На льду

- Что за зимы в последние годы? Ни снега, ни морозов, сплошной мрак и слякоть, туманы от высокой влажности, наводящие тоску. А ведь в детстве все было иначе: и морозы были под тридцать - даже занятия в  школе отменяли, дни стояли солнечные, светлые, как говорил поэт «чудесные», и снега было иногда по пояс – в сугробах копали пещеры и норы, и лед становился на водоемах как положено – в конце ноября, а не в январе и можно было и на коньках погонять и в хоккей поиграть и порыбачить… А кто-то еще позволяет себе отрицать глобальное потепление, ведущее планету к гибели.

Мои размышления на эту тему прервал телефонный звонок.

- Привет. У меня плохая новость. Женю нашего убили, - произнес односложно мой одноклассник Сергей. – Люда, его жена в шоке. Просила меня обзвонить всех его друзей и знакомых…

Я онемел от услышанного. Женя – мой одноклассник, мой лучший друг погиб. Невозможно было в это поверить. Наконец охрипшим голосом я заговорил.

- Как это случилось? Где и когда?

- Поехал вчера порыбачить на водохранилище. На льду возник конфликт с каким-то рыбаком и тот пырнул его ножом. Попал в крупную артерию, и Женя умер от потери крови еще до приезда медиков. Это то, что сообщили Люде по телефону из милиции. Больше ничего не знаю. Ладно, будь здоров. Буду звонить остальным.

После этого звонка я сидел в прострации, осмысливая произошедшее. С Женей мы дружили почти полвека. В классе сидели за одной партой, списывали друг у друга, увлекались филателией и аквариумистикой, играли в хоккей и ходили в спортивные секции. Воспоминания роем возникали в памяти, накладываясь одно на другое. В юности и зрелом возрасте мы продолжали дружить, помогали друг другу по жизни, встречались и перезванивались регулярно. Объединяло нас и наше общее увлечение рыбалкой. Сотни дней мы провели вместе на множестве красивейших водоемов страны в самых разных ее концах. Ночевки у костра, сопровождающиеся «роскошью человеческого общения», рассветы на берегу, рыбалки, удачные и не очень – все это вихрем крутилось в голове, не позволяя сосредоточиться. А сколько раз мы выручали друг друга, не считаясь со временем и затратами?

Звонок мобильника вывел меня из ступора.

- Ты уже знаешь? – спросила Люда.

- Да. Мне очень жаль…

- Вот так случилось… Меня вызывают на опознание. Поехали со мной.

- Конечно. Когда?

Мы определились по времени, и я пообещал заехать за ней на машине.

Люда появилась в жизни Жени пару десятков лет назад, может чуть больше. Крепкая семья, в основе которой была любовь и верность, взрослая дочка, уехавшая из страны в поисках лучшей жизни. В одночасье Люда осталась одна, поэтому, наверное, и обратилась ко мне, хотя раньше мы мало общались. Это была жена моего друга – не более того.

В морге нас встретил капитан, которому поручили руководить расследованием убийства. Представился.

- Капитан Петрович. Вы - Людмила? - спросил он и Люда молча кивнула. – А вы кто?

- Я друг погибшего. Его жена попросила меня поучаствовать в следственных действиях, поддержать ее в это трудное время. Родственников у нее здесь нет и больше ей не к кому обратиться. Так что же случилось? Убийцу задержали?

- Давайте зайдем в зал и потом я вам все расскажу.

Трудно передать словами наши чувства при опознании. Мы оба не сдержали слез… Спустя какое-то время, когда мы успокоились Петрович рассказал нам следующее.

- Вчера в девять утра нам поступило сообщение от диспетчера скорой помощи о ножевом ранении человека на льду водохранилища за островом примерно в километре от берега. Следом был звонок от очевидца с места преступления. Туда немедленно выехал наряд и спустя полчаса был на месте. К моменту приезда медиков человек умер в результате обильного кровотечения из крупной артерии в области шеи. Точную причину смерти назовет патологоанатом. В кармане рыболовного костюма погибшего обнаружили телефон. Так мы узнали, что это ваш муж. Преступнику удалось скрыться, поскольку запас времени для этого у него был. Были опрошены немногочисленные очевидцы, зафиксированы их данные и показания. Очевидцам преступник не знаком, хотя кто-то из них сказал, что встречал его на льду на прошлых рыбалках. По описанию это человек средних лет, невысокий в рыболовном костюме и шапке-ушанке. Лицо его никто не рассмотрел, так как пожилые рыбаки-пенсионеры боялись приблизиться к вооруженному ножом человеку, который явно был в бешенстве. Фоторобот составить не удастся. Вот, пожалуй, и все на сегодня, но мы работаем и сделаем все необходимое, чтобы изобличить и наказать виновного в смерти Евгения.

Напоследок он вручил нам визитки с номером своего телефона, взял мои координаты и пообещал держать в курсе хода расследования. Отвезя Люду домой, я вернулся к себе, налил полстакана коньяка для снятия стресса и попробовал осмыслить услышанное.

Во-первых, я узнал, где это случилось. Место нам с Женей хорошо знакомое. Там проходит узкой полосой довольно глубокое русло, над которым на льду довольно плотно сидят знающие о нем рыболовы. В выходные там многолюдно, много пьяных, шумных мужиков, оторвавшихся от семьи, чтобы выпить вдоволь и мы старались туда ездить в будние дни, когда поспокойнее и можно насладится процессом рыбалки без помех. Во-вторых, случилось это утром, поэтому можно предположить, что это не пьяная ссора. Редко на льду утром кто-то пьет – все готовятся к лову: бурят лунки, закармливают их прикормом, отмечают флажками закормленные, разматывают снасти. Похоже, убийца был трезвый. Так в чем же причина конфликта?

Я решил побывать на месте гибели Жени. Назавтра, загрузив в машину снасти и одевшись в рыбацкую одежду, поехал на водохранилище. Никакого желания ловить не было и целью моей было сориентироваться на месте и попробовать опросить тамошних рыболовов. Рыбак с рыбаком обычно не против пообщаться, но, если приходит человек в цивильной одежде и начинает приставать с вопросами от него сразу отворачиваются.

Место гибели Жени я нашел быстро по огромному желто-бурому пятну на снегу. Кровь била фонтаном из артерии, забрызгивая все вокруг. Вытоптанный снег вокруг свидетельствовал о большом скоплении людей в этом месте, так что сомнений у меня не осталось. Походив вокруг, я заметил полтора десятка лунок, уже подмерзших, на расстоянии метров десять одна от другой. Одна группа лунок была расположена кругом, а другая прямой линией поперек русла – так обычно сверлился Женя. Больше ничего интересного и полезного для расследования я не увидел.

Пробурив несколько лунок, я забросил поплавочную снасть и посидел с полчаса, посматривая по сторонам. Рыболовов поблизости было немного – рабочий день, только пара десятков пенсионеров кучковалась над руслом, изредка выдергивая на лед плотвицу или подлещика. Решил подойти к ближайшим поговорить. Поздоровавшись и спросив «как клев», я ненавязчиво задавал вопрос о том кровавом пятне на снегу. Несколько человек ответили, что не в курсе и давно здесь не рыбачили, но все-таки мне повезло и один из стариков оказался очевидцем трагедии. Он был не против со мной поболтать, поскольку не клевало и рассказал, как все произошло.

- Позавчера я рыбачил примерно здесь же с восьми утра. Закормил лунки и уже разложил снасть, как вдруг услышал крики и матерную брань. Один из рыболовов орал на соседа, требовал, чтобы тот ушел, поскольку, по его мнению, он бурит свои лунки слишком близко от его лунок. Последний молча продолжал свое дело, не обращая внимания на скандалиста, а потом отложил бур и направился в его сторону, видимо поговорить и уладить конфликт. Тот психанул, выхватил охотничий нож, и ударил им противника в шею. Кровь фонтаном во все стороны и на обидчика тоже. Он испугался, схватил свой бур и рыболовный рюкзак и побежал к берегу. Никто за ним не погнался – не хотелось нарваться на нож, да и не было поблизости молодых героев – одни пенсионеры. Ближайшие к месту конфликта рыбаки подошли к пострадавшему, пробовали остановить кровотечение, позвонили на «Скорую», в МЧС и в милицию. Со спасательной станции быстро примчалась «Пиранья» с медсестрой, но к ее приезду пострадавший умер. Потом появились медики «Скорой», констатировали смерть. Прибыл наряд милиции, пробовали найти преступника по горячим следам, да где там. Его и след простыл. Опрашивали очевидцев, переписали всех пофамильно, кто не ушел, не желая давать показания. Вот такая грустная история. Погиб человек ни за что.

- А как выглядел убийца? – спросил я.

- Вроде я его и раньше встречал здесь на рыбалке. Немолодой, не высокий, в шапке-ушанке военного образца с опущенными ушами, седые усы, костюм рыболовный хороший дорогой. Вместо стульчика или ящика в качестве сидения использовал овальное жестяное ведерко. Голос зычный и матерится знатно. Вот и все, пожалуй.

- Смогли бы вы его опознать при встрече?

- Наверное, смог бы. А почему ты спрашиваешь?

- Это друг мой погиб.

- Вот оно как… Соболезную.

- Может дадите мне свой номер телефона? Вдруг понадобится.

- Записывай, - он продиктовал номер. – В милиции тоже есть мои координаты.

Я вручил ему бумажку со своим номером, поблагодарил и попрощался. Судя по всему, конфликт возник на ровном месте без весомых причин. Как говорят юристы «ввиду личной неприязни». Как спокойный безобидный очкарик Женя попал в такую заваруху?

Через пару дней Женю похоронили и жизнь вернулась в привычное русло, только без него – моего дорогого друга. Я периодически звонил Петровичу узнать есть ли новости в расследовании. Он отвечал стандартной милицейской фразой.

- Работаем. Делаем все возможное.

- А что показала судмедэкспертиза? – спросил я.

- Да почти ничего нового, только то, что судя по направлению раневого канала убийца левша.

- ДНК Жени сохранили?

- Конечно.

Зима подходила к концу. Оттепель и дожди смыли Женину кровь со льда. Я несколько раз приезжал на место его гибели якобы порыбачить, а на самом деле все высматривал среди рыбаков человека с приметами убийцы, но тщетно. Рыбаков тянет на знакомые привычные места, где все знаешь, и ловля удачливая и я надеялся, что убийца приедет порыбачить, но нет. Затаился гад где-то.

Прошел почти год с момента трагедии. Убийцу Жени не нашли и дело зависло. Вновь наступила зима, мороз сковал водоемы, и рыбаки хлынули на лед. Первый лед – праздник для рыболовов. Самое удачливое время ловли. На лед спешат все, от мала до велика, даже инвалиды с палочками и на костылях. Я тоже выбрался на неокрепший лед одним из первых. Рыбачить поехал на место гибели Жени, в надежде, что не выдержит убийца – заядлый рыбак, приедет на первый лед на любимое место. Так и случилось. Первым делом я заметил овальное жестяное ведро неподалеку, а на нем мужика в хорошем норфиновском костюме, только этот был без усов и в вязаной шапке. Удочку он держал в левой руке… Сердце гулко заухало в груди от выброса адреналина. Это он. Как долго ждал я этого момента. Мысленно я прогонял свою операцию многократно, стараясь все предусмотреть. Под моей просторной рыбацкой курткой был надет спасательный жилет – не бог весть какая защита от ножа, но все же. В кармане наготове лежали кабельные стяжки. Что ж, пора действовать. Я взял бур и стал сверлить серию лунок, постепенно приближаясь к рыбаку на ведерке. Заметив меня, он забеспокоился, встал с ведерка, заматерился в мой адрес. Я подошел еще ближе и стал бурить еще одну лунку, провоцируя его на атаку и он повелся, выхватил нож и бросился ко мне. В отличие от мирного, безоружного Жени, я был готов к схватке, в руках у меня был рыболовный бур, которым я сильно толкнул в грудь нападавшего. Он этого не ожидал и шлепнулся на зад. Второй удар буром пришелся ему по руке с ножом, и он его выронил. Я всем весом навалился на нападавшего, благо я весил килограммов на тридцать больше его и сильно придавил его ко льду. Он орал, стараясь вырваться из-под меня, колотил кулаками, но вырваться ему не удавалось. Я перевернул его лицом в лед и нажал коленом на позвоночник. Подбежали другие рыболовы, которым я закричал.

- Это убийца! Он убил моего друга в прошлом году. Он бросился на меня с ножом! У меня в кармане кабельные стяжки. Его надо связать.

Кто-то достал стяжки и помог мне связать преступнику руки за спиной. Другие вызвали милицию. Не позволяя противнику перевернуться на спину, я встал, отдышался, достал телефон и набрал номер капитана Петровича.

- Я его поймал! Убийцу Жени. Он бросился на меня с ножом, и мы его скрутили. Приезжайте сюда на лед.

- Еду, - был ответ.

Вскоре убийца «под давлением неопровержимых улик», как говорят юристы, признал свою вину. На дорогом рыбацком костюме и на ноже была найдена ДНК Жени. Стирал он костюм и мыл нож, да не настолько тщательно, чтобы смыть все микрочастицы, а жадность не позволила выбросить или уничтожить хорошую вещь. К тому же, он был опознан тем старым рыболовом, который рассказал мне, как все случилось. Гад был осужден, получил по заслугам, только Женю это не вернуло…


Рецензии
Горькая история.
Он ведь и второго человека так же мог убить, не задумываясь и не опасаясь возмездия.
Написано хорошо, но от каких нелюдей зависит жизнь человеческая...
Спасибо, что поделились, Александр Георгиевич.

Мария Купчинова   15.04.2025 09:21     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение и отзыв. Творческих успехов!

Александр Георгиевич Гладкий   15.04.2025 10:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.