Командировка на войну. Глава. 73 Мемуары

Глава. 73             Его жизнь – воинская доблесть и слава !


Жизнь – это чистое пламя, и мы живём благодаря невидимому солнцу внутри нас.

Томас Браун - шотландский философ.


В ходе боя бурку он сбросил и несся в атаку совершенно голым, вращая в руках две шашки. Противник бежал, а потом джигиты клялись друг другу, что точно видели овец, а то, что там оказались казаки, так это результаты колдовства даджала, то есть дьявола, каковым они считали Бакланова.

Бакланову довелось ему служить под началом легендарного курляндца Григория Засса – командующего Кубанской линией, который был горячим сторонником активных наступательных действий.
 
Не дожидаясь нападения горцев, Засс нападал первым, блестяще организовав разведку в тылу врага. Бакланов на всю жизнь стал горячим поклонником этой тактики, а самого Засса считал своим учителем.

Яков Петрович добивался успеха, прежде всего за счет досконального сбора информации о противнике. Он же опирался на хорошо отлаженную разведку.

Своё жалованье он привычно тратил почти без остатка на материальное стимулирование информаторов из числа чеченцев, которые снабжали его множеством ценных сведений, неизменно ценнейших во время набегов донцов на немирные аулы.

Необыкновенные партизанские способности Бакланова нашли здесь блестящее применение. Он вскоре стал грозой горцев. Его не устраивала дисциплина в казачьих полках, он ввёл железный контроль.

За малейшую провинность, будь то пьянство, продажа казенного имущества, оружия, он мог выпороть, а то и расстрелять.

Он очень любил показывать казакам кулак, приговаривая: «Видишь? Вот получишь, если приказ не выполнишь».

Свою стратегию в войне против горцев Бакланов описывал так: «Вера в Бога, скрытность движения, быстрота, затем смелый удар по первому влечению сердца».

Настоящую же славу ему принёс бой 04 июля 1836 года. Увлёкшись преследованием отряда черкесов, казаки оказались перед лицом втрое превосходившего их по численности противника.

Отбив в течение часа двенадцать атак и не видя помощи, казаки уже готовились к смерти.

Но Яков Бакланов сумел переломить ход событий, использовав психологический фактор, столь много значивший на Кавказе.

Когда, неожиданно началась гроза и послышались раскаты грома, похожие на пушечные выстрелы, он крикнул казакам, что идёт подмога, и во главе полусотни врезался в гущу отходивших после очередной атаки черкесов.

Те дрогнули, а вторая полусотня ударила им во фланг. Горцы побежали в беспорядке, и преследование их продолжалось 15 верст.

Казаки не дали им перейти реку вброд, и горцам пришлось плыть под ружейным огнем. Только шестидесяти джигитам из четырехсот удалось уцелеть.

Казаки потеряли около двадцати человек. После этого сражения генерал Григорий Засс представил молодого сотника к ордену Святого Владимира 4-й степени с бантом и сказал: «Если вас не убьют, вы непременно достигнете больших высот».

Двухметровый рост, огромная физическая сила, грозное лицо Бакланова, изъеденное оспой, вселяло страх в сердца горцев. Сходство со львом дополняли пышные рыжие усы, переходящие в бакенбарды - «гриву».

Во время сражений с воинами имама Шамиля Яков Петрович отличался храбростью и презрением к смерти, а о его умении одним сабельным ударом разрубить человека от макушки до седла ходили легенды.

Под командованием Якова Бакланова казаки не страшились нападать на врага, многократно превышающего их по численности.

Казаки любили командира и в честь покорителя Сибири называли его Ермаком Тимофеевичем.

В сражении на речке Яман - Су три сотни казаков одержали победу над чеченской конницей численностью более шестисот человек. В этом бою под генералом Баклановым убили пять коней.

Продолжение следует …


Рецензии