Высоцкий и другие
К чему я клоню, да к тому, что сейчас стало модным разбирать классиков советской эпохи: Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Бэлу Ахмадулину, Юрия Трофимова, Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, но не творчество этих поэтов, о творчестве уже столько написано, что нового и не скажешь, а скорее о значимости их в Российской литературе и их неоценимом вкладе в создании Русской культуры и воспитании сознания советского обывателя.
Рождённые хрущёвской оттепелью они в полной мере реализовали свой творческий потенциал в силу своего таланта, и оставили после себя эпоху под названием - Шестидесятники. Но оттепель закончилась, и цветущие деревья прихватил мороз, с приходом нового вождя и новой идеологии.
Кого-то придушили - Юрия Трифонова, Михаила Ножкина, кого-то публично отпороли - Евгения Евтушенко, обозвал его шелкопёром , хлестаковым и политически незрелым элементом, посмевшим иметь собственное мнение. Это после того, как он будучи в Польше, послушав жалобы местных аборигенов, ненароком обронил: «Да и у нас - в СССР не всё так гладко…»
Шестидесятники притихли, поджав хвосты, и перешли на эзоповский язык, удаляясь от политики к романтике, но не все. Упавшее было, Знамя Свободы слова подхватил Владимир Высоцкий. Поэт, которого всерьёз никто не воспринимал, да и сам он считал себя больше актёром , вдруг становится самым популярным среди знаменитых своих ровесников. Почему его проморгали, да потому, что он не издавался, не считал себя великим, а был лишь бардом, каких в те времена были сотни тысяч.
Каюсь и я его не воспринимал как Великого поэта. Ну , пишет блатные песенки, наверное сидел в тюрьме отсюда лагерная романтика, обычное дело. Далеко ему до Пушкина, Лермонтова и Есенина, но это была оценка юноши, не знавшего кроме школьной программы и вузовской учёбы реальной жизни. Когда же я окунулся в жизнь реальную, вот тогда на место Пушкина, Есенина пришёл Высоцкий.
Блатные песни его - это творчество, навеянное дворовой шпаной, послевоенной Москвы. Дальше от песни к песне поэт совершенствуется и становится неординарным. Если раньше его сравнивали с Михаилом Ножкиным, Юрием Визбором, Булатом Окуджавой, то впоследствии он обретает свой исключительный стиль не только написание текста, но и его исполнения.
Он не поёт, у него не было вокала, он кричит свой текст, словно хочет докричаться до всех – даже до глухонемых. Не замарачиваясь великими идеями , не стремясь кого-то поучать, он пел о бытовухе советского обывателя, но так, что этот обыватель хохотал до слёз увидев себя не в кривом , а в реальном зеркале и просил повторить ещё и ещё раз. Песни его были настолько злободневны, что создавалось впечатление, будто он читает твои мысли. А разнообразие тем заставляло думать слушателя, что он сам пережил всё это. И даже фронтовики верили в то, что он воевал.
А меня , деревенского парня, удивляло как он городской человек родившийся и живший в столице смог так точно описать деревенский быт и психологию деревенского мужика ,что песню нельзя иначе называть - шедевр." А у соседа ох и пьют ... А что ни пить когда дают… А что ни петь когда уют и не накладно… Сосед орёт, что он - народ, что основной закон блюдёт – мол, кто не закусывает, тот и не пьет… Но тут малец с поправкой влез… Кто не работает - не ест, ты спутал батя." Тогда не только "Сосед", а весь простой народ спутал основной закон социализма, с элементарной халявой. Поэтому и творчество Высоцкого было так актуально и любимо простым народом. Популярность его зашкаливала, хотя официальная власть его как будто бы не замечала. Не печатались его стихи, редко записывали пластинки. Если актёр - Владимир Высоцкий был любим и признан, как неординарный исполнитель главных ролей в театре на Таганке, то поэта - Высоцкого, как бы и не было. Страдал ли от этого Владимир Семёнович? Я думаю очень.
Ведь его коллеги были признаны властью: печатались многотысячными тиражами, на их произведения ставили спектакли, снимали фильмы, они представляли Великую страну СССР на международных форумах и фестивалях. Являлись одной из граней многонациональной Российской культуры. А Высоцкого как бы не замечали, хотя его вклад в многонациональную культуру России был неоспорим, но не признан официально.
Всегда, когда я думаю об этой несправедливости, то непременно вспоминаю: армию и строй, где в одной шеренге стоят служивые по ранжиру и по жиру. Перед ними стоит генерал и награждает их за заслуги перед Родиной. И только один человек, не в форме и без звания, стоит в сторонке не замечаемый генералом, но любимый народом, и как он велик по сравнению с теми, кто в строю, и имя его тому подтверждение - Высоцкий.
Свидетельство о публикации №225041101645
Масленников 309 16.06.2025 11:33 Заявить о нарушении