурство встала новая ракета Р-7А, которая
имела дальность 10 тысяч км. Идеи, которые были заложены в «Бурю» и «Буран» не пропали, а были использованы при создании боевых
крылатых ракет, а также при разработке уникального космического самолета «Буран».
В 1968 году ракета Р-7 была снята с боевого дежурства, появились ракеты еще более высокого класса. Но на космос «семерка» продолжает
работать, и замены ей пока не видно. Всего выпущено уже 2 тысячи ракет «королевского» семейства Р-7.
«Семерка» оказалась космическим тузом, побить который никому не удается.
https://vm.ru/author/9806-sergej-leskov
********
5.На орбите наша «великолепная семёрка»!
В октябре 1969 года Советский Союз вновь удивил весь мир, запустив в
космос с интервалом в сутки сразу три пилотируемых корабля — «Союз-6»
11 октября (командир корабля Георгий Степанович Шонин и бортинженер
Валерий Николаевич Кубасов), «Союз-7» 12 октября (командир корабля
Анатолий Васильевич Филипченко, бортинженер Владислав Николаевич
Волков и инженер-исследователь Виктор Васильевич Горбатко) и «Союз-8»
13 октября (командир корабля Владимир Александрович Шаталов и
бортинженер Алексей Станиславович Елисеев).
В печати три «Союза» нарекли «космической эскадрой», а космонавтов
стали называть «великолепной семёркой».
На орбите космонавтами была выполнена обширная программа научно-
технических экспериментов, включая взаимодействие кораблей между
собой и с наземными командно-измерительными пунктами и
одновременное управление полётом трёх космических кораблей — экипажи
кораблей провели более 300 манёвров на орбите, отрабатывая технику
автономной навигации.
Одним из главных экспериментов в космосе стали испытания способов
сварки и резки металлов в условиях глубокого вакуума и невесомости. Для
выполнения сварки в космосе была создана автономная сварочная
установка «Вулкан» весом около 50 килограммов. Вот что рассказал об
этом эксперименте Валерий Кубасов, проводивший его: «Эта установка
предназначена для автоматической сварки тремя способами: сжатой дугой
(низкотемпературной плазмой), электронным лучом и плавящимся
электродом. Сварочный узел «Вулкана» был смонтирован в орбитальном
отсеке корабля «Союз-6», а пульт для дистанционного управления
размещался в кабине корабля. Перед началом сварки этот отсек был
разгерметизирован. Спустя некоторое время я ввёл в действие сварочную
аппаратуру, включая последовательно все три способа сварки. Контроль
сварки производился в корабле по световому табло, а также на Земле по
данным телеметрии. После завершения эксперимента орбитальный отсек
был загерметизирован и давление в нём уравнено с давлением в
спускаемом аппарате. Открыли люк-лаз, и мы перешли в орбитальный
отсек. Затем стол установки «Вулкан» был демонтирован и вместе с
образцами перенесён из орбитального отсека в спускаемый аппарат.
Эксперименты показали принципиальную возможность сварки металлов
плавлением в условиях невесомости и вакуума космического
пространства. Успешно проведенный эксперимент по сварке в условиях
космического полёта открывает дальнейшие перспективы в выполнении
строительных и монтажных работ в космосе».
Фактически же целью полёта была стыковка кораблей «Союз-7» и «Союз-8»
и переход одного космонавта из корабля «Союз-7» в «Союз-8» и одного в
обратном направлении. Космонавты «Союза-6» должны были находиться
приблизительно в 50 метрах и производить киносъёмку стыковки.
Однако из-за отказа автоматической электронной системы «Игла»
стыковка не состоялась. Корабли были оборудованы только для
автоматической стыковки, ручная стыковка, под управлением космонавтов,
оказалась невозможна, так как у космонавтов не было средств измерения
относительной дальности и скорости, не завязанных на систему «Игла».
Предпринятая попытка ручной стыковки завершилась неудачно —
относительная скорость кораблей была слишком большой, им пришлось
экстренно расходиться.
"Международная авиационная федерация утвердила результаты
группового орбитального полёта трёх «Союзов» в качестве новых мировых
рекордов — продолжительность полёта составила 4 часа 24 минуты 29
секунд".
Корабли совершили посадку 16, 17 и 18 октября. Международная
авиационная федерация утвердила результаты группового орбитального
полёта трёх «Союзов» в качестве новых мировых рекордов —
продолжительность полёта составила 4 суток 22 часа 50 минут и 49 секунд,
дальность полёта — 123 425 километров.
https://vk.com/kosmo_museum
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
11 апреля 2025 года


Рецензии