Боратынский не Пушкин

(сериал Эпитомы пушкинистики)

Евгений Абрамович Боратынский

Песков А.М. в кн. "Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. 1800–1844":

внутренний  барьер  —  болящий  дух,  отнимающий  способность  ощущать
наслаждение и располагающий к предчувствию разочарования в собственной вере;
причем  по  логике  Боратынского  получается  так,  что  и  внешние  и  внутренние
препятствия воздвигнуты Создателем всего сущего

болящий дух (esprit chagrin), полный тоски и печали, — вот что он носит в себе среди шумного веселья <...>. Отчего душа бывает предрасположена к счастию?

в элегиях он очень редко будет именовать высшую силу, управляющую «муравейником рода человеческого», — Создателем, Творцом  или  Провидением.  В  лирике  Боратынского  верховные  регулирующие функции будет исполнять поэтический двойник Провидения — судьба.

На основании произведений, написанных и напечатанных в  1820  г.,  можно  утверждать,  что  именно  в  этот  год  сформировалась  устойчивая система понятий о жизни, определявшая его самосознание до конца дней.

В основе этой системы «выпадения из привычных (общих) правил»:

- сознание своей отчужденности от общей жизни – лейтмотив жизни

Прости Поэт! Судьбина вновь
Мне посох странника вручила<

<...>Но кто постигнут роком гневным,
Чью душу тяготит мучительный недуг <...>

- сознание избранности (в круг поэтов) - замкнутость на процессе творчества

Творчество становится заменителем всех иных возможных вариантов счастья, а сознание поэтической харизмы создает противовес той деструктивной силе болящего духа,  которая не позволяла чувствовать ничего,  кроме отчужденности.  И можно сказать, что уже в  1820 г. вполне определились два полюса той философско-художественной оси, на которой, как на качелях, будет балансировать самосознание Боратынского до конца его жизни: один полюс — болящий дух, разрушающий любые перспективы и уничтожающий своего носителя; другой полюс — творчество, дающее поэту власть над своим болящим духом  и позволяющее ощутить счастье.


- установка на философическое обобщение, страсть к рассуждению

установка на философскую медитацию становится отличительным признаком его поэзии.

<...>Во всем мне слышится таинственный привет
Обетованного, глубокого забвенья<. ..>

- обратимость ответов и относительность истин

<...>Познай же цену срочных дней,
Лови пролетные мгновенья:
Исчезнет жизни сновиденье.
Кто был счастливей — был умней!<...>

Признание  относительности  любых  истин 


Рецензии