Синхронизация полушарий

Существует функциональная асимметрия полушарий: визуальная часть информации и наглядные образы в чистом виде обрабатываются правым полушарием, тогда как аудиальная часть информации и слова — в левом.

Между правым и левым полушарием происходит обмен информацией: образы перекодируются в слова, а слова — в образы. И чем лучше происходит этот процесс, тем лучше синхронизация между полушариями и тем более слажено работает мозг, что является необходимым условием высокого развития интеллекта.

Синхронизацию полушарий обеспечивает функция внимания — внимание должно равномерно распределятся между словами и образами в процессе мышления.

Если внимание к зрительным образам и потоку внутренних представлений и воображения не развито, то будет возобладать речевое мышление, в таком случае про человека говорят "ум за разум зашёл" — человек может просто не представлять то, о чём он думает. Отсюда происходит множество заблуждений и псевдотеорий, не имеющих под собой никакого основания.

Это могут быть весьма распространённые в обществе заблуждения и признанные всеми научные теории, так как в настоящее время системы образования практически всех стран мира формируют левополушарный тип мышления, без должного развития возможностей правополушарного мышления.

В случае, когда возобладает образное мышление из-за не развитости речевого, человек становится примитивным: о таких говорят "не может связать и двух слов". У таких людей имеются проблемы с речью, с логикой, а также со счётом, выполнением арифметических и алгебраических операций.

Гармоничное развитие речевого и образного мышления — необходимое условие высокого интеллекта. Наука и искусство должны в равной степени занимать человека, так как только в этом случае обеспечивается равномерная нагрузка на каждое из полушарий, а следовательно и их гармония.

Помимо школьного и вузовского образования, необходимо также получать дополнительное образование в школах искусств, участвовать в творческих коллективах, а если таких возможностей не имеется, то заниматься самообразованием и самостоятельным творчеством. Например, играть на музыкальном инструменте, рисовать, заниматься скульптурой и живописью, дизайном или 3D-графикой.

Одними из самых доступных способов синхронизации работы полушарий является чтение художественной литературы, авторское творчество, рисование и ведение дневника сновидений.

При чтении внимание вынуждено переключается между процессом распознавания слов и их образного представления — передачи информации из левого полушария в правое с последующей обработкой.

В авторском творчестве происходит обратный процесс — визуальный образ кодируется последовательностями символов, которые выражаются как на бумаге, так и на экране компьютера.

При рисовании внимание переключается между восприятием образных характеристик наблюдаемой картины — цвета, света и формы — и логикой работы с конкретными материалами — кистями, красками и бумагой или планшетом, экранной палитрой и областью рисования.

При ведении дневника сновидений образная информация сохранившаяся в памяти после пробуждения перекодируются в последовательности символов, как это происходит и в авторском творчестве. Сновидения могут служить источником творческого вдохновения.

При чтении, письме и рисовании межполушарные связи усиливаются — это является гарантией лучшей синхронизации работы мозга и высокого развития интеллекта.

Со временем в процессе развития и укрепления межполушарных связей и гармонического развития образного и речевого мышления мозг становится способным к сценарному видению — мгновенному прогнозированию будущих событий на основе текущего восприятия, которое выражается в виде "озарений" и вещих сновидений.

С другой стороны гармоническое развитие правого и левого полушарий мозга может быть достигнуто при занятии изобретательством: стремление создать или улучшить техническое средство, чтобы облегчить человеческий труд или улучшить жизнь людей, побуждает к активной работе оба полушария, что обеспечивает их синхронное и гармоничное развитие.

Синхронная работа полушарий полностью зависит от ваших занятий: чем чаще вы выбираете виды активности синхронизующие работу полушарий, тем более сильную синхронизацию вы создаёте между ними, тем более сильным будет ваш интеллект.

* картинка взята из книги The Human Brain Book автора Rita Carter. Эта книга пока не переведена и не издана на русском языке к сожалению - очень крутая книга. Текст переведен на русский автором статьи (то есть мной) с помощью Google Translate.


Рецензии