Письма 261-270
Дети! Все люди сотворены добрыми по естеству. Сам человек склоняется ко злу, когда сначала в уме, а потом на деле делает злые дела. Один из великих Святых Отцов нашей Церкви, блаженный Диадох, епископ Фотикийский, оставил нам такие наставления:
«Зла нет в естестве, и нет никого, злого по естеству, ибо Бог не сотворил ничего злого. Но когда кто с похотением сердечным вносит в себя образ зла, тогда оно, несмотря на то, что не есть в естестве, начинает быть, в таком виде, как возжелал сего тот, кто так делает. Почему должно, со всем старанием непрестанно памятуя о Боге, не внимать обычным позывам на зло, ибо добро, сущее в естестве, могущественнее зла, прибывающего в естество совне чрез навык, так как то есть, а этого нет, разве только когда содевается».
Я привела выше сложный текст для слуха современного человека. Но не пугайтесь. Это поначалу кажется, что непонятно. Но если брать эти слова святого Отца и с терпением прочитать несколько раз, а иногда и несколько дней читать, то Бог за терпение даст понимание прочитанного. В этом не раз убеждалась я сама.
Письмо 262
Дети! Мы все хотим, чтобы нас любили. Но прежде любви всегда строгость. Если ребенок не будет боятся оскорбить родителя плохим поступком, то и любить не сможет. Посмотрите вокруг. Разве можно сказать, что ребенок любит маму, если он оскорбляет ее и не слушает ее слов? Это я увидела по себе. И долго не понимала, в чем причина моей нелюбви. Блаженный Диадох писал:
«Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия, ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия».
Будьте внимательны к себе, дети. Не разрешайте себе плохих поступков по отношению к близким. Это наши самые родные люди.
Письмо 263
Дети! Мы, люди, только делами можем показать свою любовь. Если говорить только на словах, то какая от этого польза? По делам узнается человек. Это можно увидеть в повседневной нашей жизни. Блаженный Диадох наставляет:
«Вера без дел и дела без веры одинаково не могут быть одобрены. Верующему, чтоб доказать свою веру, должно приносить Господу дела. И отцу нашему Аврааму вера не была бы вменена в правду, если б он не привел плода ее - сына своего, - на жертву Богу».
Старайтесь больше делать добрых дел, дети.
Письмо 264
Дети! О пользе послушания мы все знаем. Даже в обычной жизни все хотят, чтобы с ними не спорили, а прислушивались. Но почему сами мы не хотим быть послушными? Я раньше не понимала этого и всегда спорила. Но сейчас вижу, что общаться приятнее с человеком смиренным. Блаженный Диадох пишет:
«Послушание есть, как достоверно известно, первое в числе вводных (новоначальныех) добродетелей добро, ибо оно отсекает кичение и порождает в нас смиренномудрие».
Будьте послушными, дети. Тогда и сами будете мирными и вокруг вас люди будут утешаться.
Письмо 265
Дети! Апостол Павел писал: все мне позволительно, но не всё полезно. Для нашего блага апостол сказал, что не надо брать и хотеть всё, что видят наши глаза. На своем опыте я поняла, что ограничение себя в желаниях приводит к довольству в жизни. Ведь человеку не так уж много и надо в жизни! Блаженный Диадох говорит:
«Воздержание есть принадлежность всех добродетелей; почему подвизающийся должен от всего воздерживаться (1Кор.9:25)»
Будьте воздержанны во всем, дети. Храните себя от многих желаний.
Письмо 266
Дети! Во всем лучше всего соблюдать умеренность. Каждый, наверно, знает как тяжело организму после обильной трапезы. И нужно хорошо знать свое состояние, чтобы идти средним путем. Этому я до сих пор учусь. Блаженный Диадох говорит:
«Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа».
Если в этом тексте слово «подвиги» заменить на «труды», то все становится понятным. Чтобы жить и мирно трудиться, будьте умеренными в еде, дети.
Письмо 267
Дети! Напишу вам и о вреде злоупотребления вина. Не нужно говорить о том, какое это бедствие для страждущего и его близких. Вы и сами это знаете и видите много примеров. Скажу только, что нужно с юности иметь воздержание, чтобы не расслабиться к зрелому возрасту. Блаженный Диадох предупреждает:
«Как земля, умеренно напояемая, с большим приплодом изращает вметаемое в нее чистое семя, а упояемая слишком обильными дождями приносит только терния и шипы, так и земля сердца, когда употребляем вина в меру, естественные свои семена являет чистыми, а вселяемые в нее Духом Святым износит добролиственными и многослойными, когда же чрез меру одождим ее многопитием, износит только терния и шипы всеми помыслами своими».
Будьте умеренными в потреблении вина, дети. Иногда лучше и вовсе отказаться, чем попасть в греховную зависимость от привычки.
Письмо 268
Дети! Очень часто я замечала по себе состояние смятения и суеты после долгих разговоров или общения. Даже если мои разговоры были приятными и с любимыми близкими. Причину этого я прочитала у Святых Отцов. Вот и блаженный Диадох говорит:
«Как двери бани часто отворяемые скоро выпускают внутреннюю теплоту вовне, так и душа, когда много кто говорит, хотя бы говорил все хорошее, испускает память свою (сознательное стояние в строе духовных вещей) словесною дверию. Молчание же, напротив, благотворно, будучи материю премудрых помышлений».
Вот и народная мудрость говорит: молчание золото. Полюбите молчание, дети. И так сохраните свою душу.
Письмо 269
Дети! Любое дело мы начинаем с мысли. Если мысль злая, то приводит нас ко греху. Потому и нужно тщательно думать о том, о чем думаешь. То есть смотреть за собой, а куда это меня тащит сейчас? А хорошее ли это дело? Нужно приучать себя к этому. Я до сих пор учусь и не могу осилить эту науку. Святой блаженный Диадох говорит:
«Любители удовольствий настоящего века от помыслов переходят к падениям».
Видите, что говорит святой? Те, кто любят удовольствия и думают о них, неизбежно переходят к совершению греха делом. Храните себя от дурных мыслей, дети.
Письмо 270
Дети! Помните, что любой грех очищается искренним покаянием. Не может человек не грешить. И Господь дал нам врачевание - таинство покаяния. Нужно только внимательно смотреть за собой и даже невольные грехи исповедовать. Блаженный Диадох наставляет:
«Так как человеку нельзя не падать в человеческие погрешения, то и следует всегда исповедание о них приносить Владыке, пока совесть в слезах не удостоверится в прощении их».
Прибегайте как можно чаще к этому целительному Таинству, дети. Очищайте себя исповедью и покаянием.
Свидетельство о публикации №225041100969