Педагогическая теория

    Нет, тяжело, всё таки, нам – интеллектуалам-теоретикам. Это обычным людям хорошо: работай себе, да работай. А нам, однако,  думать надо. Вот смотрю я на класс, объяснить им пытаюсь... не, какой там? – Шумят, не слушают. Надо сперва угомонить.
- Так! – Я хлопаю ладонью по столу и добавляю металла в голос. – Шуметь и баловаться на уроке, имеет право ТОЛЬКО УЧИТЕЛЬ! Всем ясно?
В моей педагогической теории, авторитет учителя должен быть на высоте. И тогда, благодарные потомки, те самые, которые сидят сейчас передо мной за партами, смогут благополучно усвоить новую порцию знаний.
Они затихают и переваривают этот новый для них тезис. Уже хорошо – есть эффект! Теория, конечно, должна идти рука об руку с практикой, поэтому я беру в руки толстую суковатую палку спиленную мной у себя на участке. Амурский бархат, кстати, лекарственное дерево. Я, слегка размахнувшись им, демонстрирую его во всей красе.
- Это – говорю я, - «the Magic Дрын». Волшебная палочка, проще говоря...
- А, что она может?  - перебивает меня девочка с косичками, сидящая на первой парте.
- Она может превратить двоечника в отличника! – говорю я, грозно хмуря брови. – Понятно?!
Девочка кивает и вжимает голову в плечи.
Мальчишки тоже сидят тихо. Можно продолжать урок...

Ага, что там? У Коли опять жвачка.
- Так! Колян, а ну-ка пулей сюда! – Командую я.
Тот с неохотой, не ожидая ничего хорошего, идёт ко мне. Я недвусмысленно протягиваю ему салфетку. Он, не сводя с меня обиженных глаз, вываливает свой «бубле-гум» на бумагу.
- Ко-ля! Тебе сколько раз говорить? – я буравлю его строгим взглядом. – Жевать жвачку на уроке...
- ...имеет право только учитель. – с обречённым вздохом, заканчивает фразу, балбес-Коля.
- Ну вот, всё ведь и сам знаешь. - Я комкаю салфетку и отправляю её в мусорное ведро. – После уроков дожую, когда все уйдут, не переживай. – успокаиваю я Колю.
Тот кивает и уныло возвращается на своё место. Класс старательно переписывает большой текст на английском. Молодцы, я уверен, что им очень интересно. Так идут уроки, мелькают дни.

*****
- Так! – Моя рука тянется к волшебной палочке. – Ты почему не пишешь?
Воффка-the Carrot испуганно хватается за ручку и возвращается к тексту. Он пучит глаза и старательно выводит предложения в презент-континиусе. А я ещё киплю какое-то время...
- Ишь, сидит и не работает! А?! Посмотрите на него.
Я подхожу к его парте и, монументально возвышаясь над ним, давлю на психику.
- Воффка-Воффка, сколько раз тебе говорить, что бездельничать на уроке...
- Имеет право только учитель! – браво грянул класс вместе с Воффкой.
- Правильно! – киваю я. – Молодцы! Пишите!
Я немного расслабляюсь и успокаиваюсь. Работает теория, работает. Базис подведён правильно. Авторитет учителя на высоте. Знания усваиваются. Дидактический дрын положительно настраивает детей на рабочий лад. Хорошо. Я возвращаюсь на своё место и утыкаюсь в телефон... Чё там? Очередной пакет санкций? Вот гады... Кофе выпить, что ли... Ну, да, ребята в курсе, что пить кофе на уроке... Да, да – имеет право только учитель. Я потягиваюсь – может потом попить? Чёт, лень заваривать. Эх-х-х...
Вспомнив, где я, и опустив руки, я грозно обвожу глазами класс. Пишут. Вон, Воффка даже язык вытащил от усердия. Всё в порядке. Молодцы.

*****

- Уважаемый Teacher, а почему вы решили стать учителем? – Голубоглазая девочка, доверчиво хлопая глазками, поднимает руку.
Я немного раздумываю, глядя на неё. То ли хочет протянуть время и отвлечься, пока я буду отвечать, то ли ей и вправду интересно. Класс затих, все смотрят. Наверное, и вправду, хотят знать. Вообще-то, великим педагогам-теоретикам должны задавать такие вопросы. Тут, как бы, всё правильно. Значит, надо ответить.
- Ну, - я приосанился. – Что сказать? Я тоже был маленьким, тоже учился в школе. Учителя ставили мне двойки, отнимали жвачки и конфеты, таскали за уши и ябедничали родителям. И я решил, что вырасту и тоже стану учителем. Буду ставить двойки, таскать детей за уши, отнимать конфеты и игрушки, и чувствовать себя большим и сильным. Вот. Как поставил цель, так и добился её. Мы с вами ещё поговорим о целеустремлённости. О том, как смело идти к своей мечте. Молодцы. А теперь, открывайте текст на странице...

Педагогическая теория требует гибкого подхода. Можно заставить писать длинный текст. Можно даже задать его наизусть. А на следующем уроке пусть пишут. Тоже наизусть. Можно дать самостоятельную, а можно и вовсе – контрольную!
- Дети! Для чего проводятся контрольные? – задаю я вопрос классу.
- Ну... чтобы проверить наши знания. – Отвечает Лиза.
Лиза молодец, отличница. Но я морщусь от её наивности.
- Неправильно. Ещё!
- Чтобы закрепить пройденный материал? – неуверенно уточняет Никита. Тоже отличник и тоже наивный.
- Что за пошлости! – Я машу на них рукой. – Ещё варианты будут?
- Чтобы мы хорошо всё запомнили? – Егор, непонимающе вытаращив глаза, смотрит на меня.
Я только вздохнул.
- Запомните, а лучше, запишите. – «Контрольные проводятся, чтобы учитель мог отдохнуть». Понятно?
- Поня-я-ятно. – убито отвечает класс.
- Молодцы, а теперь – контрольная! – Я нажимаю кнопку чайника.

Эти двое опять что-то не поделили. Растаскиваю их за шкирки.
- Э, вы чё? – я трясу ими. – Бить детей имеет право – кто?
- Только учитель. – отвечают они, болтаясь в моих руках.
- А вы кто?
- Ученики-и-и-и. – чуть не плача, говорят драчуны.
- Из-за чего шум?
- Он у меня машинку забрал. – Болтающийся слева тычет пальцем в болтающегося справа.
- Давай сюда!
Тот, что справа, отдаёт мне машинку. Я кладу её в карман.
- Отнимать игрушки у детей...
- ... имеет право только учитель. – они уныло расходятся в разные стороны.
Конфликт исчерпан. Великая вещь – педагогическая теория. У них – мир, у меня – игрушка. Очередная.

Тимоха плохо пишет. Ему неинтересно Приходится напоминать. Он начинает, а потом взгляд его мутнеет и он улетает на далёкие, ему одному ведомые, планеты. Там ему хорошо, там нет меня с английским языком. Чувствую ревность. Так не пойдёт. Ему надо вернуться в мой мир с моими правилами. А он уже закатил глаза и вытащив язык, задумчиво издаёт звуки, которые обычно идут из другого места. Мда...
- Ти-мо-ха! – Кричу я ему. – Пердеть на уроке...
Нет, я, правда, хотел сказать: «неприлично»...
- ...Имеет право только учитель! – Дрессированно грянул класс.
Я сижу и смотрю на них. Тяжело, всё-таки, нам, интеллектуалам-теоретикам. Всё ж таки, сложная эта вещь... педагогическая теория. Как и любая живая концепция, она нуждается в доработках и дополнениях. Хорошо моим ученикам – пиши себе, да пиши. А мне, однако, думать надо.

Ан Ма Тэ. Находка. Апрель. 2025.


Рецензии