12 апреля день космонавтики

Состоявшийся 12 апреля 1961 года, первый в мире космический полет  Ю. А. Гагарина не только открыл эпоху пилотируемой космонавтики, но и стал неоспоримым свидетельством того, что, несмотря на тяжелейшие последствия Великой Отечественной Войны, наша страна вышла в мировые лидеры в области образования, науки и техники. 

Первое десятилетие развития отечественной космонавтики (1961 – 1970)  было отмечено изучением влияния факторов краткосрочных космических полетов на здоровье космонавтов, отработкой выходов в открытый космос, разработкой космических кораблей «Восток», «Восход» и «Союз»,  проведением пробных стыковок в космосе. Все это создало предпосылки к проектированию отечественных орбитальных станций.

28 октября 1963 года был создан Институт медико-биологических проблем (ИМБП)  АН СССР, основными задачами которого является изучение биологического воздействия факторов космического полета и разработка методик сохранения здоровья и послеполетной реабилитации участников космических экспедиций.

12 сентября   1962 года президент США Дж. Кеннеди (1917-1963), бросая вызов нашей стране, объявил о том,  что до завершения десятилетия, НАСА планирует высадку астронавтов на Луну. Решение данной задачи стало основным результатом первого десятилетия  развития пилотируемой космонавтики.

Средства, выделенные на лунную программу в США составили 25.4  миллиарда долларов, что 35 раз превысило аналогичный показатель СССР и, в конечном счете, предопределило исход лунной гонки. 

20 июля 1969 года Нейл Армстронг (1930 – 2012)  стал первым из  12  американских  астронавтов, вступивших на Луну. Это существенно повлияло на формирование политической воли к советского руководства к продолжению  лунной программы.

Ключевым событием второго десятилетия развития мировой космонавтики (1971 – 1980)  стала разработка семейства советских орбитальных станций «Салют».
C 15 по 24 июля 1975 года проходил первый в мире совместный полет советского и американского космических кораблей. Миссия «Союз – Апполон» стала прологом международного сотрудничества в освоении космоса.

В конце 1970 –х годов было установлено, что некоторые средства космической медицины эффективны в терапии отдельных «земных» заболеваний, например, последствий инсультов и ДЦП. Таким образом, у ИМБП появилось еще одно -  крайнее перспективное  направление научного поиска.

Третье десятилетие советской космической программы (1981 – 1990) прошло под знаменами программы «Интеркосмос», в рамках которой на советских орбитальных станциях побывали представители Афганистана, Болгарии и Сирии.

20 февраля 1986 года, с вывода на орбиту базового модуля началось, продолжавшееся 10 лет, строительство орбитальной станции «Мир», в состав которой были включены модули: «Квант», «Квант-2» , «Кристалл», «Спектр», «Природа», а также модуль для стыковки с американскими многоразовыми космическими кораблями.

За время существования станции «Мир»,  на ней было проведено более 23 тыс. научных экспериментов, а максимальная продолжительность космического полета для мужчин выросла с 250  до 450 суток. 

На станции «Мир» была смонтирована и успешно опробована  Автоматическая система перестыковки, представляющая собой роботизированный манипулятор, позволяющий перемещать части орбитального комплекса от одного стыковочного узла – к другому.

1 февраля 1990 года, совершив выход в открытый космос; космонавты Александр Серебров и Александр Викторенко испытали, оснащенное реактивными двигателями на сжатом воздухе, кресло – космический мотоцикл,   позволявший автономно – без страховочного фала  перемещаться вблизи  орбитальной станции.

В  составе 28 экспедиций станцию «Мир» посетили 104 космонавта и астронавта двенадцати государств. В открытый космос вышли 29 космонавтов и 6 астронавтов.
Состоявшийся в конце третьего  десятилетия развития пилотируемой космонавтики, платный космический полет японского журналиста Тоехиро Акиямы на советскую орбитальную станцию «Мир» открыл эпоху коммерческой пилотируемой космонавтики.

1980 – 2000 -е годы стали временем американских  многоразовых  космических  систем «Space Shuttle» и их отечественного аналога -  космического корабля «Буран».

Полет первого американского многоразового космического корабля «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981. Вскоре были построены многоразовые корабли: «Дискавери», «Челленджер», «Индевор», каждый из которых  мог доставлять на околоземную орбиту 24 и возвращать на Землю 14 тонн полезной нагрузки.

Советское руководство усмотрело в реализации программы «Space Shuttle»  как минимум две угрозы безопасности нашей страны: возможность создания орбитальных  бомбардировщиков и возможность похищения советских космических аппаратов.

В 1974 году в СССР было начато проектирование космического многоразового корабля «Буран», технические характеристики которого были сравнимы с параметрами американского аналога.

15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полет советского многоразового космического корабля «Буран».  В 1990 году работы по программе   «Энергия — Буран» были приостановлены. 25 мая 1993 года Советом главных конструкторов при НПО «Энергия» было принято решение о том, что программа советского многоразового космического корабля закрывается окончательно. 

После трагического крушения космического корабля «Челленджер» 28  января 1986 года и космического корабля «Колумбия» 1 февраля 2003 года, в NASA было принято решение  о свертывании американской программы «Space Shuttle» .
20 ноября 1998 года отечественной ракетой -  носителем «Протон» на околоземную орбиту был выведен первый модуль МКС. Так была открыта новая страница истории пилотируемой космонавтики. На апрель 2024 года МКС посетило 230 космонавтов и астронавтов из 23 государств.

На борту МКС были проведены уникальные эксперименты.  В частности, было установлено, что верхняя граница земной биосферы располагается выше,  орбиты МКС (450 км).

20 ноября 1999 года состоялся первый пилотируемый полет космического корабля «Шэнчджоу-1». Таким образом, Китай стал третьей в мире страной, развивающей собственную пилотируемую космонавтику.

20 ноября 2011 года состоялся запуск  первой китайской орбитальной станции  «Тянгун-1».

16 сентября 2016 года вступила в строй китайская орбитальная станция «Тянгун-2».

25 мая 2012 года детище корпорации Илона Маска Space X космический корабль «Dragon»  впервые доставил на МКС полезный груз, а 31 мая 2020 года космический корабль «Dragon-2» впервые  доставил на МКС  астронавтов.

С 16 по 18 сентября 2021 года продолжался орбитальный полет космического корабля Dragon с коммерческой  миссией Inspiration 4.

Участвовавшая в данной миссии 29-летняя Хейли Арсно стала первым в мире инвалидом, побывавшим в космосе.

17 февраля этого года, живущий с протезом ноги, астронавт Европейского космического агентства Джон Макфол получил допуск к участию в долгосрочной экспедиции на МКС.

Таким образом, в истории пилотируемой космонавтике и всего человечества открывается новая страница, связанная с вовлечением людей с ограничениями здоровья в новые – ранее недоступные им виды деятельности.

Одна из перспектив развития мировой пилотируемой космонавтики связана с использованием многоразовых ракет – носителей и существенным удешевлением космических  запусков. Наибольшим успехом в данном направлении стало создание корпорацией SpaceX ракет семейства Falcon.

Одной из актуальных проблем развития пилотируемой космонавтики является создание замкнутых систем жизнеобеспечения. Это позволит уменьшить зависимость космических экспедиций от регулярной доставки грузов с Земли, и, таким образом,  даст возможность осуществления дальних космических перелетов.

Размеры, выводимых на околоземную орбиту, космических аппаратов ограничены диаметром обтекателей используемых ракет – носителей. Использование расширяемых (по сути, надувных) конструкций космических кораблей и модулей орбитальных станций может позволить решить эту  проблему.

Первой реализацией данной идеи стал, доставленный девять лет назад на
МКС, надувной модуль  BEAM (Bigelow Expandable Activity Module)
Ближайшие годы станут временем интенсивного развития суборбитальных космических  систем, предназначаемых  для относительно – дешевых кратковременных туристических  космических полетов.

Подводя итог,  следует отметить,  что за 64 года развития пилотируемой  космонавтики возможности, основанных на использовании обычных видов топлива, способов перемещения в пространстве оказались практически исчерпаны. Таким образом, следующий этап развития пилотируемой космонавтики немыслим без освоения новых, например, термоядерных источников энергии.


Рецензии