Анна. Гл. 2. Творчество. Ч. 5
Начало http://proza.ru/2925/04/11/941
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА
«Художник, который осмеливается мучить нас
точным изображением природы, берёт на себя
роль Творца, а на самом деле является обычным
глупцом. Если же он покорно старается показать
свое отношение к великой природе, то вполне
заслуживает нашего уважения».
(Каспар Давид Фридрих, 1774 -1840 гг.).
Переступив порог мастерской Анны Мараткановой, я очутилась в просторной светлой комнате. Солнце склонялось к закату, густо лилось в окна на вымытый пол. Отблеск солнечных лучей играл на потолке. Мастерская не заставлена картинами. Творения Анны не задерживаются. Они либо подарены, либо проданы. Все работы представлены у автора качественными фотографиями. Их много. Тематика разная. В мастерской проходят видеоуроки Онлайн-школы. В студии — полотна, находящиеся в процессе работы; картины, написанные для занятий в Онлайн-школе и для себя.
Анна не любит давать названия картинам, считая, что впечатление без объяснений и подписей несравненно сильнее; содержание картины, не связанное словами, становится безграничным, утверждая все догадки и помыслы.
На мои вопросы:
— Какой художник нравится особо и почему? Какая любимая тема?
Ответ такой:
— Одного художника выделить не могу. Я, наверно. больше на каждую работу по отдельности обращаю внимание — тронула ли меня? Любимой темы нет, это все от души и от настроения.
Замечаю, что в большей степени художницу вдохновляют пейзажи. Хотя она прекрасно себя чувствует и в интерьерной живописи, и в экспрессии. Везде. Но пейзажи любит особо. Это её визитная карточка. Спрашиваю:
— Почему?
— Это ж надо природе сотворить такую красоту!— восклицает Анна. — Надо научиться это видеть, рассматривать, восхищаться этим!
— Однако, — замечаю я, — пейзаж — это не Природа, а осознание себя в ней.
— Да, — соглашается Анна. — Искусство не есть точность. Это способ мыслить и выражать себя. Художник воспроизводит не саму природу, а скорее законы природы. Изображает не предметы, а ощущения и отношение к предметам.
Обычная жизнь людей не существует в отрыве от тайн огромной Вселенной, от мира духовного. И если люди не замечают этого, то величие Природы и искусство напоминают им об этом мире. На картинах Анны цветы, море, лес, город, люди. Чтобы написать свои розы, нужно забыть все, увиденные ранее. Букет распускающихся розовых роз помещён в стакан с прозрачной водой. Тёмно красная роза представлена с капельками утренней росы. Куст розовых пионов изображён на зелёной лужайке. Букет белых и розовых пионов — в красивой вазе.
Глядя на лесной пейзаж, вспоминаю фразу: рисуя ветвь, слушай дыхание ветра. Картина выполнена мастихином. Это любимый инструмент Анны. Им работать эффектно. Это быстрая, размашистая, фактурная, небрежная, жирная, густая, грубая живопись. Картины получают особый стиль. Такие рельефные мазки кистью не напишешь. Освоила этот инструмент Анна с трудом. Только упрямство и целеустремлённость привели к успеху. Она заставила себя понять мастихин, почувствовала его.
Осенние пейзажи с яркими листьями деревьев и кустов, зимний пейзаж с соснами, не поддающимися временам года, выполнены кистью.
Морские пейзажи занимают особое место. Кто не видел моря, не видел второй половины мира. Это одно из самых красивых, удивительных и величественных видов Природы. Море живое, таинственное, всегда разное. Необъятен его простор, и оттуда, из глубины, прилетают ветерки, доносится приглушённый шум; ослепительные блики вспыхивают на колеблющейся поверхности моря.
Анна родилась в приморском городе, любовь к морю у неё с детства. В её морских пейзажах показана гармония ведущих диалог моря и неба; удивительное дыхание жизни. Красиво выражена прозрачная морская волна, полная мощной энергии. Всматриваясь в морские пейзажи, я узрела мир поэтической мечты в душе автора, стремящейся к тайне безграничного моря; желание вырваться за пределы замкнутости, обрести своё, пока не сбывшееся.
На портретах люди показаны в мгновенье своего вдохновения. Художник передаёт своё переживание об объекте, своё впечатление и даже настроение. Выразителен портрет мамы с надписью «Люблю тебя до неба!» Картина с изображением пары молодых людей, резвящихся на море, полна изысканной музыкальной гармонии и служит иллюстрацией к песне: «Как хорошо, что у меня есть ты». Это созвучие Природы, человека, музыки. Живописный симфонизм.
Работы в стиле «ню» с нежной бархатистостью кожи представляют человеческое тело в качестве идеала красоты. На картине прекрасное гибкое молодое тело, созданное для гармонии художественного воплощения. Волнующее чувственно-одухотворённое совершенство линий талии, бёдра, целомудрие плеча, пучок волос на затылке.
Анна любит рисовать. Её неудержимо влечёт к холсту. И сам запах краски, и её блеск будоражат кровь, порождают радостные ощущения. Она вспоминает: «Порой бывает всё равно, что рисовать, потому что оно уже ожило во мне. Рисую до ощущения прекрасной дьявольской усталости, когда виснут руки и отрешается мозг. Только боль одна и даёт нам ощущение жизни».
Анна рисует под музыку, уносится в свою персональную музыкальную Вселенную. Музыка успокаивает психику, освобождает тело и усыпляет всякое чувство Времени. Картины Анны звучат как гимн свету, солнцу, молодости.
— У писателя Юрия Олеши, — замечаю я, — есть такие строки: «Из всех красок самая красивая — кармин. И название её прекрасное, и цвет. Что может быть приятней, как держать в руке кисточку, которая только что зачерпнула кармину?» Что на это скажешь?
— У меня любимой краски, любимого цвета нет.
Продолжение http://proza.ru/2025/04/11/1363
Свидетельство о публикации №225041101185