Слово и смыслы

«...слово - содержит смыслы, а они управляют нашим поведением» — это несколько метафизическая конструкция. Поясню.

Эта конструкция предполагает, что существуют некие «объекты», которые мы называем «смыслами», и эти «объекты» управляют нашим поведением. «Метафизичность» этой конструкции заключается в том, что никаких таких «объектов» не существует, и само признание таких «идеальных объектов» существующими является метафизикой. Если же мы этим «несуществующим объектам» приписываем функцию управления нами, то это метафизика вдвойне («существуют» и «управляют»).

Поэтому «слово содержит смыслы, а они управляют нашим поведением» — это приблизительное, образное, литературное (не научное) выражение, которое мы вправе употреблять в простой беседе, помня (и в этом будет выражаться наша «научность»), что «смыслом» наделяет слова (как и всё остальное, что мы видим, слышим, чувствуем, встречаем на своем пути) — наше сознание.

Если набор звуков (или знаков) — слово — нам понятен, мы его наделяем «понятным смыслом», если непонятен — «непонятным смыслом» (или иногда вообще отказываем ему в наличии смысла - «бессмыслица»). Можно сказать, что «смысл»  — это «понятность» для нас. А «понятность» — это, одновременно, и «уровень понятности» (как громкость), и «понимание конкретно того, что говорится» (как восприятие содержания), т.е. это абстрактный уровень громкости-понятности (не связанный с содержанием произведения) и, одновременно, конкретное восприятие-усваивание материала (тесно и напрямую связанное с «узнаванием» конкретного содержания произведения).

Дополню: Сами эти звуки или знаки (т.е. «слово») — без нас, воспринимающего сознания — смысла не содержат. Но могут содержать «значение» (по Витгенштейну), т.е. команду, которую исполнит «исполняющее устройство» (не обязательно разумное). 

Что я хочу показать?

Что «слово» и «смысл» — это особо «существующие» и, одновременно, «не-существующие» объекты — причем, по-разному как «существующие», так и «не-существующие», — и в этом смысле, это «диалектические объекты», т.е. те объекты, которые без диалектической логики невозможно рассмотреть адекватно, — без диалектической логики их рассмотрение постоянно будет съезжать то в их «существование», то в их »несуществование», то в их «реальность», то в их «иллюзорность», а границы, как между ними, так и их самих, будут постоянно «плыть».

И, напротив, владение диалектической логикой позволит достаточно легко разбираться в этих и подобных им вопросах, характеризующихся такими признаками как «расплывчатость границ» и, так скажу — «онтологическая многомерность». Особенно, когда это «сущности», являются созданными не природой, а сознанием, т.е., по определению, являются «метафизическими объектами, существующими в реальности» — слово, смысл, экономика, банки (банковская система), образование, культура, стоимость, капитал, любовь, дружба, реальность.


Александр Клейн
11 апреля 2025 г.
Илл.: Кл.&AI 11.04.25


Дескрипшн и Онтологические пространства
http://proza.ru/2025/04/06/1498

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614


Рецензии