Урок у пруда

В тихий летний вечер, когда солнце медленно клонилось к закату, бабушка и её восьмилетний внук Бора неспешно прогуливались вдоль старого пруда. В воздухе звучала многоголосая лягушачья симфония – словно невидимый дирижёр управлял этим причудливым хором.

Бабушка, женщина мудрая и начитанная, решила использовать это время для своего очередного назидательного урока. Она начала рассуждать о понятиях вины и заслуги, но Бора, как и все дети его возраста, предпочитал практическое познание мира теоретическому.

"Смотри, бабушка, сколько их там!" – воскликнул мальчик, подбегая к воде с прутиком в руке.

"Бора! – встревоженно окликнула его бабушка. – Не смей обижать лягушек!"
"Я только посмотрю, как они прыгают," – невинно улыбнулся внук.

Бабушка, поправив белый платок, назидательно произнесла: "Эти создания – наши помощники. Они защищают нас от комаров и мошек. У них есть заслуга перед людьми, а у комаров – вина."

Внезапно Бора замер, указывая на заросли камыша: "Бабушка, смотри!"

В зарослях извивался крупный уж, заглатывающий лягушку. Последние мгновения несчастной были отмечены беспомощно торчащими из змеиной пасти задними лапками.

"А теперь скажи мне, – оживилась бабушка, – какова вина и заслуга ужа?"

Бора, проявив недетскую сообразительность, ответил: "Перед людьми у него вина – он съел полезную лягушку. А перед комарами заслуга – теперь она не будет их ловить!"

Бабушка не успела порадоваться находчивости внука. Небо внезапно прочертила тёмная тень, и могучий орёл, стремительно спикировав, схватил ужа вместе с его недоеденной добычей.

Наступила выразительная пауза.

"Бабушка, – нарушил тишину лукавый голос Боры, – а у орла перед кем теперь вина, а перед кем заслуга?"

Впервые за долгие годы мудрая бабушка не знала, что сказать. "Знаешь, родной, давай поговорим об этом в другой раз..."

В глазах внука плясали озорные искорки – он понял, что природа иногда преподносит такие уроки, которые не укладываются в простые человеческие понятия о добре и зле, вине и заслуге.

Возвращаясь домой, они шли молча, каждый погружённый в свои мысли. Лягушачий хор продолжал свою вечернюю песню, но теперь она звучала как-то иначе – словно напоминание о том, что в великой цепи жизни каждое звено имеет своё особое значение, не всегда нам понятное.

А над прудом медленно сгущались сумерки, скрывая под своим покровом очередной акт извечной драмы жизни и смерти, вины и заслуги.


Рецензии