Манас
Чтобы ум мог активно функционировать и обрабатывать информацию, необходимо направить на неё внимание. Внимание можно рассматривать как ключевой элемент, позволяющий уму фокусироваться и разворачиваться в процессе восприятия и анализа. Без внимания ум остается рассеянным и неспособным эффективно оперировать информацией. Понятие манас встречается уже в древних священных текстах индуизма, таких как Веды и Упанишады.
Ригведа: В этой древнейшей из Вед манас часто упоминается в контексте ума, разума или ментальной активности. Рассмотрим, как этот термин используется в данном тексте:
1. Определение: Манас определяется как ум, разум или сознание. Это та часть души, которая отвечает за восприятие окружающего мира, обработку мыслей и принятие решений.
2. Творческая сила: В Ригведе часто говорится о творческом потенциале манаса. Он позволяет человеку создавать новые идеи, образы и концепции. Этот творческий аспект связывается с поэзией, музыкой и искусством.
3. Средство познания: Манас служит инструментом для постижения истинной природы вещей. Через него человек может получить доступ к скрытым знаниям и мудрости, лежащей за пределами физического мира.
4. Нравственный аспект: В некоторых гимнах Ригведы подчеркивается важность контроля над манасом. Чистый и добродетельный ум ведет к праведному поведению и гармонии с миром. Напротив, омраченный или порочный ум может стать причиной страданий и конфликтов.
5. Символизм: Иногда манас олицетворяется как небесное существо или божественная сила. Его связывают с мудростью и интуицией, а также с внутренним светом, освещающим путь к истине.
6. Связь с богами: В Ригведе манас иногда ассоциируется с богами, такими как Индра и Агни. Эти божества символизируют силу и мощь ума, способные преодолевать трудности и достигать великих целей.
Таким образом, манас в Ригведе предстает как сложный и многогранный феномен, включающий в себя элементы творчества, познания и нравственности.
Атхарваведа: Здесь манас рассматривается как орган восприятия и источник мысли. Атхарваведа содержит множество заклинаний и ритуалов, направленных на очищение и укрепление ума.Ключевые моменты, касающиеся манаса в Атхарваведе:
1. Роль в ритуале: Манас рассматривается как важный компонент ритуальных действий. В ряде гимнов подчеркивается необходимость чистоты ума и концентрации для успешного выполнения обрядов. Считается, что чистый и сфокусированный манас способен усилить эффективность жертвоприношения и молитв.
2. Магия и целительство: В Атхарваведе есть множество заклинаний, направленных на улучшение здоровья и защиту от злых сил. Некоторые из них связаны с укреплением и очищением манаса. Считалось, что расстройства ума могли привести к болезням, поэтому важным было поддерживать ум в здоровом состоянии.
3. Связь с телом и душой: В некоторых гимнах манас представляется как нечто среднее между физическим телом и духовным началом. Он соединяет материальные и нематериальные аспекты человеческого существования, играя ключевую роль в восприятии мира и взаимодействии с ним.
4. Влияние на поведение: Атхарваведа уделяет внимание состоянию ума, утверждая, что положительные мысли и намерения ведут к добру, тогда как негативные мысли могут принести вред. Поэтому важно контролировать манас и направлять его на благие дела.
Таким образом, в Атхарваведе манас понимается как многогранная сущность, играющая центральную роль в жизни человека, начиная от ритуальных практик и заканчивая повседневным поведением и здоровьем.
Упанишады: В этих философских текстах манас становится важной частью теории познания и психологии. Например, в Катха-Упанишаде и Мундака-Упанишаде подробно обсуждается природа ума и его связь с высшими уровнями сознания.
Бхагавадгита: Хотя Бхагавадгита не относится непосредственно к Ведам, она основана на многих идеях, изложенных в них. В Гите манас представлен как инструмент, которым нужно управлять для достижения духовного совершенства.
В рамках буддизма в учении Абхидхармы манас трактуется как шестой орган чувств (индрия), специализирующийся на восприятии объектов ума.
«Любой из шести [видов] сознания (vij;;na), [ставший] прошлым, есть разум (manas).», - так гласит Абхидхармакоша («Корзина Абхидхармы» — поэтическое произведение, созданное буддийским мыслителем Васубандху в IV веке нашей эры.)
Согласно взглядам Васубандху, манас представляет собой уникальный ментальный орган чувств (манендрия), способный порождать функции, результатом которых становятся когниции. Восприятие шести классов сознания — зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового и ментального — происходит последовательно, с опорой на предыдущий опыт. Именно манас служит основой для ментального сознания, позволяя осознавать воспринятые ранее ощущения. В отличие от остальных пяти классов чувственного сознания, ментальное сознание (мановиджняна) опирается исключительно на самоё себя, не имея иных внешних опор.
В буддийской школе йогачара манас тесно связан с двумя важными концепциями: мановиджняной и клиштаманасом. Мановиджняна, или «умственное сознание», является шестым видом сознания, которое отвечает за обработку информации, поступающей от пяти органов чувств. Клиштаманас, или «омрачённый манас», выступает как седьмой вид сознания и действует подобно аханкаре, создавая чувство эго и привязанности. Оба эти аспекта взаимодействуют с остальными видами сознания, включая пять чувственных восприятий и алая-виджняну, которая служит источником всего сознания.
Свидетельство о публикации №225041100460