Столешников, Я и книги
Была программа у Холмса - брошюра Петербургского университета за 1916 год, Дореволюционного! И Холмс начитывал книги по гуманитарным наукам, философии, методологии науки, биологии, истории, экономике, праву, государственному праву, и т.п..
Холмс гораздо больше программы начитал; порядка 350 книг начитал, помечал. Работа же не мешки таскать, - врачебные дежурства; и ещё едешь 1.5 часа на работу и ещё 1.5 часа с работы, время читать было.
И самое полезное - читал книги классиков в этой области, тот же Цицерон, Макиавелли, Жан Жак Руссо, де Токвиль, Адам Смит, те же Маркс с Энгельсом, и Фейербах, Гегель немного, интересовался же многими.
Холмс с годами приобрёл способность не читать книги, а быстро "браузать". Холмс книги давно уже не читает в привычном смысле. Холмс поскольку много знает, то его задача откопать, проверить книгу на наличие новой полезной информации.
Поэтому Холмс, скажем, берёт в магазине новую книгу с полки снимает - посмотреть, и прочитывает её за 10 минут по-еврейски! Как по-еврейски? Очень просто - сзади наперёд! Заламывает книгу и медленно большим пальцем отпускает страницы книги СЗАДИ наперёд, глазом выхватывая нужное. Так удаётся "пробраузать" огромное количество - десятки тысяч книг! И это только в личной библиотеке.
Недавно Холмс решил выбросить часть книг, нанял нашего дворника, и выбрасывали. Спросил его, сколько мы выбросили? Ну, говорит, не меньше 10 тыщ! Так не меньше ещё осталось; причём Холмс же не все книги покупал, и не первый раз выбрасывает! А книги в Америке не 1 доллар стоят! Лет 15 назад ещё был жив пиндосовый алкаш из нашего дома, который пытался на углу продавать книжки, которые выбрасывал Холмс, - ну на банку пива в день точно нашакаливал. У всех, Уотсон, разные интересы, кто новый Феррари купил, а кто старые книги.
***
Холмс всё-таки не уточнил - причём тут псевдоним "Столешников"?
Я сама любила ездить в центр в книжные магазины. Буки-шопинг)) Ну, иногда, когда денег мизер, ездила в книжные не покупать книги, а просто пошататься. И тоже "браузала" книги с книжных полок магазина, шапочно знакомясь. Так вот - одним из часто посещаемых мест в центре Москвы был магазин букиниста в Столешниковом переулке. Так что я тоже ходила в этот магазин. И у меня до сих пор есть книги из этого магазина, купленные в 80-е годы.
"Браузала" книги с книжных полок магазина я иногда не в одиночестве. Мы с мужем любили заходить, когда были в центре, в книжный магазин "Библио-Глобус". Это был наш самый любимый магазин. Там была всегда толкотня. И нам это нравилось. Толкотня в бакалее - это одно. Одно раздражение... А толкотня в книжном магазине - это другое. Другие люди, другая атмосфера, другая энергетика. Магазин был живой. Площадь магазина в два этажа небольшая (по сравнению с другими книжными магазинами). Не линейной расположение, витиеватое - оттого магазин напоминал лабиринт. Бродить по этому лабиринту - одно сплошное удовольствие.
Скорость прохождения этого лабиринта у нас с мужем была разной. Именно из-за разности в скоростях я перестала с ним ходить по грибы. Он по лесу носился как олень. Я же тщательно исследовала каждый кустик. В итоге иногда теряли друг друга из виду. В книжном магазине та же проблема. Разница в скоростях, а потом ищем, высматриваем друг друга... Нашли выход. Входили в магазин, засекали время и договаривали о встрече через час у касс. И разбегались по своим интересам. Через час у касс встречались... Ну что, ещё часик можно побегать? И опять разбегались по своим интересам.
А интересы у нас были разными.
Мужа интересовали разделы "Техника", "Математика", "История", "Компьютер". Математический раздел в одно время стал у него чуть не главным. Дочка поступила в математическую школу и вопросами приобретения книг по математике и физике (учебники, дополнительные пособия, пособия для подготовки в институт) занимался муж. Они с дочкой знали всех авторов этих пособий. Я же отошла в сторону. Когда-то я самостоятельно готовила дочку к школе, занималась дополнительно с ней математикой до 5-го класса. А дальше - в самостоятельное плавание! Я уже ничем не могла помочь. Подхватил эстафетную палочку муж. Инженер по образованию. Ну ему и флаг в руки.
Мои интересы - "Кино", "Дизайнерские программы", "Психология", "Педагогика", "Художественная литература" ( в том числе литература для детей). Если книга кусалась в цене, то есть, если нельзя съесть (купить), то можно надкусить))) То есть "побраузать" интересную книгу. Ознакомиться с содержанием, полистать. По диагонали читать не научилась... Но чем мне нравились в то время книжные магазины, особенно "Библио-Глобус"? Тебя, читающую книгу у книжной полки, никто не осуждал, не гнал. Читай сколько влезет!
***
Завидую системному чтению Столешникова. Я читала абсолютно бессистемно - что под руку попадёт. В эпоху дефицита хороших книг в магазинах, системность (даже если бы мне кто-то подсунул список нужных книг для чтения) соблюдать было бы невозможно. В библиотеках на руки выдавали ерунду всякую. А приличную (дефицитную) книгу можно было почитать только в читальном зале. Не находишься в читальный зал... И потом, у меня много лет оставалось время на чтение только ночью. Так что, читальный зал - не вариант.
***
" ...отец научил Холмса читать в 4 года..."
В четыре года я играла в куклы, в резиночки, скакалки, в вышибалы... Смотрела мультфильмы и детские фильмы... Рисовала. "Строила коммуникации" с детьми и взрослыми.
Во дворе была бурная жизнь - дружили, ссорились (ссорились редко!)... А ещё кормили и пристраивали щенков дворовой собаки. Зимой (когда зима в Грозном была снежной и морозной) сами по собственной инициативе заливали каток во дворе, катались на санках, играли в снежки... Возвращались домой только вечером, невероятно счастливые и невероятно продрогшие и мокрые - в мокрых штанах, шапках, варежках, сапогах.
Если бы мне в то время подсунули дефицитные книги - "Три мушкетёра" или "Таинственный остров", я бы покрутила пальцем у виска. Всякому овощу своё время! В детстве каждому возрастному периоду отведены свои интересы. Есть периоды интенсивного физического и сенсорного развития. И, соответственно, в такие периоды, необходимы игры, требующие движения: скакалки, догонялки, вышибалы и пр. Догонялки в этот период главнее "Трёх мушкетёров"!
Моё детство было насыщено играми, физическими движениями. Именно этим и надо заниматься в четыре года.
И вообще... Нужно напитаться своими впечатлениями, а уж потом читать про чужие миры разных авторов.
Почему-то сделала вывод, что у Столешникова было безрадостным детство. И его ранняя любовь к книгам - это уход от действительности. У меня были такие периоды в Москве - когда рядом много лет ни одной родной души... Тогда книга становилась и утешителем, и развлекателем, и наставником, и советчиком...
Свидетельство о публикации №225041201386