Книга. Закадровое пространство Делёза
Вчера читала "Малька" (Лев Можейко ). Практически вся история выстроена с помощью диалога персонажа без отсылок к тому кто и где чихнул, кашлянул, почесал и т.д. Это предоставило мне творческую свободу нарисовать самой не только картину происходящего "в кадре", но и увидеть заданное автором в диалоге закадровое пространство.
Возьмём для примера беседу людей (не из "Малька"). Они сидят и разговаривают. За жизнь. На лавочке в парке. Обсуждают пережитые события. Встретились два ветерана.
Где будет разворачиваться история - в кадре или за кадром?
Хороший вопрос.
Если поворотные события произойдут в парке, то разговор о прошлом нужен для того, чтобы дать характеристику персонажам. Боевые. А здесь как раз на девушку хулиган напал. А наши герои её защитили.
(А если) персонажи просто посидели на лавочке и поговорили, познакомились? Значит, то, что они друг другу расскажут - будет основным событием?
(А если) мы и закадровую историю расскажем, а потом ещё и девушку сюда приплетём?
(А если) мы на лавочку посадили неоднородных персонажей? Один честную историю рассказал, а второй на хлеборезке отсиделся и приплёл для красоты "чужую"? И вместо погибшего Васька, (Васёк же не вскроет подмену), себя раскрасил?
Мы, читатели, это видим. Сокрушаемся. (Автор нам помог увидеть.)
А здесь как раз "девушка и хулиган" в кадр вплывают.
Добавим подробности. Допустим, первый инвалид. А второму на хлеборезке ничего не сделалось. И вот второму выпадает шанс. И он бросается на хулигана.
А если инвалид окажется "ряженым"?
А если...
А если...
Я люблю перевёртыши. С ними интересней. Экшен из перевёртышей может разворачиваться в любой плоскости заданного автором пространства. Но переворачивать в видимой его зоне (в кадре) будет нечего, если до того, как развернётся основное событие, автор не нашпигует закадровое пространство всем необходимым для свершения чуда.
В данном случае, чудо - неожиданный, непредсказуемый финал.
Это не рецензия на произведение "Малёк". Это яркий пример, который я привожу к своим размышлениям. У вас они могут быть свои. И "Мальки", и размышления.
Важно, чтобы "закадровое пространство" истории было заполнено тем, что понадобится для истории "в кадре".
Делёз привёл в пример Брессона: "Звук сообщает о том, чего не видно".
В "Мальке" хорошо видно невидимое. Невидимое влияет на финал.
Ссылку сейчас поставлю.
http://proza.ru/2024/02/07/447 Лев Можейко "Малёк"
Свидетельство о публикации №225041100687