Письма 231-240
Дети! Мы думаем, что молитва это стояние перед иконами. И я так думала. И часто жаловалась, что у меня, многодетной матери, нет времени на молитву. Но что же такое молитва? Преподобный отец Софроний Сахаров, ученик святого старца Силуана Афонского и наш современник, писал и учил о молитве так:
«Молитва есть внутренний акт нашего духа. Выражаться он может в самых различных формах. Нередко и даже, может быть, особенно часто в молчании нашем перед Богом. Молчим, потому что Бог ведает всю глубину нашей мысли, все чаяния нашего сердца, а выражать их словами мы не всегда способны. Бог же разумеет тайные движения сердца нашего и отвечает на них».
Вот как можно непрестанно молиться, дети, как призывает нас Церковь.
Письмо 232
Дети! Есть такая пословица: кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Церковь должна заниматься в нашей жизни особое место. Отец Софроний долгие десятилетия был духовником многих и многих людей. Вот его слова о современном человеке:
«Мои наблюдения над современными людьми приводят меня к выводу, что наиболее удобно для них молиться в храмах, особенно на Литургии. Литургическая молитва с частым причащением - полнота. Правда, для этого необходимо ее жить и разуметь. Тогда откроется, что Литургия объемлет собою всю жизнь нашу; в ней заключены все планы нашего бытия в его обращенности к Богу».
Участвуйте в церковной молитве, дети. Живите Бога.
Письмо 233
Дети! Мы, люди, всё ищем себе счастья. И я была не исключением. Я бежала от страданий, но оказалось, что только страдания привели меня к Богу. Потому как в радости и спокойствии я быстро забывала о Господе. Отец Софроний пишет:
«Для нас, принявших Христа как явление Бога в истории, должно быть ясно, что все мы несправедливы по отношению к Богу. Одним из самых тяжких грехов наших можно считать наше нежелание воспринимать радости и счастье жизни как дар Божий и, в силу благодарности к Нему, любить Его, стремиться к Нему. Обычно в беде обращаются люди к Нему. Отсюда неизбежность, необходимость страданий».
Благодарите Бога за каждый прожитый день, дети.
Письмо 234
Дети! Часто кто-нибудь по неразумности бросается такими словами: почему Бог попустил столько зла в мире? Иногда это бывает причиной неверия. Здесь нужно просто просить Бога укрепить веру с полным доверием Ему. Отец Софроний писал так:
«Мысль моя очень проста: если Христос не Бог, то мы во мраке, и оправдать Бога, видя бесконечно страдающий мир, невозможно. Если же воистину Христос Бог, как мы несомненно веруем, то никто не может обвинить Бога в происходящем в мире зле. Благодаря явлению Христа мы знаем теперь Бога, какой Он, и любим Его, и не возлагаем на Него ни единой вины; Христос явил нам Бога, Который есть «Свет, в Нем же несть ни единыя тьмы».
Изучайте Писания, дети, и вы увидите Бога какой Он есть.
Письмо 235
Дети! Мы много мним о себе, имеем на каждое событие свое объяснение. И совсем забываем, что только смиренные, духовные люди могут правильно рассуждать о том или ином деле. Так и я долгое время горделиво была уверена в своем правильном видении этого мира. Отец Софроний обличает современных людей и меня в том числе такими словами:
«Любовь и смирение - это нечто единое. Вне смирения или без смирения нет любви и не может ее быть. Людей нашего времени поразила некая страшная болезнь, духовный дальтонизм: они видят в цвете, диаметрально противоположное подлинной реальности. И, видя «зеленое» вместо красного, они уверены, что видят как нужно, и нормальных людей стали почитать «больными» и «сумасшедшими».
Будьте смиренными, дети. Не считайте себя всезнающими и правыми.
Письмо 236
Дети! Прочитала следующие слова преподобного отца Софрония и улыбнулась. Как точно он говорит о нашем состоянии! Как часто я сама была неправа и продолжала настаивать на своем. Привожу слова святого:
«Нет горя большего, чем быть дураком, хотя ни один дурак этого не сознаёт. Что ещё хуже: большинство людей недовольны своей «судьбой», но чрезвычайно трудно встретить человека, который недоволен своим умом. С какой уверенностью в своей правде все говорят. Самый частый ответ - «нет» на мысль другого…»
Так опытно мы видим, дети, что со смиренным хорошо рядом, а с гордым невыносимо тяжело. Будьте смиренны, дети.
Письмо 237
Дети! Как же научиться смирению? Как победить в себе гордость, которая мешает жить не только мне, но и близким моим? Только смирением. Вот как пишет отец Софроний:
«Для этой любви Христовой абсолютно необходимо победить в нас гордость, которая «мешает любить». А когда мы смиряемся, осуждая себя и только себя, тогда в нас нет греха и тем самым дается возможность Духу Святому действовать в нас».
Вот для чего нужно смирение, дети. Чтобы Святой Дух был в нас и наполнял нас жизнью.
Письмо 238
Дети! Хотя рано вам говорить о старости, но позвольте скажу. Конечно, это больше сейчас я себе говорю. Многие сейчас страшатся старости и пытаются выглядеть молодо. Для чего же нужна старость? Преподобный отец Софроний отвечает очень просто:
«Старость не радость, говорили когда-то, но и она может быть периодом чрезвычайно важным. С одной стороны, как возможность многих глубоких опытов, а с другой - как приготовление, полное и страха, и торжества, к исходу отсюда: от временных к непреложным вечным».
Всё, что дает Господь, это благо. В том числе и многие годы жизни, дети.
Письмо 239
Дети! Когда мы ссоримся со своими близкими, то нужно стараться в этот же день примириться. Попросить прощения. Даже если ты и прав. Смири себя, подойди первый рад мира в семье. К сожалению, я этим часто пренебрегала. Но сейчас вижу пользу смирения. Преподобный старец Софроний писал о покаянии:
«Покаяние есть бесценный дар человечеству. Покаяние есть чудо Божие, воссоздающее нас после падения. Покаяние есть излияние божественного вдохновения на нас, силою которого мы возносимся к Богу, Отцу нашему, для вечной жизни во Свете Его любви. Чрез покаяние совершается наше обожение. Сие событие неизъяснимо велико. И дар сей стал возможен чрез Гефсиманскую молитву Христа, чрез Его смерть на Голгофе и Его Воскресение».
Вот так покаяние возводит нас к Богу. А к Богу мы приходим, когда имеем любовь между собою. Прощайте друг друга, дети.
Письмо 240
Дети! Покаяние, признание себя неправым нужно всегда иметь в своем уме. Был период, когда я считала себя чуть ли не праведницей. В такие моменты я сделала самые большие ошибки в своей жизни. Вот что пишет преподобный отец Софроний:
«Евангелие - Благая Весть - и начинается, и заключается призывом к покаянию. И учения святых аскетов, Отцов Церкви и наших, пронизано сознанием, что всякий раз, когда человек приносит молитву Богу не как грешник, молитва его не достигнет Престола Божия, потому что Сын Божий пришел призвать не тех, кто мнит себя праведником и следовательно стоит вне истины, а тех, кто сознает себя грешником (Мф. 9,13)».
Смиряйте себя, дети. Не считайте себя правыми. Возлюбите смирение.
Свидетельство о публикации №225041100959