Парадоксы свободной воли

               


• Свободная воля человека (libera voluntas hominis) способна стремиться к тому, чего нет, то есть желать того, чего не существует. Целеполагание свободной воли человека вполне может быть «утверждено» в сфере небытия, несуществования.
• Свободная воля человека способна одновременно стремиться к добру и ко злу; и такое стремление – что важно! – вполне может быть бесконечным.
• Идея автономности свободной человеческой воли вовсе не отрицает идею автономности свободной человеческой воли и от свободы, и от воли, воления, произволения, и от свободы воли. Таким образом, свободная человеческая воля, в сущности, не зависит от свободной человеческой воли. Высшая свобода свободна от свободы. Высшая свобода воли не нуждается в проявлениях свободы и волений свободной человеческой воли. То есть, иными словами, свободная человеческая воля в силу свободы своей воли содержит в себе себе противоположное – и потому отрицает себя изнутри себя.   
• Свободная воля человека способна стремиться к своей противоположности – к несвободе.
• Свободная воля человека способна стремиться к своей противоположности – к безволию, к полному отсутствию какого бы то ни было воления, произволения, желания, хотения, стремиться ad noluntatem («к неволению»).
• Свободная воля способна волить неизвестное, то есть стремиться к тому, чего она не ведает, не знает и не понимает. Другими словами, свободная воля человека как субъект может быть направлена на неведомый и неизвестный объект.
• Если принять идею того, что свободная воля человека пребывает вне любой детерминации, то следует признать и то, что такая воля существует вне каузальности.
• В психологическом плане: свободная воля человека способна противоречить, противиться и противодействовать самой себе.
• Свободная воля человека способна противоречить, противиться и противодействовать воле всех людей.
• Свободная воля человека способна устремиться к наихудшему, дабы, дойдя до низшей ступени худшего, начать оттуда восхождение к наилучшему.
• Подчас для свободного произволения человека путь наибольшего сопротивления – единственно верный путь. 
• В метафизическом плане: свободная воля человека способна противоречить, противиться и противодействовать судьбе, фатальности, необходимости, неизбежности. 
• Свободная человеческая воля способна противоречить, противиться и противодействовать воле Бога, его провидению, промыслу, предопределению.      
• Свободная воля человека способна стремиться одновременно «реализовать» себя в различных областях действительности, в разных «регистрах» реальности: в сфере разума, в сфере механического действия (или же бездействия), в сфере души, чающей прекрасного, и в сфере духа, устремлённого ко Богу. Такая разноплановость, такая «полифония» – парадокс, ибо максимальная «реализация» свободной человеческой воли в этих разнородных и несходных областях ведёт к взаимоотрицанию четырёх этих абсолютных степеней. К примеру, абсолютная свобода разума вовсе не нуждается в абсолютной свободе механического действия, а абсолютная свобода духа, то есть абсолютная свобода в Боге, вовсе не нуждается в абсолютной «концентрации» эстетического – душевного – начала…
• Нет никакого сомнения в том, что свободная воля человека способна проявлять себя безо всякого мотива. И если свободное произволение человека вовсе не нуждается в какой-либо предпосылке, если для свободной человеческой воли вопрос о мотивации – вопрос несущественный, то из этого следует, что она, свободная воля человека, пребывает вне причинности. Таким образом, свободная воля человека – самостийный и единичный феномен внутри каузальных рядов; и, будучи «встроенной» в оси причинности и пребывая в них и с ними, она, как выясняется, в сущности, вовсе не сводится к векторам причин и следствий.
• Отсутствие мотива – залог беспричинного бытия. У свободной человеческой воли может и не быть мотива, значит, свободная воля человека, окружённого причинами и следствиями, обособлена от причинности. Таким образом, она – в причинности и вне её.
• Субстанция свободной воли – личность, персона, человек. (Камни, насекомые, звери – не носители свободной воли…) Но человеческое «Я», очевидно, не способно познать себя, не способно хотя бы потому, что человеческий мозг, задаваясь вопросом о самом себе, пребывает в порочном кругу беспредпосылочных оснований (то есть лжеоснований) – и потому не в силах постигнуть самого себя. Таким образом, субстанция свободной человеческой воли, «Я», в корне парадоксальна, – именно поэтому парадоксальна и её «акциденция» – свободная человеческая воля.
• Отрицание свободы воли человека вовсе не является отрицанием его свободы: человек может быть абсолютно свободен, свободен в высшем смысле этого слова, не обладая свободой воли.
• Несвободная воля человека, осознанно покоряющегося законам природы, вовсе не лишает его свободы.
• Несвободная воля человека, осознанно покоряющегося судьбе, фатуму, фатальности, вовсе не лишает его свободы.
• Несвободная воля человека, осознанно покоряющегося Богу, его предопределению, его воле, вовсе не лишает человека свободы. 
• Природа – судьба – Бог вовсе не являются антагонистами человеческой воли, отвергнувшей и «отменившей» свою свободу. 
• Слабость человеческой воли ярче всего проявляется в человеческом лицемерии.
• Ни в чём так ярко не проявляется ничтожество человеческой воли, как в потребительстве – в потребительском отношении к «массе бытия».
• Нагляднее всего рабство человеческой воли проявляется в погоне за удовольствиями, разыскиваемыми в чувственно-телесной сфере.
• Если воля состоит из ряда строго детерминированных актов, каждый из которых несвободен, то из этого вовсе не следует, что вся реальность, вся действительность, окружающая нас со всех сторон, является строжайше детерминированной системой.
• Убеждающий себя и других в том, что он обладает свободой воли, далёк от высшей свободы воли, которая, будучи свободной от всего, в том числе и от свободы, ни в каких «декларациях» не нуждается.
• Если воля может быть несвободной, если свобода вовсе не нуждается в воле, волеизъявлении, произволении, если человек может быть лишён не только свободы воли, но и самой воли, то из этого следует, что словосочетание «свободная человеческая воля», с философской точки зрения, – плеоназм, совокупность перегруженных смыслом категорий, тесное соседство которых образует внутреннее противоречие, парадокс и экзистенциальный оксюморон.


                *   *   *   *   *

                Ю.Е.С.
                11.04.2025.


 

 

 

 

 


Рецензии