Храм нашей совести
1. Благодарность к Промыслу Божию
Помните у искрящегося юмором Жванецкого: «…был бассейн - стал Храм, был Храм - стал бассейн, был бассейн - стал Храм». Это он, конечно, говорил о повторном начале строительства Храма Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя… ну, кто сегодня не знает историю этого замечательного памятника отечественной архитектуры? Этого окутанного мифически-духовным ореолом артефакта героического прошлого нашей страны.
Как известно, манифест о создании Храма «В ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» Александр I подписал в конце 1812 года. Но в силу известных обстоятельств, связанных с неудачным выбором строительной площадки, в 1826 году работы по строительству Храма были прекращены. Возобновлены они были только в 1832 году после утверждения Николаем I нового проекта Храма, строительная площадка которого была перенесена на его нынешнее место.
Но только в сентябре 1839 года состоялась его торжественная закладка. Историки не заморачиваются вопросом о таких неспешных сроках строительства. Во-первых, известно же как варварски прошлась наполеоновская мразь по российским городам и сёлам (потому и средства на строительство Храма собирались всем миром). А во-вторых, проект Храма был неоднозначно грандиозным.
Основой его стиля был выбран византийский. Высота Храма от основания до креста составляла 103,5 метра. Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично — из белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Над живописным оформлением Храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В декабре 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
И только в июне 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500 летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100 летие Отечественной войны 1812 года, 300 летие Дома Романовых.
2. Даёшь Новое - на обломках Старого
… Ну, хорошо - пришли к власти большевики, со своей марксистской вульгарно-хулиганской моралью: «Религия - опиум для народа». Но при чём здесь памятники культуры, артефакты архитектурной и художественной старины, историческая ценность которых неизмерима? Почему верхушка новой власти не только не пресекла варварского разграбления церквей, но и дала негласную отмашку на их закрытие и даже разрушение?
… Вот так случилось и с Храмом Христа Спасителя. Недолго продержался он при Советской власти. В 1922 году он был захвачен так называемыми «обновленцами» (кто это такие и чем они занимались - это отдельный разговор), а в 1931 году был официально закрыт.
… 5 декабря 1931 года Сталин сидел за своим рабочим столом, просматривая донесения с мест о ходе коллективизации. Он не сразу сообразил, что раздавшийся где-то неподалёку мощный взрыв, от которого затряслась мебель и зазвенело стекло, это было санкционированное им же самим мероприятие по сносу Храма. Вызванный немедленно под суровые очи вождя его секретарь Поскрёбышев бойко доложил, что, мол, в соответствии с июльским решением Совета строительства об определении места строительства Дворца Советов, одобренный им, Сталиным, сносят Храм Христа Спасителя. На что Сталин удовлетворённо хмыкнул и дал знак секретарю удалиться.
Надо сказать, что на том заседании специально организаванного по случаю Совета строительства, где определялось место строительства будущего архитектурно-монументального монстра - Дворца Советов, вниманию присутствующих специалистов было предложено три площадки: Китай-город, Охотный ряд и то место, где ещё продолжал неприкаянно стоять злополучный Храм Христа Спасителя. Но обсуждения вариантов практически не получилось: после зачтения записки с предложением товарищей Молотова и Кагановича о строительстве Дворца Советов именно на месте Храма (записка содержала в себе и мнение на этот счёт Сталина) тайное (?!) голосование определило именно этот вариант.
Что удивительно, общественное мнение к такому повороту событий хотя бы исподволь властями немножко готовилось. Например, академик архитектуры Б.Иофан, автор утверждённого проекта Дворца, в пространной статье на этот счёт написал так: «Храм Христа Спасителя - посреди огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной головой. Похожий одновременно на кулич и на самовар, он давит на окружающие его дома и на сознание людей своей казённой, сухой, бездушной архитектурой, отражая собою бездарный строй российского самодержавия и его высокопоставленных строителей, создавших это помещичье-купеческое капище».
Каково! Как говорится, знай наших! Помещичье-купеческое капище… вот мы его, это бездарное олицетворение отжившего строя, сейчас - до основания… а потом - мы наш, мы новый храм, то бишь Дворец, построим.
3. Скульптура с проблемной рукой
В той своей статье академик с нескрываемым восторгом поделился и мыслями о «гениальных замечаниях» Сталина по поводу проекта Дворца.
Сегодня просто диву даёшься: как могли те дилетантские, по сути, замечания вождя лечь в основу такого серьёзного монументального сооружения.
Ну, вот судите сами.
Вначале, по замыслу Иофана ступенчатую башню венчала 18-метровая скульптура Освобожденного пролетария с факелом в руках. Но вмешался товарищ Сталин! 10 мая 1933 года (названным историческим днем в истории советской архитектуры) он предложил вместо маленького пролетария поставить на Дворце величественную статую Ленина. «В 50 - 75 метров, а может, и выше!».
На закрытом конкурсе победил проект 100-метрового Ильича скульптора Сергея Меркурова. Ленин с вытянутой вперед рукой. Это, по сути, получился хотя и величественный, но банальный (каких по стране - бесчисленное множество) памятник Ильичу. С постаментом, роль которого отводилось играть Дворцу.
Надо отметить, что руку обсуждали особо. С точки зрения безопасности, опущенные руки были бы предпочтительнее. Но в такой фигуре не было «нужной выразительности». В позе с поднятой рукой вверх (как у американской статуи Свободы) было что-то «благословляющее и фальшивое».
Принять-то тот жест с вытянутой рукой - приняли, а вот как его было воплотить в жизнь? А мнение вождя, естественно никто оспаривать не мог. Вот что рассказал однажды журналистам по этому поводу покойный экс-мэр столицы Юрий Лужков: «Были опасения, что правая рука вождя в небесах под ветровой нагрузкой, обледенением или вследствие коррозии рухнет на Москву. Чтобы указующая длань не сломалась от перенапряжения, создали специальный Институт руки, имевший директора, зама, штат научных сотрудников и секретные разработки. Длина той руки была почти 30 метров, указательного пальца - 4 метра. В конце концов, руку решили укрепить с помощью особого сборочного агрегата».
Да что рука? Сама фигура Ленина оказалась для проектантов немыслимой по сложности проблемой монументальной стройки. Ведь это была стометровая скульптура в 6 тысяч тонн весом, уходящая за облака, на страшной высоте, открытая всем ветрам.
А вот возьмёт и упадет на не ожидающих такого подвоха москвичей? Долго искали точки опоры. Решили: основной вес статуи сместить на правую ногу. Её предусмотрели сделать особо прочной. Левой ногой, несколько отставленной назад, несколько погасили основную нагрузку. Долго спорили насчёт третьей точки опоры. В конце концов, решили, что хватит двух.
Подсчитали, что обледенение статуи даже в 1 миллиметр увеличивало бы её вес на 22 тонны. Для борьбы со льдом спроектировали специальную систему электрического прогрева. Запланировали сложную систему громоотводов для защиты от молний.
… Поражает масштабностью проект и самого Дворца. Большой зал, предназначенный для съездов, пленумов, всевозможных заседаний, торжеств, должен был вместить 21 тысячу человек! Диаметр зала - 130 метров, высота - 100 метров. В нём мог спокойно разместиться, к примеру, Исаакиевский собор.
В обычные дни Большой зал мог за несколько минут превратиться в гигантскую спортивную или цирковую арену, кинозал, театральную сцену, где 2,5 тысячи актеров могли бы спокойно разыграть любую батальную инсценировку. Мог бы превратиться даже в каток с искусственным льдом или бассейн, в котором сотни пловцов продемонстрировали бы тысячам зрителей своё мастерство.
Также во Дворце Советов планировали разместить Президиум и палаты Верховного Совета СССР, государственный архив, библиотеку на 500 тысяч томов, музей мирового искусства, аудитории для работы депутатов и приемов делегаций и много чего еще. Ведь в нём предусматривалось разместить 5 тысяч помещений (?.
Акустика, освещение, климат-контроль, скоростные лифты, бесшумные эскалаторы, системы уборки - всё по тогдашнему последнему слову науки и техники.
…Всего дворец мог одновременно принять свыше 40 тысяч человек! Представляете, какое столпотворение могло быть при входе-выходе? Поэтому предусмотрели большое количество дверей.
Не забыли и о внешнем виде монументального сооружения. Спроектировали вокруг Дворца огромную площадь, залитую цветным асфальтом, стоянки на 5 - 6 тысяч авто, подземные гаражи для автобусов, новые широкие автотрассы, двухъярусные набережные, пристани для волжских теплоходов, спрямление Москвы-реки. Из-за чего центр столицы изменился бы до неузнаваемости. Волхонку и соседние улицы планировали засыпать тысячами кубометров земли, ряд исторических зданий - снести. Повезло бы лишь Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Его решили отодвинуть на 100 метров.
…Вот такое было планов громадьё! И ведь ничуть не смущала тех, кто всё это затеял, абсурдность затеи на фоне огромных народно-хозяйственных проблем.
Стройку планировали завершить к концу третьей пятилетки - в 1942 году. Это было личное указание товарища Сталина. Но помешала война.
А после войны - какие уж тут монументы? Ну, а после смерти Сталина, и вообще о развороченном котловане, напоминавшем о несостоявшихся грандиозных планах вождя, на время забыли.
Потом всё же по инициативе Хрущёва на месте несостоявшейся стройки в 1960 году открыли круглогодичный открытый (с подогревом воды) плавательный бассейн «Москва».
4. И снова - Храм
Да, удивительна наша память. Но ещё удивительнее наше неоднозначное понимание того периода отечественной истории, который связан с именем Сталина.
Почему до сих пор в общественном информационном пространстве существует двойственная позиция оценки личности человека, на совести которого миллионы искалеченных судеб наших соотечественников?
…Об интеллектуальных способностях вождя вообще мало кто вспоминает. Да, он обладал феноменальной памятью. Умел облечь мысль в строгие логические рамки. Мог легко ориентироваться в сложных внутрипартийных разборках.
Но ведь главное - он был совершенно чужд таких человеческих качеств, как сострадание. Для него было обычным проявлением характера - коварство, жестокость и беспощадность к тем, кого он считал своим врагом, а тем более - «врагом народа».
…А что касается воссоздания Храма Христа Спасителя. В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о его воссоздании в прежних архитектурных формах. Храм был построен за неполные шесть лет.
Свидетельство о публикации №225041100387