5. 04. 25 Литургия. День русской нации
С праздником вас, Похвалы Божьей Матери; Акафистом Божьей Матери ещё называется эта служба. Действительно, очень удивительная сегодня служба. Наверное, нет такой страны, где бы так полюбили акафисты. У нас что ни служба, то у нас есть и акафист этой службы, у нас есть акафисты даже и двунадесятым праздникам. Поэтому на самом деле действительно очень трепетный праздник мы сегодня чтим, и я с благодарностью приветствую всех причастников: молодцы, что подготовились и пришли на Причастие и почтили Пресвятую Богородицу.
История этого праздника очень древняя, само слово “акафист”, если вы знаете, что такое кафизма - то на кафизмах сидеть можно, соответственно, приставочка “а” в греческом языке означает противоречие, противостояние, то есть акафист - это значит, нельзя сидеть. Понятна мысль, да? То есть, когда мы читаем акафисты дома сидя, то все-таки согрешаем. То есть читаются они также, как и Евангелие, стоя, по возможности, конечно, по силам.
Приблизительно в 626 году: император Ираклий пошёл войной на персов. И когда он ушёл на войну, враги воспользовались отсутствием императора, отсутствием армии и напали, и осадили Константинополь, соответственно, жителям города не на что было рассчитывать, как только на помощь Самой Божьей Матери. Поэтому патриарх Сергий с иконой в руках ходил по стенам города вместе с крёстным ходом, погружал эту икону в воду, погружали в воду также и святые ризы Пресвятой Богородицы, и на море началась буря. Эта буря разметала флот, и таким образом, чудесным образом, жители Константинополя получили спасение. Именно тогда и появился этот самый акафист.
В основу этого акафиста лёг кондак Благовещения - это творение святого преподобного Романа Сладкопевца. Но тогда этот кондак выглядел немножечко иначе, чем сейчас, он имел 24 икоса, и все это пропевалось и распевалось. Патриарх Сергий разбавил эти икосы, разбавил так называемыми возглашениями, которые начинаются со слов: радуйся! И таким образом у нас появился вот этот самый акафист.
Чуть позже, веком позже, была ещё 1 осада, и в это время появился уже кондак Взбранной Воеводе, который как раз был отдельным песнопением, но он вошёл в этот акафист. И теперь мы с вами имеем этот акафист в том виде, в котором он был уже в 8 веке.
Ещё чуть-чуть позже, ещё где-то спустя столетия, появилась служба Похвала Божьей Матери. Она появилась вот в эту субботу как раз именно благодаря тому, что в четверг Великий канон Андрея Критского. То есть эти 2 службы взаимосвязаны? каким образом? Великий канон Андрея Критского тогда, в этот четверг, был посвящён страшному землетрясению в Константинополе и благодаря вот этому как раз чтению, огромному подвигу, то есть весь канон читался полностью, избежали они страшных разрушений. Вот. И так как на памяти у людей было очень много осад Константинополя, то решили, что будет уместным всю неделю вот так вот сугубо молиться, в том числе и Божьей Матери. Поэтому появилась вот эта служба Похвала Божьей Матери. Она сперва праздновалась только во Влахернском храме, читался этот самый акафист, потом уже весь Константинополь читал, потом уже вся Восточная церковь, и так как мы приняли православие из Константинополя, то этот праздник пришёл и к нам, и удивительным образом он тоже к нам прижился.
Догадываетесь, какой сегодня день - исторический день, день русской нации. Дважды у нас это было событие: 1 раз - это Ледовое побоище. Если бы мы не победили, не было бы тогда России, вообще бы не было. У нас фактически тогда была 1 мировая война, потому что напали на нас со всех сторон: с одной стороны хан Батый, а с другой стороны рыцари со всей Европы. Если бы мы не выиграли эту битву, что было бы тогда от нас? Так что 5 апреля, не забывайте, это дата историческая, это победа Александра Невского. И 2 дата историческая - это очередная осада Москвы очередным ханом, и как раз в этот день, в день Похвалы Божьей Матери, мы опять же чудесным образом избавились от этой беды, и таким образом в Успенском соборе появился новый предел Похвалы Божьей Матери. И настолько было трепетно это воспоминание, что все митрополиты Московские и в будущем - патриархи избирались именно в этом пределе Московского кремля, поэтому для нас, для русских, это также, как и для греков, это очень важное событие, когда Сама Божья Матерь участвует в судьбе, исторической судьбе нашего народа, как греческого, так и нашего русского.
Поэтому мы находимся под Её покровом, мы находимся в Её доме, мы находимся под Её заботой, и Она всех нас оберегает, как и положено, материнским Её покровом всех нас покрывает. С праздником вас, дорогие мои, спасибо!
Свидетельство о публикации №225041101523