Как мы жили в Марийской деревне Якай Сола

Как мы жили в Марийской деревне Якай Сола.
   В 1955 году, мы из деревни Малиновка Азамат, поехали всей семьей в деревню Якай Сола, Марийской ССР, на родину моего отца, марийца Тараса Васильевича. Нас тогда было три брата, мал, мала меньше. С собой мы везли все наше имущество, и даже перину, привезенную отцом из Германии, в 1948 году. В Симферополе мы сели в поезд и поехали в Москву. Приехав на Курский вокзал, выгрузились со всеми вещами, и поехали на Красную площадь. В метро я сразу рванул вниз, не предупредив родителей, они запаниковали. Внизу меня остановил милиционер, и доставил наверх, на радость матери. За нами сложно было уследить, Вовка тянет в одну сторону я в Другую, и только маленький Лёнька, никуда не бежал. Пришли на Красную площадь, в мавзолее посетили Ленина со Сталиным, потом сели в поезд и поехали в Йошкар Олу. Приехав сели в машину и поехали в Ронгу, откуда на телеге, поехали в деревню. Приехав в Якай Солу, поселились в доме, сестры отца Екатерины Кокай. В те прекрасные годы, в деревне ещё не было света, и мы, как и все жители, жгли лучину. Все мы дети с племянницей Лидой, спали на настоящей русской печке, покрытой овчиной. Зимой вместе с нами, в доме жили ягнята и козочки, туалет находился в доме, в маленькой загородке, с выходом прямо на улицу. Зимой ночью, по деревне, ходили и выли волки. Рядом с нами жил жрец, Карт, который поклонялся духам, деревьев, на священной поляне. Все мы ходили даже зимой в лаптях. Интересно как утеплялись лапти, берешь и окунаешь ногу в прорубь, при -30° мороза, лапти сразу покрываются коркой льда, и нога оказывается в тепле. Потом отец купил нам валенки. Отец работал портным в Ронге, и зимой ходил туда на лыжах. Однажды он привез на санках подарки, деревянные игрушки, и цветные книги, запах которых я помню до сих пор. Посреди деревни, была горка, с которой мы спускались на лыжах и санках. Летом прямо за окраиной деревни, простирались поля Конопли, какие же из неё получались вкусные лепешки, и другие блюда. Из конопли также делали качественную материю и одежду. Какую же  глупость сделали наши правители, когда в интересах американских компаний, прекратили выращивать ценную культуру коноплю. Посреди нашей деревни стояло большое дерево березы, на которой висели качели, помню, как мы пили с этого дерева берёзовый сок. Однажды в соседнем доме нашли старинное кремневое  ружье. Чтоб мы не плакали, нам давали выпить немножко арака. Рядом с нами жили семейство Мартьяновых, с их детьми Николаем и Михаилом, мой брат Владимир ходил в первый класс. Я с тех пор помню песню Муралтэна Колтэна, и счет по арийски, икот, кокот….. Потом мы вновь вернулись в Малиновку, но через несколько лет вернулись вновь. Помню как в Московском зоопарке, я опять заблудился, и меня разыскивали по радио. В 1955 году, в этой Марийской деревне у нас родился брат Виктор. В 2014 году, на праздник Акатуй, в Чебоксары, меня пригласил президент Чувашии. Представитель Чувашии, в Севастополе, Володя Мочалов, выделил мне машину с водителем, которая и отвезла меня на родину отца, деревню Якай Сола. Приехав в Йошкар-Олу, дал интервью телеканалу Россия-1. Телевизионщики проводили нас до дороги на Ронгу. Проехав деревню Коджа Сола, прибыли в Якай Солу, посреди деревни, нет даже дороги, все заросло травой. Подъехали к дому, где 55 лет назад стоял наш дом, дома нет, подошёл к мужику, который возился в огороде, и спрашиваю, не знаешь, где был дом Таныгина Тараса, и не знаешь ли семейство Мартьяновых. Он с удивлением смотрит на меня, и говорит, неужели ты Таныгин, да отвечаю, а я и есть Мартьянов Михаил, что интересно только неделю назад мой брат Мартьянов Николай попросил своего сына, разыскать ваш род. Я прошёлся по деревне, вспоминая, что где было, когда мне было 5 лет. Михаил позвонил своему брату, который приехал через час, накрыли поляну. Потом мы поехали к Николаю, в поселок Ясное. Возле его дома, стоят множество ульев, Николай лучший пчеловод Марийской ССР. Накрыли поляну, выпили Арака, он сыграл на гармошке, и вместе с женой они спели Муралтена Колтэна. Я давно хотел познакомится, с верховным Картом (Жрецом), Марийского народа. И каково же было мое удивление, что когда мы уже ехали назад, то мне позвонил верховный Жрец Марийского народа, Александр Таныгин. Как он узнал, что я нахожусь в Мари Эл и номер телефон, загадка, но чему удивлятся, он же настоящий Карт. Я попросил его провести обряд в священной роще, по спасению крымского можжевельника. Вернувшись в Чебоксары, мы сели в автобус под управлением Виктора, и поехали в Крым. Перед паромом долго стояли в очереди. Вскоре мы приехали в Севастополь.


Рецензии