Глава 3. 1
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Репрессированные
Зима 1980 года, Воркута. Третий район, он же — Железнодорожный. Неизвестным лицом убиты муж и жена пенсионного возраста, проживавшие в деревянном бараке на две семьи. Убийства в этом городе бывали и раньше, но это преступление ярко выделялось на фоне остальных своей жестокостью и необычностью мотива.
Прибывшие на место преступления сотрудники милиции во главе с начальником отделения уголовного розыска Анатолием Филипповичем Стоцким в ходе опроса соседей установили, что семья убитых пенсионеров Смирновых жила в этом бараке с довоенных лет. Они из числа репрессированных. Он работал мастером в депо, она – связистом на вокзале. Жили без детей и близких друзей: кто-то умер, а кто-то уехал жить в дальние края.
Образ жизни супруги вели тихий, но не замкнутый. Соседи рассказали, что в последнее время к этим старикам приходили разные люди, в основном жители района. Они просили у Смирновых книги почитать или приходили с бутылкой водки, чтобы веселей обсудить текущие события или вспомнить значимые моменты прошлого. Хозяева никому не отказывали. Входная дверь их квартиры запиралась только на ночь. Шума в квартире в прошлые вечер и ночь соседи не слышали, разве что чуть громче и допоздна работал телевизор.
О преступлении в милицию сообщила почтальон. Утром она принесла Смирновым книгу, газеты и журналы, которые собиралась лично вручить адресату. Смирновы выписывали книги по почте. Дверь квартиры оказалась не заперта, после стука она зашла в коридор. Заглянув в квартиру, почтальон увидела лежащего на полу лицом вниз хозяина с большим кровавым пятном на голове. Она слышала в квартире звуки работающего телевизора. Почтальон вышла из квартиры и, вернувшись в почтовое отделение, позвонила в милицию.
Следов обуви возле крыльца дома милиция не обнаружила. Тропинку, ведущую к нему, засыпало снегом. Всю ночь в Воркуте не утихала метель, дул сильный ветер, мела поземка. Служебно-розыскная собака, понюхав полы в прихожей квартиры, неторопливо потянула кинолога по тропинке, а затем свернула на центральную улицу района. Инспектор уголовного розыска последовал за ними. Следователь прокуратуры, эксперт-криминалист и судмедэксперт приступили к осмотру места происшествия. Труп хозяина квартиры лежал рядом с порогом открытой двери комнаты, а тело хозяйки — на кровати. У неё обнаружили рубленые раны на голове и груди ближе к шее.
Судебно-медицинский эксперт, осмотрев тела, констатировал: раны на трупах рубленные, глубокие, но при этом не широкие. Вероятно, орудием убийства мог быть топор, но не обычный. Такие топоры в продаже не встречаются. В ходе осмотра квартиры предмет, похожий на орудие преступления, сотрудники не обнаружили. Топор, которым хозяева рубили дрова для отопления своего жилья, оказался рядом с печкой возле небольшой стопки колотых дров. По своим параметрам он явно не походил на орудие данного преступления.
Обстановка в квартире оказалась скромной, но во всем ощущался порядок и чистота: старенькая мебель, шкаф заполнен различной одеждой, на стеллажах много книг, сплошь художественная литература. В ящике серванта лежала разная бижутерия: перстень без «камушка» и два женских золотых колечка, в холодильнике полно продуктов питания.
Обеденный стол, покрытый разноцветной скатертью, украшала стеклянная вазочка с искусственными цветами. Эксперт-криминалист все выявленные отпечатки пальцев рук зафиксировал на дактоплёнку. Следов обуви в квартире убитых он не обнаружил. В зимнее время года Смирновы и, вероятно, их гость или гости, ходили в валенках без галош, как и большинство жителей Воркуты. Осмотр места происшествия никакой информации о преступниках и их количестве не дал. Оказалось невозможным выяснить, пропали или нет какие-либо вещи или ценности. Без ответа оставался вопрос: что могло стать причиной столь жестокого убийства стариков.
Вскоре вернулись кинолог и оперативник, служебно-розыскная собака привела их к почтовому отделению района. Она шла по свежим следам почтальона. В первый день расследования удалось собрать дополнительные сведения о жертвах преступления, поиски убийцы по горячим следам результатов не дали.
На утренней планерке в подразделении уголовного розыска Стоцкий поручил своим сотрудникам продолжить поквартирный обход жителей третьего района с целью получения сведений о необычном топоре. Был опрошен практически каждый второй житель района, но это не помогло пролить свет на загадочное убийство.
Надо сказать, что больше одной трети жителей третьего района Воркуты, как мужчины, так и женщины, ранее судимы и отбывали наказание в воркутинских колониях. Затем они по разным причинам остались жить и работать в районе. Не меньше трети населения района — пенсионеры, которые приехали в северный город шахтеров после войны за длинным рублем.
Стоцкий изучил информацию, собранную от доверенных лиц, участковых инспекторов и оперативных работников. Разговоров про убийство семьи пенсионеров велось немало, но ничего из того, что могло бы заинтересовать следствие, не проявилось. Он отметил несколько семей в районе как требующие дополнительной проверки, поскольку в них проживали взрослые мужчины, ранее судимые за убийства и разбои.
Начальнику уголовного розыска Стоцкому спокойно спать не приходилось давно. Каждый день в городе и шахтерских поселках совершались разные преступления, раскрытие которых требовало больших усилий и времени. Убийство семьи Смирновых стояло на контроле в администрации города и в министерстве внутренних дел республики. Ежедневно требовалось докладывать начальству о выполненных мероприятиях по расследованию громкого дела.
На совещании у руководства городского отдела милиции совместно с работниками прокуратуры Анатолий Филиппович предложил завершить поквартирный обход в районе, дойдя до каждого жителя, а также всех работников железнодорожных мастерских, проживающих в других районах города; кроме этого, следовало провести обыски у ранее судимых за убийства и разбои жителей третьего района. Другой возможности отыскать орудие преступления не было, на тот момент все иные способы исчерпали себя.
Прошло две недели ежедневных оперативно-следственных мероприятий, все намеченные квартиры в железнодорожном районе сотрудники милиции тщательно осмотрели, но топора с узким лезвием так и не нашли. Местные жители в один голос утверждали, что подобного топора ни у кого из соседей и знакомых не видели. На очередном совместном совещании у руководства городского ОВД с подачи Стоцкого приняли решение привлечь по этому делу негласных осведомителей, проживающих в центральной части города и имеющих связи с жителями Железнодорожного района.
Свидетельство о публикации №225041100730