Командировка на войну. Глава. 75 Мемуары

Глава. 75                Разведвыходы и битвы.


Дух подвластен тому же закону, что и тело, - невозможности существования без постоянного питания.

Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг - французский философ, моралист и писатель.


Имелась и пластунская команда из лучших стрелков и наездников, употреблявшаяся на самые опасные разведывательные операции.

В пластуны определяли казаков, хорошо владевших искусством боевых единоборств и обладавших крепкими нервами и железной выдержкой.

Им приходилось действовать небольшими группами, а то и в одиночку заниматься тем, что сейчас принято называть специальными операциями.

Бакланов имел платных информаторов в стане противников, и ему был известен каждый их шаг. А ракетная батарея полка при Якове Бакланове стала образцовой на Кавказе.

Из бесполезной обузы начинённые порохом и пулями ракеты превратились в мощное оружие, эффективно действовавшее там, где не могли пройти пушки.

Обладая удивительной физической силой, железным здоровьем и неутомимой энергией, Яков Петрович, по словам знаменитого историка Кавказа Потто, даже самое короткое время не мог оставаться в бездействии.

Не спать несколько ночей, рыская с пластунами по непроходимым чащобам, для него ничего не значило. Он лично водил разъезды и приучал своих донцов вести наблюдение и разведку в непривычной для них горной стране.

Постепенно его воины втягивались в трудную кавказскую службу и приобретали практические навыки, приучаясь к неусыпной бдительности.

Известны слова, в которых Бакланов заключил свою личную стратегию: «Вера в Бога, скрытность движения, быстрота, затем – смелый удар по первому влечению сердца». Бог в этой стратагеме — на первом месте.

И не только своим ударом славен был Бакланов, а тем, что всю свою жизнь не жалел ни себя, ни своего имущества для товарищей и подчинённых: на свои деньги покупал казакам обмундирование и оружие, делил с ними хлеб, зной, стужу и опасность службы.

В 1851 году с почтовым обозом атаману Бакланову доставили неизвестно от кого посылку.

В ней оказался чёрный значок, на котором находилась вышитая адамова голова с двумя перекрещенными костями под нею и круговая надпись: «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века.

 Аминь». Когда знамя с такой символикой появилось перед полком, казаки первоначально смутились из-за его вида, навевавшего мрачные думы о смерти.

– Чего косоротитесь? Поглядим, что с чеченцами станет, когда они это всё увидят, – говорил атаман Яков Бакланов.

Адамова голова ещё называется «Голгофой» – по легенде, именно в основании этой горы похоронили первого человека.

На этой же горе стояло распятие Спасителя. Поэтому в христианском мире такая мертвая голова служила символом вечной жизни. Но, признаться, вид голых косточек на обычных людей навевает несколько иные ассоциации, несколько зловещие.

 Поэтому военным этот символический дуализм пришёлся к месту: носителей обнадеживал, а соперников безжалостно вгонял в уныние. С тех пор чёрный значок с черепом и костями стали всюду возить за Баклановым.

Казакам он напоминал о вечной жизни, смертью смерть поправ, а на чеченцев наводил панический ужас. Они и сами, бывало, под чёрными значками выезжали, но таких страстей никогда не изображали (Аллах не велит) и у других не видели.

Казаки увидали, какой ужас оно наводит на врагов, и полюбили его. Это страшное знамя, «украшенное» черепом и костями, стало известно всему Кавказу.

По христианскому Священному преданию, место для распятия Спасителя выбрали промыслом Божиим как раз там, где покоились бренные останки, то есть череп и кости, прародителя рода человеческого – Адама.

Продолжение следует …


Рецензии