Русский раскол

Церковный раскол, проявившийся наглядно и жестоко во второй половине 17 века и ассоциирующийся с реформами и зловещей фигурой патриарха Никона, без сомнения, может быть отнесен к событиям, оказавшим заметное и продолжительное влияние на состояние умов и духовный настрой российских людей.

Поверхностный обыватель видит причину раскола в противостоянии сторонников разных способов совершения крестного знамения – древний способ предполагает использование для этого двух пальцев, ведь киевский князь Владимир при Крещении Руси принял двоеперстие как единственно правильное перстосложение, символизирующее божественную и человеческую природу в Иисусе Христе, тогда как новшество, насаждаемое Никоном, требовало трех пальцев. Приверженцы старого обряда видели в этом щепотку соли, табаку или, что еще хуже, "комбинацию из трех пальцев".

Более глубокие знатоки русской старины знают о переписывании святых книг и ряде изменений в традиционной богослужебной практике. Процесс этот начат был по инициативе Ревнителей Благочестия, влиятельного кружка, поддерживаемого царём Алексеем Михайловичем, отцом Петра Великого, в который входили и будущий патриарх Никон, и некоторые члены влиятельных боярских семей, и протоиерей Аввакум, ставший впоследствии противником Никона и заживо сожжённый вместе с рядом своих соратников.

Почему же произошёл раскол между единомышленниками, приведший к ужасным последствиям не только для них самих, но и для страны? Известный экономист и публицист профессор Никита Кричевский, оценивая демографические результаты раскола, пишет: «Если хронологически экстраполировать прирост населения, достигнутый в период 1646–1678 годов, на последующий временной этап 1678–1719 годов, то численность населения России к 1719 году могла бы составить не 15,6 млн, а 17,8 млн человек. Таким образом, в 1678–1719 годах общее число жертв Раскола — казненных, замученных, умерших, неродившихся — составило 2,2 млн человек».

И всё это из-за трёх пальцев? Или изменений в процедуре богослужения и редакторской правке религиозной литературы? Неужели недовольство такими нововведениями вызывало чудовищно жесткую реакцию светских и церковных властей, пытки и казни инакомыслящих? Но ведь верили они в одного бога, называя друг друга в соответствии с православным обычаем братьями и сестрами. (Святой Феофан Затворник пишет, что все христиане создаются как бы по одному образцу - образу Иисуса Христа.)

Другой обращающий на себя внимание аспект Русского Раскола, отличающий его от других конфликтов подобного рода, имевших место в Христианском мире, заключается в том, что инициаторами Раскола – «раскольниками» - называют ревнителей старого образа мыслей. А ведь в соответствии с канонами Русской Церкви, да и элементарного здравого смысла, инициаторы раскола это те, кто пытается внедрить новшества, т.е. и патриарх Никон, и царь Алексей Михайлович!

Учёные богословы, рассуждая о причинах Раскола, отмечают присущее русскому народу благочестие, стремление отстоять духовные ценности. Но ведь были же и другие, те, кто пытал и казнил, урезал языки и сжигал в скитах своих братьев и сестёр во Христе. И при этом исповедуя, возможно искренне, хотя можно усомниться в их искренности, некие духовные принципы, совпадающие с позицией государства. Многие исторические события свидетельствуют о разных качествах российских людей, самых разных. И чувство юмора, подчас горького, занимает не последнее место в ряду этих качеств, позволяя пережить многие невзгоды. «Пошли дурака богу молиться, так он и лоб расшибёт!» - в этой старой пословице, пожалуй, больше здравого смысла, чем благочестия. Светские же исследователи уделяют больше внимания политическим аспектам Раскола.

Став патриархом, Никон начал церковную реформу, отменяющую прежние решения Церковного Собора и противоречащую его собственным прежним рассуждениям. Отчасти всё это объясняется желанием укрепить царскую власть, подчинив население не только физически, силой оружия, но и духовно, превратив православие в другую сторону медали, основной стороной которой является самодержавие. Бенефициарами такого процесса являлись и царь Алексей Михайлович, укрепивший своё могущество, и патриарх Никон, концентрирующий в своих руках всю церковную власть.

Поддержка раскольников, или, как их стали называть при Екатерине Великой, старообрядцев или староверов, проявлялась со стороны самых разных социальных слоев. Старой веры придерживались и представители самых знатных боярских семей, и крестьяне, и стрельцы. Никакой материальной корысти или политической выгоды они не имели. Но много бед и страданий выпало на их долю. Разнообразный социальный состав старообрядцев говорит о наличии некоторой объединительной идеологии. Это приверженность старым «дедовским» духовным христианским ценностям, усиленная неприятием того, что стало официальной церковью, отражающей в значительной степени интересы конкретных персон – патриарха и самодержца.

Знаковой фигурой Русского Раскола является Феодосия Морозова (в иночестве Феодора), не принявшая церковную реформу патриарха Никона и активно поддерживавшая протопопа Аввакума.  Разногласия с царем Алексеем привели к аресту и пыткам. От казни Феодосию спасло заступничество бояр, царь Алексей не решился казнить представительницу одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы были в город Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, где обе они умерли от полного истощения. Феодосии Морозовой было 43 года, на три года меньше, чем сейчас Алексею Навальному. Она почитается старообрядцами как святая.

Обладая недюжинной силой духа, раскольники шли на мучения и смерть за свою веру, за старые духовные устои. Однако христианское всепрощение не было характерно для духовных лидеров Раскола, крови бы пролилось немало, одержи победу сторонники Аввакума. Что же, действие рождает противодействие.

Это не оправдывает рвущегося к власти Никона и превращённого им в тирана царя Алексея Михайловича, доверявшего ему с молодых лет. Впрочем, жажда власти не доводит до добра – интриги завистников и продвигаемая патриархом Никоном идея о том, что «священство выше царства», в конце концов привели к конфронтации патриарха с царём. В результате патриарх Никон после судов и разбирательств был лишён сана и всех своих регалий и отправился в отдалённый монастырь в качестве простого монаха. В таком качестве он и умер, уже после кончины царя Алексея, когда на престол взошёл его старший сын Фёдор Алексеевич, благоволивший Никону и желавший его возвращения.

Раскол, конечно, был бедствием для России, это понимали лучшие умы. Вот мнение Екатерины II, получившей, как и Пётр I, титул Великой:

«Никон, признаю, личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени.

Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь.

Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа».

Россия при Екатерине окончательно вошла в число великих европейских держав. Этому немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. Правда, к концу правления Екатерины II Россия находилась в тяжёлом экономическом кризисе при полном крушении финансовой системы, внешние займы Екатерины Великой были полностью погашены только в 1891 году.

Некоторые пристрастные интерпретаторы считают, что и революционные события начала 20 века, приведшие к разрушению Российской Империи и казни царя Николая II и его семьи, являются следствием церковного раскола 17 века. Автору представляется, что подобные утверждения в основе своей имеют некую подмену причин и следствий. Чудовищная жестокость, наполнившая обыденную жизнь в процессе противостояния сторонников старой веры и подгоняемых ветром перемен никонианцев, поддерживаемых государственной машиной принуждения, явилась проявлением глубинных свойств человеческой природы. Заложенная на генетическом уровне эгоистическая стратегия выживания в совокупности с доставшейся от родителей пассионарностью – той внутренней энергией, которая позволяет человеку совершать яркие и значимые поступки, порой благие, а порой преступные – проявилась в виде активного стремления к мучительству своих «братьев и сестёр», не желавших совершать крестное знамение тремя перстами. Оценивая эти и другие исторические события, также никогда нельзя сбрасывать со счетов глупость и жадность, присущие очень многим людям.

Альтруисты же, наделённые пассионарностью, склонны к самопожертвованию и являются очень удобным объектом для своих эгоистически ориентированных оппонентов, становясь мучениками, но не отрекаясь от того, что они считают правильным. Боярыню Морозову и её сестру княгиню Урусову не убедили в правоте патриарха Никона и царя Алексея ни дыба, ни земляная тюрьма.

Эти же глубинные свойства, что придали дьявольский накал церковному расколу, проявились и в революционной борьбе, приведшей к краху Империи, к социалистической революции 1917 года и последовавшей затем братоубийственной гражданской войне.

Раскол происходит в головах. Когда люди поставлены перед необходимостью выбора между двумя взаимоисключающими вариантами, тогда и происходит раскол, который усиливается взаимной ненавистью оппонентов. Возможно, эта ненависть, запрятанная до поры в глубинах человеческой души, ищет выхода, и находит его, делая неразрешимыми вопросы и конфликты, которые при наличии доброй воли и здравого смысла можно было бы решить вполне мирно, никого не обижая. Но, как сказал Блаженный Августин, «воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая». И здравый смысл часто подменяется бытовым эгоизмом, не соединённым с жизненной мудростью. Можно с уверенностью утверждать, что стремление к расколу так же присуще человеческой натуре, как половое влечение и желание вкусно поесть. Ход истории подтверждает это нерадостное наблюдение. Дайте только повод! А уж активные сторонники противоположных мнений найдут массу способов испортить друг другу жизнь.

Не каждый раскол основан на религиозных расхождениях, но, автор убеждён, в основе всякого раскола лежит вера. Очень многие люди предпочитают не заморачиваться рассуждениями и слепо верить в то, что по разным причинам представляется им правильным или удобным. Аргументы, основанные на знании, не принимаются во внимание, но отвергаются с гневом, а оппоненты, придерживающиеся иных взглядов, превращаются во врагов. Суть дела-то в том, что большинству российских людей, выражаясь фигурально, всё равно, чем креститься – двумя перстами, щепотью, рукой или ногой! Они испытывают дискомфорт, если их мнение не совпадает с мнением начальства. Если Верховный Правитель будет креститься пенисом, то такой способ покажется им естественным и правильным. Учёные мужи найдут исторические аналогии, а школьные училки будут, кто с восторгом, кто без оного, внушать своим ученикам, как это здорово и патриотично.

Добавьте сюда изрядную истеричность, вызванную вечными провалами в экономике (воровали-то на Руси всегда, с древних времён и поныне!) и неприятнейшими внешнеполитическими конфликтами, обусловленными категорическим нежеланием ряда стран следовать дурацким примерам, и Раскол обеспечен. Во всей своей мерзости!

Сентябрь, 2022


Рецензии