Интеллект

Интеллект в широком смысле это способность со-ображать*. Само слово интеллект произошло от латыни, которую использовали древние римляне. В русском языке есть два более точных слова, которые обозначают мыслительную способность, а именно - ум и разум.

*ассоциативная способность или ассоциирование образов (правильное или наиболее оптимальное)

Корневая система русского языка опирается на образы природы. К примеру корень "раз" происходит от более древнего корня "ра" и означает свет в прямом смысле - свет солнца, тогда как "ум" представляет собой универсальную звуковую вибрацию, которую можно прочувствовать как ощущение. Если собрать это вместе, то получается, что разум включает в себя свет, звук и чувства. Мы говорим про человека у котого "всё в порядке с головой" - он "в здравом уме и светлой памяти" - эти выражения части нашей культурной языковой памяти, имеющей очень глубокие корни... Или взять пример из всем известной русской сказки, в которой идёт повествование о царевне-лебеди "...Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит".

Русский язык родственен языку санскрита - языку священослужителей индийского народа - браминов. К примеру числительные на санскрите звучат практически идентично русскому языку: два - два, три - три, чатура - четыре, панча - пять, септа - семь, даша - десять и так далее... Число двести тридцать четыре будет звучать как "двишата тридаша чатвари" - что очень близко к нашей родной речи.

На языке санскрита написаны многие памятники письменной культуры Индии: Упанишады - сборник ведической философии, Риг-веда - сборник ведических гимнов, Аюр-веда - сборник ведических знаний о человеческом теле и способах его обслуживания, а также более поздние произведения отдельных учёных, такие как Йога-сутры Патанджали - трактат по известной всем философии йоги.

Отдельной статьёй можно добавить Махабхарату - эпическое произведение повествующее о великой войне между братскими народами ариев Пандавами и Кауравами, в которой описаны события происходившие около 4-х тысячелетий до новой эры (6 тысяч лет назад) по ведийскому летоисчислению.

Учитывая всё сказанное, можно утверждать, что корни русской культуры и русского языка - гораздо более древние, нежели чем принято считать согласно современной исторической доктрине. Более глубоко эту тему раскрывают наши русские учёные и исследователи - Жарникова Светлана Васильевна, Геннадий Станиславович Гриневич, Задорнов Михаил Николаевич.

Современная психологическая наука при этом остаётся сравнительно молодой дисциплиной, получившей развитие в большей мере за последние 100 лет. Многие модели интеллекта в прошлом веке строились на основе теоретических соображений, имеющих слабое отношение к пониманию нейрофизиологии мозга.

К таким моделям относится модель показателя интеллекта IQ - который ориентирован на измерение способности человека к абстрактным (отвлечённым) вычислениям - математическому счёту, пониманию и работой с абстрактными множествами, а также геометрическим преобразованиям и логике. Модель IQ даёт очень узкое понимание интеллекта, которое препятствует развитию интеллекта человека в более широком смысле.

К моделям прошлого века также можно отнести модель интеллекта по Гилфорду, которая представляет интеллект в виде куба с тремя гранями - типами входных данных, операций над ними и абстрактных результатов. Такая модель даёт приблизительно 125 параметров для оценки интеллекта, что делает сложным действительную оценку интеллекта человека. (Если IQ требует всего одного теста с 50-100 вопросами, то для оценки 125-и параметров интеллекта необходим более сложный тест, требующий большее количество измерений для статистической достоверности результата.) Модель Гилфорда даёт основание понять, что интеллект это гораздо больше чем одно число - и в этом её большой плюс.

Более точной и приближённой к нейрофизиологии мозга является модель Гарднера, которая включает в себя 9 аспектов интеллекта: музыкально-ритмический, визуально-пространственный, лингвистический-вербальный, логико-математический, телесно-кинестетический, межличностный-эмоциональный, внутриличностный-интроспективный, натуралистический-природный, экзистенциальный-духовный.

Каждый из этих видов интеллекта имеет строго определённое нейрофизиологическое основание связанное с конкретной структурой головного мозга:

1. Музыкально-ритмический интеллект присущ людям имеющим склонность к музыке, музыкантам, певцам. Он основывается на работе слухового анализатора и правой височной доли коры головного мозга, отвечающей за обработку эмоциональной составляющей звука, музыки и речи.

2. Визуально-пространственный интеллект присущ художникам, архитекторам, людям погружённым в работу с конкретными зрительными образами. Он основывается на работе зрительного анализатора - затылочной и теменной коры головного мозга, обрабатывающих зрительную и пространственную информацию от органов зрения.

3. Лингвистический-вербальный интеллект присущ людям занятым работй с текстом, с речью - дикторам, редакторам. Он основывается на работе слухового анализатора и лево-височной слуховой коры головного мозга, занятой обработкой слов и речи.

4. Логико-математический интеллект присущ математикам, а также людям имеющим склонность к торговле. Оно основывается на работе внутретеменной борозды - внутренней области коры больших полушарий расположенной в лимбической коре головного мозга, отвечающей за абстрактные понятия и числа, а также верхней височной борозды в левом полушарии, отвечающей за работу с последовательностями символов и средней фронтальной зоны префронтальной коры головного мозга, отвечающей за проверку результата вычислений (всё это относится к левому полушарию мозга).

5. Телесно-кинестетический интеллект присущ танцорам, а также спортсменам. Он основывается на работе сомато-сенсорной и моторной коры головного мозга, отвечающих за восприятие и обработку информации от рецепторов тела и осуществление контроля за его движением.

6. Межличностный-эмоциональный интеллект присущ лидерам, тем, кто любит много общаться с другими людьми. Он основывается на работе зеркальной системы нейронов, расположенной в префронтальной коре головного мозга и отвечающей за чувства эмпатии - сопереживания и понимания действий других людей, а также работе лимбической доли коры головного мозга, отвечающей за осознание собственных эмоций.

7. Внутриличностный-интроспективный интеллект присущ сновидцам и людям, которые любят осознавать собственные ощущения, внутренний опыт. Он основывается на работе энторинальной коры внутренних областей височной доли коры тесно связанной с памятью, а также работе лимбической коры, отвечающей за осознание внутренних эмоций.

8. Натуралистический-природный интеллект это интеллект охотника, собирателя и земледельца, также он относится к рыболовам и скотоводам. Он основывается на работе более подсознательных центров - лимбической системы, отвечающей за эмоции и базовые программы адаптации (приспособления) и выживания, а тажке обработку природных образов

9. Экзистенциальный-духовный интеллект в большей мере присущ духовным лидерам, святым и пророкам. Он основывается на работе лобной зоны коры головного мозга, отвечающей за чувство "Я есть".

Каждый человек обладает в той или иной мере всеми данными видами интеллекта, хотя индивидуальные различия могут быть существенными, так как строение мозга от рождения отличается у каждого человека. У каждого человека есть определённые предрасположенности к тем или иным видам деятельности, которые мы называем талантами.

В книге Масару Ибуки (основателя компании Sony) - "После трёх уже поздно" приводится описание того, как грамотные японцы подходят к обучению своих детей на ранних этапах их развития. Умные японцы водят своих детей (в раннем возрасте до 3-х лет) по различным секциям и отмечают, где ребёнок проявляет повышенный интерес и вовлечённость, играет. И если это произошло, то они оставляют ребёнка на попечение учителя. Если ребёнок продолжает активно увлекаться той или иной деятельностью длительное время, то он продолжает развиваться по данному направлению, также и в школьные годы, но уже под более строгим контролем со стороны взрослых. Чувства ребёнка, воспринятые взрослыми, а также их постоянство - дают более точный прогноз его талантов.

Модель множественного интеллекта даёт более точное описание всех аспектов интеллекта и в тоже время она полностью согласуется с данными из нейрофизиологии. Современные исследования показали большие индивидуальные различия в строении полей коры головного мозга у людей - минимальных вычислительных блоков, обрабатывающих информацию различного вида - от конкретной (визуальной, аудиальной, кинестетической) до абстрактной (слов, понятий, предложений и тп.). Разница в количестве клеток в одних и тех же полях мозга у различных людей может составлять до 7 раз, что говорит о существенных различиях в возможностях обработки разнокачественной информации для различных людей.

В некоторых случаях это может затруднять взаимопонимание между людьми, так как то, что легко воспринимается одним человеком может не так легко восприниматься другим.

Для того чтобы это представить нужно понимать как количество нейронов влиять на обработку информации мозгом. К примеру, если взять монитор компьютера, то в зависимости от количества и плотности пикселов, качество изображения будет различным - старые компьютеры с небольшим числом пикселов и меньшей плотностью дают менее качественную картинку, тогда как современные мониторы существенно превосходят их по этой характеристике. У людей происходит нечто подобное с учётом того, что есть средняя характеристика для всех людей и есть расхождения от среднего в ту или иную сторону.

От рождения человек обладает большим потенциалом в плане развития интеллектуальных способностей, но агрессивная информационная среда (телевидение, порнография, СМИ), а также химическое и физическое действие на ткани мозга связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, табака, кофе, сахара - могут существенно понизить этот потенциал.

Поэтому наилучшей средой для развития интеллекта всегда будет и остаётся община умных людей, несущих высокую (в том числе и техническую) культуру созидания и потребления. У человека есть потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем интеллект сможет в полной мере раскрыться. Человеку нужно быть сытым и одетым, защищённым от внешней среды, человек должен находится в атмосфере любви и принятия - только в этом случае разум человека может освободиться для высшего интеллектуального творчества - занятий философией, религией, науками, техникой, познании окружающего мира и самопознании.

В истории можно найти множество общин и обществ, в которых данные условия были соблюдены. Наиболее яркая из них - Афинская школа.

Интеллект можно сравнить с цветком - правильно развивающее растение цветёт - также и человек - при правильном развитии расцветает его разум. В этом и состоит человеческая мудрость.

Что посмотреть:
https://www.youtube.com/watch?v=ylrgl0J48vc
https://www.youtube.com/watch?v=pgEYeiv76KU
https://www.youtube.com/watch?v=xxhYoV8raps
https://www.youtube.com/watch?v=ccYqLbvFJ78


Рецензии