Глава 4. 2

ПОЛЕЗНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО 

 

Любопытство не порок… 

 

Бывают случаи в работе оперативных сотрудников, когда многодневный труд в поиске подозреваемого, совершившего тяжкое преступление, положительных результатов не приносит. Но случайно услышанная сотрудником фраза, невольно возбудившая любопытство, помогает решить главную задачу, которая стоит перед уголовным розыском – установить и задержать преступника. Так произошло в этом случае.  

В середине восьмидесятых годов летом в Кировском парке города Сыктывкара, недалеко от круглого здания танцплощадки, прозванной молодежью «Сковородка», в зарослях ивняка, расположенных на берегу реки Сысола, был обнаружен труп молодой девушки. О страшной находке сообщил пенсионер, совершавший вокруг парка традиционную утреннюю прогулку со своей собакой.  

Выехавший совместно с оперативно-следственной группой судебно-медицинский эксперт Мартынец Михаил Иванович осмотрел труп и констатировал: возраст девушки около 18 лет. Её смерть наступила в последние часы прошедших суток в результате удушения с переломом хрящей гортани и последующим разрывом шейных межпозвоночных связок. На теле видны признаки изнасилования. Грубо говоря, пояснил эксперт: преступник душил жертву руками во время изнасилования, а после свернул ей шею. Подробности он сообщит после вскрытия.  

Молодёжи нравилось «тусоваться» в парке на танцплощадке. Вокруг неё росли кустарники, и немало мест, где молодые люди могли уединиться. Возле «Сковородки» регулярно патрулировали наряды милиции и дружинники. Случаи изнасилований в парке всё же происходили. Как правило, эти преступления быстро раскрывались, поскольку контингент в основном оставался одним и тем же, многие знали друг друга. 

В отделении уголовного розыска столичной милиции сформировали оперативную группу для раскрытия данного преступления. В течение двух дней им удалось установить личность погибшей девушки. Ею оказалась студентка первого курса пединститута Марина Лыюрова, уроженка Печорского района. 

Оперативники выяснили имена многих посетителей танцплощадки. Им стало известно, что в злополучный вечер Марина пришла на танцы в дурном настроении, ни с кем не танцевала, из-за пустяка поссорилась со своими подругами по институту и несколько раз выходила покурить за пределы танцплощадки. В последний раз она вышла незадолго до закрытия «Сковородки». Больше подруги ее не видели. Не дождавшись Марины, они со знакомыми ребятами ушли в общежитие.  

Анатолий Мироненко в это время занимался своими текущими делами. На зоне обслуживания он остался один, а материалов накопилось много. В обеденный перерыв, наскоро перекусив захваченным из дома бутербродом, он решил сходить на берег реки. Ему захотелось, глядя на течение воды, освободиться от разных невеселых мыслей. Они возникали в его голове из-за семейных неурядиц, происходивших в последнее время.   

Проходя мимо Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы, расположенного рядом с парком, Анатолий встретил выходившего из здания эксперта Мартынца Михаила Ивановича. Мироненко несколько раз выезжал с ним на места происшествий в составе оперативно-следственной группы. Поздоровавшись, Михаил Иванович спросил:  

- Ну что, как успехи? Задержали зверя? 

- Какого зверя? Не понял Мироненко, ответив вопросом на вопрос. 

- Того самого, изнасиловавшего и убившего девушку в парке! 

- А почему зверь? Поинтересовался оперативник.  

- Необычно жестоко поступил со своей жертвой. Мало того, что насиловал и душил, так еще и шею свернул, не дав ей шансов на выживание.   

- Увы, пока не нашли, ответил Мироненко. Они распрощались. 

По дороге к речке Анатолий вспомнил, что утром на планерке у начальника отделения уголовного розыска всем сотрудникам поручили нацелить своих негласных помощников на установление возможных свидетелей или очевидцев преступления в парке. Времени на отдых у берега реки не оставалось.  

Оперативник решил до конца обеденного перерыва встретиться со своим осведомителем, проживавшим в местечке Кируль, а затем вернуться в кабинет и завершить работу со срочными материалами. К счастью, осведомитель оказался дома. Он заболел и не пошел на работу. В доверительной беседе Мироненко выяснил, что он ничего не слышал про изнасилование и убийство девушки в парке. Кто мог совершить это преступление, ему не известно.  

Осведомитель рассказал, что недавно он познакомился с парнем по кличке «Зверь». Этот парень проживает в частном доме рядом с городским военкоматом. На вид ему 25-30 лет, имеет судимость за хулиганство. У него на лице шрам под левым глазом. Однажды, когда они вместе распивали спиртное в районе городского пляжа, «Зверь» на глазах своих корешей задушил подбежавшую к ним маленькую собачонку за то, что та схватила кусок колбасы, оставленный без присмотра. Кличка соответствовала характеру этого парня.  

Вернувшись на работу, Мироненко занялся текущими неотложными делами, а к вечеру, перед уходом домой, написал справку о встрече с осведомителем. Поставив точку в сообщении, он задумался над странным совпадением. Слово «зверь» он услышал дважды. Не придав этому факту особого значения, Анатолий убрал дела в сейф и ушел домой. На следующее утро по дороге на работу он вспомнил историю про задушенную на пляже собаку. Его разбирало любопытство. Возможно, неспроста он обратил внимание на схожесть в описании характера парня по кличке «Зверь» и действий убийцы. 

Мироненко решил, не теряя времени, установить место жительства и личность душителя собак. Хозяйка частного дома рядом с городским военкоматом рассказала оперативнику, что молодого человека со шрамом под левым глазом зовут Илья Малюков, он живет вместе со своей престарелой матерью в доме по соседству. Она отгородилась от них высоким забором, не общается ни с Ильёй, ни с его матерью из-за того, что несколько лет назад он убил её кошку.  

«Зверь» оказался дома, но собрался уходить на поиски работы. Участковый инспектор регулярно навещал Малюкова и напоминал ему о необходимости трудоустройства. К тому же мать Малюкова получала маленькую пенсию и каждый день «пилила» сына, чтобы тот нашел какую-нибудь работу. Мироненко привёл Малюкова в рабочий кабинет и приступил к беседе. 

На лице Малюкова под левым глазом, почти через всю щеку проходил грубый шрам. И без того лицо этого парня выглядело малопривлекательным, а со шрамом оно становилось устрашающим. Он не скрывал, что по этой причине он до сих пор не устроился на работу. Его нигде не брали. Работодателей пугали его внешний вид, грубая речь и опасное прошлое. 

Оперативник расспрашивал Милюкова дотошно, не спеша, по давно отработанной и оправдавшей себя много раз схеме, обо всем: о детстве, школьных годах, друзьях и подругах, времени, проведенном в колонии. Малюков отвечал на вопросы скупо, но не замыкался, говорил тихо, не торопясь.  

Он ничем не выдавал своего волнения. Объяснил, что кличку «Зверь» ему дали ещё в школе за избитого одноклассника. Он при девчонках подшучивал над ним, его маленьким ростом и физической слабостью. Милюков отомстил обидчику жестоко.  

Однажды он подкараулил мальчишку после уроков и неожиданно сзади ударил его по голове металлическим прутом. А когда он упал без сознания, нападавший безжалостно нанес ему удары по всему телу, от головы до пят.  

В результате его обидчик пролежал в больнице долгое время. В школе Малюков больше не учился, а завершил обучение в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. Шрам на щеке Малюков получил в колонии, где отбывал срок за хулиганство. Там во время драки он получил удар заточкой от сокамерника. С гордостью Малюков рассказал, что в отместку слегка «подрезал» обидчика и свернул ему шею.  

С женщинами отношения у него не складывались. Узнав, что он «сидел» в колонии, девушки избегали встреч с ним.  Милюков рассказал, что в последние три дня он после обеда из дома никуда не выходил, смотрел телевизор с матерью, которая может это подтвердить. Его мать спиртное не употребляет, а сам он выпивает редко и только с друзьями, чаще балуется чайком – пьет «чифирь» по привычке.  

Внутреннее чутье оперативника подсказывало, что осведомитель оказался прав и кличка «Зверь» точно отражала жестокое поведение Малюкова.  Мироненко понимал, что этого недостаточно для того, чтобы представить его начальству и следователю прокуратуры в качестве подозреваемого. 

Отпускать Малюкова домой, чтобы согласовать с руководством уголовного розыска и следователем дальнейшие действия, оперативнику не хотелось. У него не было законных оснований для того, чтобы поместить его в комнату для временно задержанных. 

Он осознавал, что алиби у Малюкова «шаткое», но «надавить» на него нечем. Анатолий знал, что на месте преступления каких-либо следов преступника не обнаружено. В разговоре со «Зверем» Мироненко не упоминал об убийстве девушки в парке. Он считал это преждевременным. 

Единственная ниточка, которая могла бы привести к преступнику – его сперма, обнаруженная в теле жертвы при вскрытии.  Оперативнику пришла в голову мысль пойти на незатейливую провокацию. Он в присутствии «Зверя» позвонил в Бюро судебно-медицинской экспертизы и договорился с экспертом о встрече, а затем предложил Малюкову пойти с ним. Тот нехотя согласился, и вскоре они оказались в помещении, где работал Мартынец.  

Оперативник представил судмедэксперту Малюкова как человека с любопытной кличкой «Зверь». Услышав кличку, эксперт удивленно вскинул вверх свои черные густые брови и внимательно посмотрел на парня. Анатолий попросил судебного медика взять у Малюкова образцы спермы и скорее провести исследование.  

Мироненко добавил, что соответствующее постановление следователя занесет позже.  Малюков явно занервничал.  Верхнее веко его левого глаза заметно задергалось, что не ускользнуло от внимания оперативника. И все же тот держал себя в руках и активно не сопротивлялся проведению изъятия необходимых образцов.  

Выполнив все,


Рецензии