Анна. Гл. 2. Творчество. Ч. 7

Фото "Анна Маратканова ведёт урок"

Начало http://proza.ru/2025/04/11/941

ОБЩЕНИЕ С МИРОМ

«Каждое произведение ваяния или
живописи должно выражать собой
какое-либо великое правило жизни,
должно поучать».
(Дени Дидро, 1713-1784 гг.).

Немногим более десяти лет Анна занимается живописью. Она пыталась понять, какое её предназначение в жизни. Нашла свой путь в искусстве, хорошо осознав стоящие перед ним задачи. В искусстве главное то, что нельзя придумать. Главное является как откровение. Душа таланта должна быть открыта ему.

Из всех настроек раньше всего появилось художество, внимание к красоте, умение её создавать и ей служить. На протяжении многих веков художники стремились воспеть чувство красоты и остановить ускользающее мгновение гармонии.
Творчество имеет цель порадовать зрителя и раскрыть перед ним красоту, которая окружает в Природе, в людях. Красоту жизни. А что такое красота? То, что дарит людям положительные эмоции.

Творческую деятельность, отражающую интересы не только самого художника, но и других людей, принято называть искусством. Цель искусства — дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приёмом искусства является приём «отстранение вещей», увеличивающий долготу восприятия, так как процесс восприятия в искусстве самоцелен и должен быть продлён; искусство есть способ пережить процесс делания вещи, а сделанное в искусстве уже не так важно. Задачи искусства — не случайности, а общая идея, зорко угаданная и верно снятая со всего различия одиноких явлений.
Искусство — могучая сила, которая во все времена объединяет народы в их общем стремлении к прекрасному. Искусство не спорт, где надо кого-то превзойти. Здесь надо выразить собственное. В искусстве главное не что изображено, а как изображено. Искусство учит познавать Природу, являясь не зеркалом, а окном в мир. Помогает оторваться от существующей действительности и попасть в иные, параллельные миры, в которых люди себя выражают.

Существует столько различных миров, сколько есть мыслителей. Художник, уходя в свой внутренний мир, мир своих представлений и мечтаний, открывает и реализует себя.  Как музыкант, как поэт, через свои работы общается с миром, представляя свой особый взгляд, свой мир. Восприятие только внешнее — не художественно. Принимать жизнь надо дыханием, обонянием, осязанием. Душа — вот что движет творческим человеком!

Искусство даёт счастье и радость. Оно имеет очищающую власть, катарсис (итог восстановления гармонии) — ощущение освобождения, снятие боли красотой необходимости. Но в то же время искусство — это вопрос подготовленности зрителя к восприятию.

Художник — тот, кому есть что сказать. Кто умеет открывать и восхищаться, кто умеет любить до забвения, не боится оставаться ребёнком. У него свой особый взгляд. Он видит главное. Изображая портрет, вкладывает в работу неизменяемые черты человека. Ремесло — дело второе. Но тоже важное. Совершенная вещь  никогда не выходила из рук плохого мастера.

Художник — это призвание, а призвание от слова «зов». Голос совести и вера в будущее не позволяют настоящему человеку прожить как пустоцвет, не передать людям с полной щедростью многообразие мыслей и чувств, наполняющих его самого, слышащего зов времени. Большой художник вмещает в себя намного больше того, что изображает. У художника богатое творческое воображение и глубокая своя боль, как в чувствительном человеке. Жизнь истинного художника посвящена великой миссии воспитания этики народа.

Задача Анны Мараткановой, как художника, — найти свою индивидуальность, поделиться своим видением мира, представленным в работах; а как преподавателя — приобщить людей к искусству, показать, что миром правит красота. И нет ничего приятней, чем делиться красотой, указывать на те или иные красоты, которые люди по неопытности, да просто по незаинтересованности могут просто не заметить.

 Задача Анны-преподавателя — научить искать характерное в Природе, представить лирическое изображение жизни, радостные и оптимистичные пейзажи. Выразить своё ликование перед светом, солнцем, жизнью. Слить в единое живописное звучание Природу и человека. Разбудить воображение, ибо только оно и делает человека художником. Раскрыть ученикам секреты искусства.

В живописи существенный момент — цвет. Это не постоянное свойство предмета, а феномен света, воздушной среды,  разрушающий локальный цвет. Цвет — это всё, это возможность передать все нюансы своего отношения к предмету изображения.
По звучанию живопись приближается к музыке. Цвета надо осваивать подобно тому, как музыкант играет гаммы. Цветовая гамма должна быть нарядна и изысканна, создавать эффект внутреннего движения.

Солнечный свет даёт особый лучезарный тон. Тёмное, светлое, полутона, как в музыке: высокие, низкие звуки. Цвет должен достичь музыкальной фазы. Цвет — это клавиша, глаз — молоток, душа — многострунный рояль. Художник должен приводить в вибрацию человеческую душу. Передать состояние средствами живописного языка.
Постичь душу предмета можно лишь тогда, когда взгляд лишён нетерпимости и усилия. Когда он, спокойно объединяясь с вещью, постепенно проникается сложностью и характером, скрытыми в кажущейся простоте общего.

На занятиях живописью Анна учит мечтать. Благодаря ей сотни людей разных возрастов поверили в себя, научились смотреть на мир открытыми глазами, спаслись от стрессов и тревог.

 «Полнота жизни, — рассуждает Анна, —  от одержанных побед, в том числе и над собой. Ты, может, и боишься. Это нормально. Страх помогает нам жить, но нельзя давать страху жить твою жизнь. Это как с плохими соседями. Надо научиться договариваться. Найти такую серединку, чтобы не мешать друг другу. Ничего, кроме собственной совести, человеку бояться не надо. Многие, по моему наблюдению, пускают страх в свою жизнь. Более того, считают страшным не то, что должно быть страшным на самом деле.
Работая с  учениками, стараюсь объяснить, что ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование — есть плата за что-то полученное, может, иногда несоизмеримое ожиданию. Не бойтесь ошибаться. Бойтесь обобщать разочарования! Спрашиваю: почему ты боишься рисовать? Тебе надо реализовать себя! Ты для себя это делаешь!
Я постоянно разговариваю сама с собой. Это эго, эмоциональность, честность и трудолюбие. Если ты уважаешь то, чем занимаешься, должен ценить мнения, разные мнения. Много работать и говорить правду! Кто врёт, может быть успешным здесь, сейчас. И только! Надо быть честным в том, что ты делаешь, создавая свою индивидуальность.
Задумалась: хочу всё реализовать. А для чего я вообще этим занимаюсь? Начала отвечать на вопросы элементарно и поняла, кто я. И горжусь не столько  живописью, сколько именно этим пониманием».

— Тогда пора написать автопортрет, — заключаю я.  — В жанре автопортрета исповедь жизни. Это как раз то, что думает художник о том, кто он. На классическом автопортрете, как утверждают искусствоведы,  взгляд-наблюдение имеет три различные точки: в оценке себя, отражение в зеркале, в оценке «тех, тех, тех…».

— У меня написан автопортрет, — отвечает Анна и показывает мне фотографию, на которой она изображена на фоне степного простора.
— Несколько удивлена, — замечаю я. — Обычно автопортрет — это крупным планом лицо. Человек издавна смотрится в зеркало, чтобы увидеть себя. Оно даёт ещё некие новые знания о себе самом, новое представление, неожиданное и загадочное.

— Не вижу смысла писать своё лицо крупным планом. Мне понравилось сочетание поля, простора, воздуха и моё стояние во всём этом.

— Поняла. Представлен свободный, творческий человек. Кто обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. Кто понял человека в себе, тот понимает и других людей.

В интернете появилась фотография Анны со светлой чистой улыбкой и надпись: «Как часто вы видите фото, где я улыбаюсь? А улыбаюсь сейчас потому, что готовим новую серию очень крутых видеоуроков с потрясающими картинами полюбившихся нам художников». Спрашиваю:
— О каком проекте идёт речь?

— Каждый новый проект вызывает радость, появляется улыбка.
Смотрю в эфире очередной урок Мараткановой. «Сегодня рисуем сову,  — обращается Анна к участникам вебинара. — Мастихин держим слегка, но уверенно».

«Кто со мной работает, — продолжает Анна урок, — знает: придумываю что-нибудь особенное, неожиданное, чтобы ученики не расслаблялись. Сделаем эксклюзивную сову с орнаментом. Такая роспись поставит вам руку. Орнамент тяжёлый, но по душе просто лёг. Не бойтесь экспериментировать! Научитесь получать удовольствие от поиска. Мы создаём с вами не просто вещь, а учимся самостоятельно мыслить. Это очень важно!»

В унисон со сказанным мысль современного психолога Алексея Христинина: «Можно наполнить свою жизнь красками и разнообразием, или изо дня в день проживать тень того, что могло бы быть, но так никогда и не случилось. Тут каждый решает сам!».
Продолжение   http://proza.ru/2025/04/11/1103


Рецензии