Так кому же были адресованы строки Шевченко?

Полное название:
Так все-таки кому же были адресованы строки Шевченко? Послесловие возможно?

К счастью, все медленно, но верно движется к миру. Хоть есть определенные препятствия...

Т.Г.Шевченко. Осии. Глава 14. С попыткой борьбы за мир.
Материал был выставлен на трех ресурсах:
https://youtu.be/I_K_gHhcTYU
dzen: https://u.to/sV4jIg , или, что то же самое, https://dzen.ru/video/watch/67cfd0b3afefa070c6790c71
rutube: https://u.to/QGwjIg, или что то же самое,
https://rutube.ru/video/7f35b714af6f37bf9e8bc1bc9cd17eb4/

и нездорового ажиотажа не вызвал. Пока не вызывает, по крайней мере, Хотя элементы остроты в нем были.

Вслед за сказанным на съемочное средство повторюсь: одно из немногих стихотворений, что в годы второй мировой (1939-1945) печаталось на листовках. Печатались они советской стороной, а распространялись на Западной Украине. В свете того, что Шевченко выпало быть кумиром и для сил просоветских, и для сил антисоветских, вполне могла возникнуть одна весьма занятная ситуация, когда представители немецких властей спросили бы у последних, а кому, собственно, адресованы эти проклятия.

Ведь у них, у немецких властей, могли возникнуть все основания для подозрений, что это было сказано именно в адрес представителей сил антисоветских. Которые на тот момент сплотились вокруг организации украинских националистов (ОУН).

Подобного рода упреки последним были не страшны, ибо они могли весьма браво ответить, что эти строки адресованы в адрес большевиков.

Так все-таки кому же были адресованы строки Шевченко?
Литературоведческий анализ текста?
Почему бы и нет?

"Погибнеш, згинеш, Україно,
Не стане знаку на землі.
А ти пишалася колись
В добрі і розкоші! Вкраїно!
Мій любий краю неповинний! (внимание ! подчеркнута невинность)
За що тебе господь кара,
Карає тяжко? За Богдана, (самокритично)
Та за скаженого Петра,
Та за панів отих поганих (вариаций на тему "жиди, ляхи i москалi" пока нет)
До краю нищить… Покара,
Уб’є незримо і правдиво;
Бо довго довготерпеливий (мотив высшей испостаси, между прочим!)
Дивився мовчки на твою,
Гріховную твою утробу (мотив соблазна?)
І рек во гніві: «Потреблю
Твою красу, твою оздобу, (итак, высшая испостась чем-то разгневана)
Сама розіпнешся. Во злобі (кто не силен в украинском: будешь распята!)
Сини твої тебе уб’ють
Оперені, а злозачаті
Во чреві згинуть, пропадуть,
Мов недолежані курчата!..
І плача, матернього плача
Ісполню гради і поля,
Да зрить розтленная земля,
Що я держитель і все бачу».

Конец слов вышей ипостаси. Что он видит? То, что в утробе матери полно всяких существ, зачатых во злобе. Он разгневан. Его пророчество: они пропадут в ее чреве.

Теперь вновь слова повествователя:

Воскресни, мамо! І вернися
В світлицю-хату; опочий,
Бо ти аж надто вже втомилась,
Гріхи синовні несучи.
Спочивши, скорбная, скажи,
Прорий своїм лукавим чадам,

(вопреки пророчеству высшей ипостаси, они все же родились на свет божий, и повествователю наставляет мать на то, дабы она что-то пролизнесла в их адрес)

Що пропадуть вони, лихі,
Що їх безчестіє, і зрада,
І криводушіє огнем,
Кровавим, пламенним мечем
Нарізані на людських душах, (итак, целый букет врожденных пороков)
Що крикне кара невсипуща,
Що не спасе їх добрий цар, (мотив веры в доброго царя)
Їх кроткий, п’яний господар,
Не дасть їм пить, не дасть їм їсти,
Не дасть коня вам охляп сісти (охляп - без седла)
Та утікать;

не втечете
І не сховаєтеся; всюди
Вас найде правда-мста; а люде
Підстережуть вас на тотеж,
Уловлять і судить не будуть,
В кайдани туго окують,
В село на зрище приведуть,
І на хресті отім без ката
І без царя вас, біснуватих,
Розпнуть, розірвуть, рознесуть,
І вашей кровію, собаки,
Собак напоять… (на листовках печатался именно этот отрывок)
І додай,
Такеє слово їм додай
Без притчі; вискажи:

(без притчи... а можно ли подобрать нечто синонимичное: без особого морализаторства? Обращение повествователя к матери продолжается)

«Зробили,
Руками скверними створили
Свою надію; й речете,
Що цар наш бог, і цар надія,
І нагодує, і огріє
Вдову і сирот». Ні, не те,
Скажи їм ось що: «Брешуть боги,
Ті ідоли в чужих чертогах",
Скажи, що правда оживе,
Натхне, накличе, нажене
Не ветхеє, не древлє слово
Розтлєнноє, а слово нове

(древлє слово Розтлєнноє - весьма интересный мотив)

Меж людьми криком пронесе
І люд окрадений спасе
Од ласки царської…»

Итак, мотив изнасилованной земли. Мотив детей, зачатых во злобе. Речь идет о них, и знаменитый отрывок, начинающийся со слов "не втечете", адресован именно им.

Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055


Рецензии