Мой Тукай
О счастье и не только…
Читая произведения Габдуллы Тукая, я восхищаюсь именно его умением показывать такие тонкие особенности социальных норм методами художественной литературы. Разумеется, в этом случае «умение» поэта основано на его природных способностях, его проницательности, способности глубоко проникать в сущность наблюдаемых явлений и процессов. Если бы не эти способности, вряд ли молодой поэт, не имеющий профессионального литературного образования, смог бы создать такие шедевры, которые находятся на уровне лучших образцов мировой поэзии. Причем, такими изящно оформленными остроумными выводами своих наблюдений, которыми украшены практически все его книги. Вот, например, в его стихотворении «Гаил; тынычлыгы»— «Мир в семье». Не встречал я, чтобы кто-то вложил в поэтический слог мысль о том, что «... для обеспечения мирной жизни семьи недостаточно, чтобы муж был незрячим, необходимо еще, чтобы жена была немой».
Думая об этом, вспомнил татарскую поговорку о том, что «если не видят глаза души, то глаза на лбу - это дыры на стволе дерева от сгнивших выпавших сучков». При этом я подчеркиваю особо, что «умение видеть» в этом случае относится также к способности литературы и социологии проникать в тайны социального бытия.
Если задачу обоих—и социологии, и литературы - рассматривать как развитие способности проникать в суть противоречий в судьбах людей и общества, понимать их объективную основу, то методы, которыми они пользуются, разумеется, наблюде
ние, анализ информации и т.д. Ну, а если взять приёмы и инструменты понимания, то в основе обоих лежит развитый аппарат мышления, с помощью которого они пытаются понять, разгадать задачу измерения процесса изменения человека по пути его ста
новление личностью. При этом всё же социология в этом измерении в большей степени работает с цифрами, а в литературе, как я понимаю- больше интуиции. То есть, в процессе жизни человека познанное им аккумулируется в нужном месте мозга, в нуж
ной точке нейронных сетей, проходит необходимую шлифовку, и превратившись в образ, в нужный момент приходит авторам на помощь. Как я думаю, это и есть резуль
тат того, что обнаруживается «зрением души». Я не собираюсь этот вывод навязывать кому-то. Как говорил Тукай, «взял и написал». Я так думаю. Дыра от выпавшей ветки
- это пустота. И в социологии, так же как и в литературе, нужно научиться глазами души увидеть то, что лежит под огромной кучей цифр. Разумеется, это качество да
ётся не многим.
В основе образа семьи в творчестве Тукая лежит заполненный фактами потрясающего драматизма опыт его жизни. Думается, что именно этот опыт помог ему понять роль семьи в жизни человека и общества, увидеть социально- экономическую пропасть, ко
торая отделяет семьи богатых и бедных, верующих и служителей религии, и показать существующие здесь противоречия, тонко используя возможности художественного
слова.
Заметим при этом,что дед у поэта— мулла, отец также мулла, вдобавок ещё женился
на дочери муллы.То есть,будущий поэт родился в самой образованной для своего вре
мени семье, если использовать социологический термин- в семье, имеющей высокий
интеллектуальный статус, а если вспомнить генетику, то эти корни тоже надёжные.
В этом месте неожиданно на ум приходит такая картина: а если бы эта семья сохра
нилась в полном составе... Родители, родственники живыми и здоровыми проживали бы в одной семье... Апуш, как любимый ребёнок, получил бы все материнские чувства, положенные ребёнку в этом возрасте... Нет же... Так получилось, что социальной статус этой семьи в обществе резко изменился и институции того времени не смогли спасти ребёнка от бытовой катастрофы. Статус ребёнка упал на трагический уровень: мама ребенка в возрасте 2,5 года, лишенного отца, оставив у бедной одинокой ста
рушки, вышла замуж за имама соседней деревни. Ребёнок, который именно в этом возрасте в большей степени нуждается в родительской ласке, нуждается в ощущении безопасности и внимании окружающих, остаётся круглым сиротой и вынужден проживать у злой бедной старухи.Здесь ясно проявляется выраженная зависимость условий жизни и возможность получения воспитание детей бедных и богатых семей от их социального статуса.
Кроме этого, вырисовывается ещё одна очень важная деталь - в каждой семье воз
никает своеобразное социальное пространство, где каждый член семьи проживает на своём собственном месте. Разумеется, мусульманские женщины, будь это в мечети или дома, не могут занимать такое же место, как и мужчины. Только это место в общественном пространстве не всегда огорожено стеной. В то же время, если даже незаметно, в семье каждый это чувствует и живёт, подчиняясь этому порядку. Как уже было сказано выше, авторитет отца в семье и роль, которую он выполняет, обеспечивает ему достойное место. Будет он здоровым, имеет основательные профес
сиональные знания, навыки и соответствующую работу, сможет обеспечить семью необходимыми средствами, то и положение, и условия жизни семьи будут подобающими; но стоит ему запить, загулять, заболеть или умереть, то и положение семьи принци
пиально изменится. Эти изменения в семье в собственных произведениях Тукая, или в его переводах произведений других авторов, освещаются постоянно. Даже то, что в семье женщина в роли «мамы» ведёт себя иначе, по сравнению с ролью, которую она выполняет в качестве «жены» мужа, или то, что мальчики и девочки сызмальства выполняют разные роли, а если среди них окажется ребёнок, взятый на содержание, у него и статус, и выполняемые роли будут отличаться кардинально. Например, когда крошечный Тукай, оказался в деревне Кырлай в семье Сагъди, «муж» дал указание «жене»: «Жена! Иди, принеси ребёнку хлеба с катыком». И жена молча выполняет это указание. То есть, оказалось, что она не может распоряжаться ни хлебом, ни
катыком без поручения мужа. Это не только запомнил ребенок. Но и описал, по про
шествии многих лет.
По мере изменения возраста, объём, и глубина усвоенного опыта меняется, меня
ется и количество выполняемых ролей. Скажем, находясь в семье Сагъди, Тукай живет уже не только в игре, как это было раньше, а у него появляются обязанности- когда в семье родился ребёнок, он начал ухаживать за ним. Подобные изменения и в семье, и в обществе относятся в ряд естественных процессов. Каждый человек в тече
ние всей своей жизни находится среди ролей, исполняя их, одевая соответствующие «маски» и меняя их по необходимости. Это — классика.
Девочки с самого раннего возраста начинают играть с куклами, назначив кукле роль ребёнка, а себя-роль воспитателя: одевают куклу, кормят его, укладывают спать и т.д. Здесь «роль мамы» выполняется ребёнком, как талантливой актрисой, по всем правилам, хотя она не получила актёрского образования и профессиональных знаний для исполнения этой роли. То же самое мы наблюдаем за за мальчиком в процессе его развития, причем, с радостью, когда он усваивает «те роли», и с огорчением -когда начинается усвоение «не тех ролей». В целом, когда наблюдаешь за игрой ребёнка
или за тем, как жизненные повадки повзрослевших детей в их семье, с легкостью можно, как в зеркале, увидеть своё собственное отражение. (Только научиться со
хранить спокойствие: как говорят социологи, «иногда не хочется видеть и своё отражение в зеркале».) А в социологии, разумеется, как в жизни, к этим словам добавляется много чего другого. Например, отражение твоего лица в зеркале, нравится тебе это или нет, это - отражение твоего лица. И ты не можешь с этим не согласиться. А в общении с другими, качество твоего лица c отражением в зеркале его души. А если обратить внимание на то, что это всего лишь образ отражения твоего лица, то нужно представить себе, насколько сложная и тяжёлая эта проблема. Поэтому человеку в каждом случае приходится одевать ту маску, которая соответ
ствует ситуации: скажем, дома «мужчине» — роль «главы семьи», когда разговаривает дома с женой- одна маска, а в общении с соседом, заглянувшим на чай, - другая маска; на работе при исполнении роли руководителя - одна маска, а в беседе сейчас подчинённым о качестве его работы - другая маска и это в порядке вещей.
Не нужно забывать и другое: никто из нас практически не обдумывает то, в каком случае натягивать на лицо какую маску и как это будет выглядеть. Самое большее - в зависимости от погоды выбираем себе соответствующую одежду при выходе из дома. И приведённые выше примеры не об этом. Здесь речь об удивительной исключи
тельной способности человека, которая сформирована в семье, обосновалась в крови, проникла в душу и сопровождает его на каждом шагу.
О его способности скрыть свои особенности под маской, о его таланте только соответствующую о себе информацию:
— исключительно ту, которая считает достойной себе;
— только в нужном объёме;
— только в нужный момент
предоставить исключительно нужному человеку.
Понятно, что, как уже говорилось выше, каждый из нас уникальное явление, которое во всём отличается от других себе подобных. Каждый из нас и по своей физи
ческой конструкции, и по своим психологическим и интеллектуальным особенностям является единственным и неповторимым во всей Вселенной. Несмотря на это, есть особенность, которая отличает нас от других живых существ, и заслуживает особого внимания. Тукай, ещё в детском возрасте, благодаря природный одарённости, увидел и понял эту особенность.Социологи не придают этому должного значения. А мы вскоре поймём, что увиденное им во многих семьях, куда его с раннего детства определяла судьба, проникло в его сознание и со временем превратилось в привычку. Когда же у мачехи, одна из её шести детей-подросток Сажид;-в тайне от матери ласкала малень
кого Апуша-Тукая. «Я до сих пор хорошо помню,- пишет Тукай, как она менялась в лице, делала вид, что ко мне она никакого отношения не имеет, когда мать неожидан
но появлялась около них».
С кем бы мы ни общались, и мы, и те, с кем мы общаемся, отказываемся от того, чтобы из себя представляем на самом деле, входим в нужный для нас образ и одеваем ту маску, которая в большей степени соответствует ситуации. Это свойство активно используют люди творчества и в своих произведениях, а некоторые складывают песни и поют со сцены «я тебе нужен и ты мне нужна». То есть, эту пару объединяет не только любовь, но и чувство того, что они нужны друг другу.
Больше того.Человек начинает верить в то, что роль, которую он играет, и маска, которую он носит—это не маска и не роль, а сам он и есть на самом деле. Если ему удалось получить, например, бумагу с печатью о том, что он «доктор наук»(о канди
датах и речи нет) и его,на основании этой бумаги, представляют публике в качестве
«учёного», он со временем привыкает этой маске и считая себя умным, начинает раз
давать налево - направо «умные» советы; если кого-то по чьему-то указанию назначи
ли министром или «главой», он надевает на себя эту маску, входит в эту роль, и считает себя выше других, начинает жить, «распоряжаясь» судьбами людей; если на нашей эстраде кто-то, наконец, выстрадал себя звание «народный артист», (о «заслу
женных» и речи нет), надев на себя соответствующую маску, он начинает прыгать на сцене или, как минимум, начинает чувствовать себя как Ильгам Шакиров или Дмитрий Хворостовский, которые однако никогда не позволяли себе подпрыгивать на сцене. В семье тоже с ролями и масками примерно те же самые проблемы и в социологии много исследований на эту тему.
Но творчество Тукая не результат социологических исследований. Он — в поэзии. А поэзия в его творчестве —волшебный инструмент, с помощью которого он проникает в самые глубокие тайны внутреннего строения общества и человека. И на этом пути он шагает в ногу с самыми сильными мыслителями.
В этом месте в качестве примера остановимся на стихотворении «С;гад;т юк»- «Счастья нет.» В шеститомном Академическом издании произведений Тукая специа
листы дали такое пояснение этому произведению: «Девушка по имени С;гад;т расска
зала это стихотворение по случаю ее сватания за неровню». Речь идёт о глубокой социальной трагедии: с одной стороны, такой ответственный момент в жизни челове
ка. Должна появиться новая семья, два любящих друг -друга человека превратились в единую пару, которая планирует счастливую жизнь в собственной семье; рождаются дети, сколько радости и веры в будущее...Но нет. Переходящие из поколения в поко
ление со времён прадедов нормы выступают против и желания любящие пары. Чтобы понять всю трагическую глубину переживания людей, проникнуть в коварную сущности обнаруженных в данном случае противоречий и описать их, подняв на уровень лири
ческой поэзии предложить читателю- это, разумеется, требует соответствующего уров
ня таланта и духовного богатства.
«Счастья нет, есть только его название...,»- утверждает лирический герой. Как это «счастья нет»? Название есть, самого счастья нет? Все люди гонятся всю жизнь за счастьем, борются, стремятся, а поэт объявляет, что его нет. Здесь мы выходим на возможность увидеть то, что наш поэт демонстрирует способность понимать жизнь на уровне известных мыслителей. Надо сказать, что самые известное мыслители ещё задолго до появления социологии не только думали о понятии «счастье», но создавали и свои теории. Обмен мнением по этой проблеме очень часто связывают с именем Аристотеля с его представлением о том что «государство создаётся не для того, чтобы люди проживали совместно, а для того, чтобы они были счастливы».
Конечно, и такие мыслители, как Аристотель, Платон, Макиавелли, за длительный исторический период, от этих мыслителей до наших времён, бесконечное множество авторов создали свои труды о счастье человека. Но в нашем случае меня в первую очередь интересует отражение мнения Тукая по этому вопросу в его произведениях.
Если внимательно вчитываться, то в выражении Тукая «счастья нет» фактически нет отрицания самого счастья. Он пишет «Cчастья нет, есть только название». В данном случае автор рассматривает понятие «счастье» как результат отражения чувства человека. То есть «счастье» как чувство человека - это не отражение в его созна
нии результатов измерений этого чувства с помощью каких-то «приборов», а всего лишь результат представления. Ему так представляется. Он так видит. «Несчастному и ветер встречный» констатирует исторический опыт народа в форме устного народ
ного творчества. Обычное природное явление — ветер может помешать человеку идти в сторону своего «счастья». Глядя на человека, который сейчас считает себя счастли
вым, другой может почувствовать себя глубоко несчастным. Значит, с одной стороны, «счастье»— это чувство, то есть отражение в сознании человека определенного обсто
ятельства, которое влияет на его настрой. С другой стороны, всего лишь название этого чувства.В реальной действительности и это чувство, и название этого чувства чувства каждый человек понимает по-своему и ощущает по-своему.Поэтому нет счастья которого можно было бы взвесить, измерить, понюхать, попробовать на вкус и чтобы все воспринимали его одинаково.«Все счастливые семьи похожие друг на друга,каждая
несчастливая семья несчастлива по-своему», — написал об этом Л. Толстой.
Говоря откровенно, мне даже кажется, что у Тукая могли бы быть вопросы и к Толстому по существу этих его слов. Если я не ошибаюсь, Толстой здесь, в целях украшения текста, пользуются методом «подмена слов»: «несчастье» и «похожесть» или «сходство» - понятия, касающиеся разных сторон явления.На самом деле, в отличие от других живых существ, только человек создаёт подобные системы понятий и только он веками проживает в тумане этих понятий. Ведь в реальности ни одна корова в поисках «счастья», в целях создания «счастливой семьи» не идет к стаде в надежде найти достойного партнёра, для рождения и воспитания послушных телят, готовых жить исключительно по правилам стада. Только человек расставляет по сво
ему усмотрению соответствующие маяки на своём жизненном пути, определяя направление движения. Доходя до следующего Маяка он конечно же воспринимает это как достижение результата и чувствует определенное удовлетворение. Именно это чувство он привык рассматривать как «счастье». Поэтому каждый человек понимает счастье по-своему: кто-то из-за совершенно ничтожного явления начинают чувство
вать себя как в «море счастья», а кто-то может стать глубоко несчастным под воздействием каких-то слов.
Помимо всего этого, приходится иметь в виду и то, что чувства и переживания в течение времени способны поменять свои названия и образы. То чувство, которое воспринимается людьми как «счастье», тоже имеет привычку демонстрировать себя по-разному: чувство, которое когда-то называлась счастьем, в результате изменений условий может чувствоваться как «несчастье». Или названное выше «счастье», рождён
ное ощущением «нужности», может превратиться в «несчастье» на основе чувства «ненужности». Видимо, именно это возможность перерождения чувства автор слов популярной песни пишет: «Ты мне нужен пока». То есть «нужность» только на время и по прошествии времени может и отпасть.
То, что человек в семье накапливает опыт совместной жизни,в социологии называют социализацией. То есть, в этом случае подчеркивается то, что человек в семье в полном смысле слова повышает подготовку для полноценной жизни в обществе. Полу
ченное человеком воспитание в семье-это не только для семьи, но и для общества имеет огромное значение. В самом деле, каждый из нас в семье стремится детям дать положительное воспитание. Но проблема в том, что мы- сами родители- не всегда в своих поступках можем стать примером для детей, они всё это видят и тоже успеш
но усваивают. Кроме того, со временем дети, параллельно с общением в семье, про
должают общаться и за её пределами- на улице, детских учреждениях или в школе, на работе или во время отдыха начинают усваивать практику активного общения c себе подобными. Каковы будут результаты этого общения никто в полной мере не может знать. А Тукай, обращает внимание на то, что опыт этого общения может быть раз
ным, называет его «горьким старым опытом». Он подчёркивает, что нужно помнить что жизненный опыт имеет как минимум две стороны. При этом он не ограничивается констатацией, анализирует проблему подходя с разных сторон. Ладно, если дети, встав на ноги, «опираясь на сознание и силу, приступит каждый к какому-нибудь хорошему делу». «А если судьба поведёт в обратную сторону»? То есть, в опыте, полученном за пределами семьи, «тёмных светов» окажется больше, возросшие дети превратятся в людей, которые отрицают духовные ценности. К какому результату и к какому выводу прийти тогда.
На вопросы 24-летнего поэта, поставленные им 111 лет тому назад, мы до сих пор не готовы дать однозначного ответа. Потому что, с одной стороны, мы не привыкли видеть и признавать то, что усвоенное в семье правила поведения не совпадают в полной мере правилам общения в обществе в целом. Больше того, в истории страны и со стороны общества, и со стороны государства время от времени меняются отношения к самой семье.У историков много результатов исследований, которые показывают, что в системе общественной жизни меняются отношения как между мужчинами и женщинами, так и между родителями и детьми. Если феодализм, крепостное право вносили свои изменения, то развитие отраслей промышленности вносит изменения в систему труда, меняются виды труда, что приводит к резким изменениям в состоянии семьи. В этих условиях женщины совместно с мужчинами начинают работать на заводах и фабриках, а для детей и стариков появляются специальные социальные дома, что приводит к карди
нальным изменениям семейных отношений.
Тукай, и как поэт, и как молодой парень, показывая незаурядные познавательные способности, пишет как раз об изменениях в обществе того времени. Всё же опыт практической жизни общества намного сложнее талантливой творческой фантазии Тукая. Во всяком случае после той революции, которая готовилась в мечтах прогрес
сивной интеллигенции того времени, глубокие изменения, которые произошли во всех областях общества, как известно, оказались сильное влияние и на систему семейных отношений. В первые годы после революции произошло отрицание функции семьи по регулированию сексуальных отношений, процессом социализации и так далее, взамен попытались «построить коммунизм» в своём понимании позже, внедрив в жизнь общества то, что называется «свободная любовь», «общие жёны», «общие мужья». Позже, когда обнаружилось несостоятельность предложенной модели семейной жизни нового общества, попытались перейти к другой политике, когда семья объявилась орудием строительства социализма пролетарским государством; в этой семье «муж» и «жена» объявлялись строителями социализма, а дети должны были становиться «детьми
обществ» и всё это объявлялось новой семейной политикой.
И до сих пор, задачи активизации обеспечения передачи из поколения в поколение те национально- нравственных правил, которые ещё сохранились, и родной язык, как духовное богатство, сосредоточенное в национальной литературе и другие задачи, которые надо активно решать. К сожалению, не выполненных здесь гораздо больше, чем выполненных. Почему-то актуальность гениально вложенных в поэтическую форму мысли поэта: «..по какой причине на этой Земле телу — баня, душе — нет даже душа», продолжает расти.
Как известно, Тукай, детство которого прошло в трагических условиях сиротства, в бедности и в лишениях, много раз передаваемый из рук в руки чужих семей и изгоняемый из них, в своих воспоминаниях, и во многих других своих произведениях показал в целом своё отношение к семье. И в этом своём отношении к семье, как к явлению, имеющему огромное значение для индивида и общество в целом, он стоит в одном ряду с известными представителями мировой общественной мысли.
В дополнение к сказанному выше, хочу подчеркнуть ещё об одном очень важном усло
вии, об обязательности обеспечения которого при создании семьи от настаивал — это именно социальное равенство. В своём произведении «Счастья нет» он пишет:
«Если нет равенство с любимой —это трагедия»...
«...В женитьбе самое главное — это равенство...»
Тукай с этой своей позицией в отношении создания счастливой семьи, и в целом по отношению к женскому полу выгодно отличается от многих авторитетных литературных деятелей. Чувствуется его несогласие в этом вопросе даже своим кумиром, которого читал и много переводил, Л.Н. Толстым. Как известно, немцы активно обсуждали понятия «демократия», «равенства мужчин и женщин» и др., в итоге для себя точно определили место женщины в обществе: в 1901 году в «Оксфордском словаре» это закреплено формулой «Три Ка» — «Kinder, Kuche, Kirche» —«Ребенок, Кухня, Церковь», то есть, роль и место женщины в обществе определяется тем, чем она должна заниматься по жизни: детьми, содержать кухню и ходить в церковь. К слову сказать, известно, что и Л.Н. Толстой, может это результат увеличения Европой, тоже говорил, что женщина должна заниматься кухней и воспитанием детей. Известно также, что после заигрывания с чужими женщинами вне своей семьи, любил приносить извинения. В любом случае, в отличие от сферы литературы, здесь, в семейных отно
шениях, он никак не может быть примером Тукаю в качестве создателя идеальной семьи. Тем не менее, хотя учителя и написали о нём «..не учится, и не хочет учиться...», он остался «львом» в мировой литературе и именно этим снискал Вели
кое Уважение и Великую Славу.
Кстати говоря, здесь речь вообще не о Льве Толстом, а о великом татарском поэте и мыслителе Габдулле Тукае, о его отношении к женщине, к проблемам создания «счастливой семьи». В этом ряду необходимо подчеркнуть его отношение к детям в семье и в обществе. Например, в своем произведении «Б;йр;м в; сабыйлык вакыты» — «Праздник и время детства» он обращается к Господу:
«Каждый поэт тоскует по своему детству,
С горечью сладость в мечтах - это у поэта»
«Господи! Скинь мой возраст, прошу тебя,
Дай пожить в день праздника ребёнком,
Поиграть в празднике, посмеяться, побегать!»
Как уже много раз писалось, прошло всего каких-то 15 лет с того времени, когда на Cенном базаре города Казань под громкое объявление «Отдаю ребёнка на содержа
ние!», в очередной раз (уже в который раз!) передавали его из рук в руки в чужую семью на содержание. Увязавшись за женщиной, которая должна играть роль его «мамы», шел и с завистью смотрел на мальчиков, катающихся на деревянных лошадках
,но став поэтом, уже испытывает чувство тоски по дням своего детства, просит Гос
пода вернуть его к коротким, но ярким пятнам в горестных дней своей жизни.С одной
стороны, поэту хочется вернуться к тому времени, когда никак не мог дождаться наступления светлого праздничного утра и побыть в царстве детства. С другой стороны, он просит вернуть его туда, где он ещё представления не имел о том, что его ждёт впереди, и жил с надеждой на то, что дни впереди будут тёплыми, чистыми, светлыми.
Результаты современных исследований психологов показывают, что талантливые творческие личности, оказывается, чаще других воспоминают красивые эпизоды прошлого в своей жизни. Тукай тоже только в одном месте, и то только мельком на
помнил о том времени, когда он, маленьким ребёнком, стоял зимой на улице босиком до тех пор, пока ножки не примёрзли к ледяной ступеньке, не мог открыть дверь, чтобы попасть домой. А здесь, все трагические дни детства, заменяют один день, в его воображении заполненный красивыми рубашками и штанами, ласковый голос мамы которая готовит вкусные яства и всё это превращается в красивый праздник.
Если обратили внимание, в тексте понятия «семья» и «общество» всегда находятся рядом. И это не случайно. Основа общества — в семье, а семья, в свою очередь, функционирует в системе писанных и неписаных законов общества. Поэтому роль обоих в рождении ребёнка, в становлении его человеком, в усвоении им правил взаимоотношений между людьми невозможно переоценить. Создание семьи, воспитание детей, формирование отношений между родителями, между родителями и детьми находится в центре внимания разных наук не только в нашей стране. Прочитать результаты исследований всех этих наук жизни отдельного человека не хватит. Всё же, хочу остановиться ещё на одном аспекте взгляда поэта на проблемы конструиров
ания отношений к детям в семье и в обществе.
Размышляя о семье мы, в большинстве своём, привыкли рассматривать отношения в нём, идеализируя и приспосабливая к своим фантазиям. Но, в отличие от нас, поэт не игнорирует существующие здесь проблемы. Например, в стихотворении «Ф;рьяд» —«Ропот» лирик герой жалуется на свою жизнь, называя отца «жандармом», мать- «сыщиком», которые обращались к ней с детства только грубыми словами. А когда исполнилось 18, выдали замуж четвёртой женой жирному старому пьянице...
Разумеется, в этом и в подобных этому случаях не остаётся места не только созданию счастливой семьи но и думать о человеческих отношениях между членами семьи. У людей, играющих роли жены или мужа в этих условиях, и взгляды на жизнь, и мечты на будущее, разумеется, станут уродливыми и это не должно показаться нео
жиданностью.
В другом произведении «Авыл хатыныны; бала тибр;тк;нд; ;метл;ре»- «Мечты дере
венской женщины у колыбели ребенка» эту уродливость показывает с присущим ему мастерством: женщина- мать убаюкивая своего ребёнка мечтает о том, как он вырас
тет и станет муллой, а она в качестве матери муллы, будет ходить по гостям. И читателям это воспринимается как реальность. Таким образом поэт не подсказывает нам готовый вывод. А читатель невольно задаётся вопросом о том, что же должно произойти в обществе, что же должны делать люди в нем, чтобы дети жили и социали
зировались в таких семьях, примерное качество которых изложено выше.
Так пишут свои произведения великие мыслители.
Свидетельство о публикации №225041100878