Высоцкий и другие

  Я думаю, вы согласитесь со мной, что всё познаётся в сравнении. Когда мы говорим о личности, то непременно сравниваем её с другими близкими по творчеству личностями. Этот приём критиков является самым простым и эффективным, хотя не совсем справедливым.  Ещё Антон Павлович Чехов сетовал ,  почему критики его сравнивают: то с Горьким, то с Куприным, то с Короленко, но не говорят просто о Чехове. Возможно , не только для Антона Павловича этот приём критиков был обидным. И действительно ведь  творческая личность - это Вселенная, и Вселенная – неповторимая, как можно сравнивать то, что по определению несравнимо?  Но критикам это неважно, им важнее сам приём оценки творчества, и он всегда работает безотказно, хотя не всегда справедливо.

 К чему я клоню, да к тому, что сейчас стало модным разбирать   классиков советской эпохи:  Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Бэлу Ахмадулину, Юрия Трофимова, Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, но не творчество этих поэтов, о   творчестве уже столько написано, что нового и не скажешь, а скорее о  значимости их в Российской литературе и их неоценимом вкладе в создании  Русской культуры и воспитании сознания  советского обывателя.


  Рождённые хрущёвской оттепелью они в полной мере реализовали свой творческий потенциал в силу своего таланта, и оставили после себя эпоху под названием  - Шестидесятники. Но оттепель закончилась, и цветущие деревья прихватил мороз, с приходом  нового  вождя и новой идеологии.


  Кого-то придушили - Юрия Трифонова, Михаила Ножкина, кого-то публично отпороли - Евгения Евтушенко, обозвал его шелкопёром ,  хлестаковым и политически незрелым элементом,  посмевшим иметь собственное мнение. Это после того, как он будучи в Польше, послушав жалобы местных аборигенов, ненароком обронил: «Да и у нас - в СССР не всё так гладко…»


  Шестидесятники притихли, поджав хвосты, и перешли на эзоповский язык, удаляясь от политики к романтике, но не все.  Упавшее было,  Знамя Свободы слова подхватил Владимир Высоцкий. Поэт, которого всерьёз никто не воспринимал,   да и сам он  считал себя больше актёром , вдруг становится самым популярным среди знаменитых своих ровесников. Почему его проморгали,  да потому, что он не издавался,  не считал себя великим, а был лишь бардом, каких в те времена были сотни тысяч.


  Каюсь и я его не воспринимал как Великого поэта. Ну , пишет блатные песенки, наверное сидел в тюрьме отсюда лагерная  романтика, обычное дело. Далеко ему до Пушкина, Лермонтова и Есенина, но это была оценка юноши, не знавшего кроме школьной программы и вузовской учёбы реальной жизни. Когда же я окунулся в жизнь реальную, вот тогда на место Пушкина, Есенина пришёл Высоцкий.

 
  Блатные песни его - это  творчество,  навеянное  дворовой шпаной, послевоенной Москвы. Дальше от песни к песне поэт совершенствуется и становится  неординарным. Если раньше его сравнивали с Михаилом Ножкиным, Юрием  Визбором, Булатом Окуджавой, то впоследствии  он обретает свой исключительный стиль не только написание текста, но и его исполнения.

 
 Он не поёт, у него  не было вокала, он кричит свой текст, словно хочет  докричаться до всех – даже до глухонемых. Не замарачиваясь великими идеями , не стремясь кого-то поучать, он пел о бытовухе советского обывателя, но так, что этот  обыватель  хохотал до слёз  увидев себя не в кривом , а в реальном зеркале и просил повторить ещё и ещё раз. Песни его были настолько злободневны, что создавалось впечатление,  будто  он читает твои мысли. А разнообразие тем заставляло думать слушателя, что он сам пережил всё это.  И даже фронтовики верили в то, что он воевал.


  А меня , деревенского парня, удивляло как он городской человек родившийся и живший в столице смог так точно описать деревенский быт и психологию  деревенского  мужика ,что песню нельзя иначе называть  - шедевр." А у соседа ох и пьют ... А что ни пить когда дают… А что ни петь когда уют и не накладно…  Сосед орёт, что он - народ, что основной закон блюдёт – мол, кто не закусывает, тот и не пьет… Но тут малец с поправкой влез… Кто не работает - не ест, ты спутал батя." Тогда не только "Сосед", а весь простой народ спутал основной закон социализма, с элементарной халявой.  Поэтому и творчество  Высоцкого было так актуально и любимо  простым народом. Популярность его зашкаливала,  хотя официальная власть его как будто бы не замечала. Не печатались его  стихи, редко записывали  пластинки. Если актёр - Владимир Высоцкий был любим и признан, как неординарный исполнитель главных ролей в театре на Таганке, то поэта - Высоцкого, как бы и не было. Страдал ли от этого Владимир Семёнович? Я думаю очень.

 
 Ведь его коллеги были признаны властью:  печатались многотысячными тиражами, на их произведения ставили спектакли, снимали фильмы, они представляли Великую страну СССР на международных форумах и фестивалях. Являлись одной из граней многонациональной Российской культуры. А  Высоцкого как бы не замечали, хотя его вклад в многонациональную культуру России был неоспорим, но не признан официально.

 
 Всегда, когда я думаю об этой несправедливости, то непременно вспоминаю:  армию и строй, где в одной шеренге стоят служивые по ранжиру и по жиру. Перед ними стоит генерал и награждает их за заслуги перед Родиной. И только один человек, не в форме и без звания, стоит в сторонке не замечаемый  генералом, но любимый народом, и как он велик по сравнению с теми, кто в строю, и имя его тому подтверждение - Высоцкий. 


Рецензии
Хорошая публикация о, безусловно, талантливом человеке. Понравилась авторская реплика с упоминанием основного принципа социализма о распределении материальных благ. Основная масса удивительно легко фактически отринула базисные социальные достижения, прельстившись химерой халявы. Здесь уместно упомянуть деструктивную роль т.н. "шестидесятников", педалировавших недостатки системы и уводящих доверчивый "простой" народ от осмысления её фундаментальных достижений. А ведь всё познаётся в сравнении.

Масленников 309   16.06.2025 11:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.