На Благовещение Богородицы

…Потому что Рождаемое не есть Пророк, и не просто человек, как Адам, но наречется Сын Вышняго и Спаситель и Избавитель людского рода и Царь Вечный. Ибо, как спавшие с вершины горы камни и скатывающиеся даже до подгорья, становятся достоянием многих крутизн (или «пропастей»), так и нас – отпавших от заповеди, данной в раю и сущей в нем блаженной жизни, и даже до ада скатившихся, постигли многие бедствия. Ибо не только израстила земля, как последствие проклятия, бывшего Праотцу, неодушевленные волчцы и терния, но изведали мы и гораздо худшие, многовидные терния злых страстей и отвратительные волчцы греха. И не только ту одну печаль возымел наш род, которую получила в удел Праматерь, как следствие проклятия бывшего ей, осужденная в болезнях рождать, но, можно сказать, и вся наша жизнь стала сплошной печалью и мукой. Но с тех пор, как человеколюбивый к нам, создавший нас Бог, по милосердию Своему, приклонив небеса сошел, и восприял от Святыя Девы наше естество, Он обновил его и возвратил, более того, возвел на божественную и небесную высоту…

_____________________
Фрагмент из книги:
«Беседы (омилии)»,
Глава: Омилия XIV.
Автор: святитель Григорий Палама.


***
***
***


Милосердый Отец, с сожалением воззрев на род наш, уже растленный грехопадением, вспомнил о творении рук Своих и, не хотя видеть нас навсегда погибшими, сначала вручил Моисею письменный закон, начертанный на каменных досках. А так как писанный закон не производил спасительных действий, то Он посылал Духоносных мужей, т. е. прозорливых пророков, показывавших все правые пути к Богу. И после хотя те, к которым они были посылаемы, закрыв свои чувства, ни мало не сделались лучшими; Творец однако ж не презрел нашего естества; но из преблагих и пренепорочных недр Своих послал к нам недостойным, в конце веков, Сына Своего, равнoго Себе и по власти, и по силе, и по благости. Он восхотел лучше соделать спасение преступников воли Его, нежели оставить в презрении столь прекрасное и столь высокое Свое создание, каков человек…

…Она не была подобна Захарии, обнаружившему свое неверие во святилище, который, хотя и приобрел способность к деторождению, но, в наказание, лишился орудий слова и, перестав быть безчадным, сделался немым. Она почувствовала в душе смущение от сделаннoго Ей приветствия, как Дева совершенно непорочная, не имевшая не только смешения, но и обращения с мужем, и привыкшая непрестанно устремлять ум Свой к созерцанию вещей небесных…

…Что же делает тогда Гавриил? Приметив смущение Отроковнцы и не размышляя более ни о чем, тотчас взывает, говоря: «не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога» (Лук.;1,;30). Итак, Он прежде устранил страх Ея, потом внушил бодрость, сказав: не бойся! Ты обрела благодать у Бога», которую потеряла Ева. Словом «благодать» он ясно определил свою мысль и рассеял все кажущиeся сомнения, а присовокупив: «обрела благодать у Бога», совершенно отогнал страх от Девы…

…Видишь, как он изгнал из Девы страх? Как ободрил дух Еe? Назвав имеющeго родиться Сыном Всевышнeго и наименовав Давида Его отцoм, Он вдруг возвысил ум Еe, как видно из последующего.

Смотри, какой разум имеет Дева! … Ты обещаешь Мне – говорит Она – что-то странное; ты возвещаешь Мне то, что превосходит естество: Я браку не причастна, – Я обручилась жениху, но браком не сочеталась; Я знаю только в Иосифе обрученника, но не мужа; со Мною живет жених, но не разделяя брачнoго ложа. Как будет сие, когда Я не знаю мужа? …

…Итак, никакая страсть не примешалась к земному зачатию Еe, как бывает у людей, не сопровождала и небесное рождение Господа. «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышняго осенит Тебя». Смотри, как открывается здесь таинство Троицы. Говоря о Святом Духе, Архангел не инoго кого-либо разумел, как Утешителя. Силою Всевышнeго он явно назвал Сына, а словом: Всевышний – означил лице Отца. Выражением же: «осенит Тебя»– он говорит, кажется, тоже, что – по моему мнению – сказал Аввакум, когда, взирая прозорливыми очами, назвал Деву «горою приосененною»(Авв.;3,;3), как бы изображая силу Духа, Ее осеняющую, и неизреченную скинию, в Ней самодействующую способом воплощения, по которому в утробе Девы, свободной от страстей и чистой от всякой вещественной привязанности, воздвиг нерукотворенный храм тела (Спасителя), как видно из последующeго.


_____________________
Фрагмент из проповеди:
«Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы»,
Автор: святитель Андрей Критский.


***
***
***


А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» (Лк.1:28), не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух... Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

_____________________
Фрагмент из проповеди:
«Благовещение Пресвятой Богородицы» (7 апреля 1981 г.),
из разных глав
Автор: Митрополит Сурожский Антоний (Блум)


***
***
***


Все люди в Адаме подали на себя рукописание, обличающее их в грехе, и чрез это сделались рабами диавола; диавол же, употребляя немощное наше тело как рукописание, постоянно напоминал нам, что мы сами себя продали ему, и, становясь пред нами, он, лукавый изобретатель страстей, указывал нам на этот наш долг и требовал от нас уплаты его. Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую мы были осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою все требование уплачивалось бы вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить сего долга за всех, потому что и сам, как грешник, был в этом долгу; не мог искупить человеческого рода и никакой ангел, потому что и он не мог найти столь великой платы. Для уничтожения зла оставалось лишь одно средство: нужно было, чтобы Сам Бог, непричастный греху, умер за согрешивших.

Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: вcu бо, говорит св. Павел, согрешиша, и лишени суть славы Божия(Римл.;3:23).

_____________________
Фрагмент из книги:
«Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2»,
Глава: Беседа в день Благовещения Пресвятой Богородицы. (О том, что Пресвятая Дева Мария есть Богородица, и что Родившийся от Нее есть Еммануил). Св. Прокла, патриарха Константинопольского.
Автор: протоиерей Петр Смирнов.


Тропарь
Днесь спасения нашего главизна,  и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует,  тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная,  Господь с Тобою.

Кондак
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.            

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Рецензии