Жить осталось три понедельника

Любой человек, перешагнувший за 80-летний рубеж своей жизни и продолжающий активно жить, достоин, прежде всего, уважительного внимания. Вдруг да есть у него эксклюзивные секреты деятельного долгожительства? С ними будет полезно ознакомиться и, вполне вероятно, воспользоваться.

Мой новый приятель Иван Александрович был старше меня на двадцать лет, ему за восемьдесят. Нас свело общее увлечение — пчеловодство. Он был результативным потомственным пчеловодом, я же пока — пчеломором. Очень даже непростое занятие — держать в хозяйстве пчел, разводить их и получать в необходимом количестве мед и сопутствующие продукты.

Иван Александрович занимался пчелами по семейной традиции. В юности научили, как с ними обращаться, и на протяжении всей жизни он не напряжно с ними управлялся. Моя задача была — поучиться у него в этом замечательном деле.
 
Несмотря на разницу в возрасте не скажешь, что мы из разных поколений, потому как начинка у нас одна — советская с небольшими смысловыми оттенками. Они в том же ряду как ряды слов: скупость и скупердяйство, бережливость и жадность, преданный и верный, грести под себя с фигой в кармане и быть щедрым уверовав, что «чем больше от сердца отрываешь, тем больше к нему прирастает».

Иван Александрович был прижимист и копил деннюжку. Он старался все делать своими руками и рассчитывать на себя. Я подозревал, эта привычка устоялась от нежелания кому-то платить кровную монету. Делать самому либо привлечь помощников за минимальную оплату, а то и вовсе их объегорить — было его правилом.

Он, бывало, мне красочно расписывал, как без существенных материальных затрат многое что приобрел. Сруб просторной бани ему привезли и собрали за сто советских рублей. Участок в садовом товариществе выбрал самый лучший, потому как председателю откапиталил движок личного авто. Однако именно привычка опираться лишь на себя помогла ему выдюжить в чрезвычайной ситуации, о чем будет сказано ниже.

Кстати, автомобиль «ВАЗ 2101», купленный Иваном Александровичем в 1974 году, до сих пор (2024 г.) на ходу. Правда, два раза менял двигатель. После тридцати лет эксплуатации «копейки» выполнил грандиозный восстановительный ремонт: собственноручно заменил днище. Для чего нашел машину-донора после аварии, срезал у неё и у своей ласточки нижнюю часть кузова, затем нижнюю часть «донора» и состыковал с верхней частью от своей машины. Сварил две частив новый кузов, установил в нем движок и трансмиссию. Сборное автоизделие сам покрасил. И поди-ка, третий десяток его эксплуатирует без особых проблем.

Я был очевидцем сборки автомобиля ручным способом, иногда помогая: поддержать монтажный узел, застропить, переместить… На зимний период и для подстраховки Иван Александрович купил ВАЗ 2110. Мог бы купить и крутую иномарку.

Более десяти лет мой старший товарищ вдовствовал, но продолжал содержать садовый участок площадью восемь соток и пасеку на нем. В километре от его пчеловодного хозяйства вперемежку с березами росли липы, протекала речка с лугами, вдоль дороги были заросли иван-чая, чертополоха — медоносная база довольно сильная. В теплое влажное лето пчеловод не успевал качать мед, плотностью не менее 1,4 кг/л (замечу, в продаже мед в основном плотностью 1,3 кг/л от импортных пород пчел). Пчел он держал исключительно среднерусской породы (темная лесная пчела), отличающихся высокой работоспособностью, вырабатывающих подлинно дикий мед, при этом чрезвычайно агрессивных и ройливых.

Поскольку в разноплановых хозяйственных делах возрастному вдовцу откуда-то надо черпать силы, он практиковал ряд оздоровительных методик для поддержания здоровья и хорошего настроя на каждый день.

Утро начинал с десятиминутной физзарядки, в завершении которой 50 раз отжимался и 40 раз приседал на пятки. Приехав на дачку, еще три раза подтягивался на турнике и принимался за несуетливую работу. Раз в две недели вечером употреблял 100-150 грамм крепкого спиртного напитка собственного производства, основным компонентом которого был ректификат из медовухи. Хмель играл в голове, а руки перебирали клавиши баяна. Музыка грела сердце.

Овощи у него были свои, очень широкого ассортимента. Выращивал даже топинамбур. Много росло лечебных трав, одновременно — медоносов. Был курятник на лето. С приходом зимы выкормленным курам не давал замерзнуть вживую — сохранял их в качестве мясопродукта, ощипанных, выпотрошенных и замороженных. Таким образом в его рационе преобладали овощи, куриный белок, яйца и мед.

Помимо жизни на природе, питания натуральными продуктами собственного производства, трудолюбия и отторжения излишней и вредоносной информации были еще составляющие активного долголетия. Они, на первый взгляд, скрыты. Они выпестованы его кропотливым повседневным трудом. Происшедшей с ним инцидент в самое темное время года, когда вдобавок вслед за сильным снегопадом грянули нешуточные морозы, проявили эти, пожалуй, наиважнейшие составляющие характера Ивана Александровича и приблизили его к пониманию основной житейской мудрости.

Дело было так. Каждой зимой после Нового года и на последующие два месяца Александрович отбывал на малую Родину — в небольшой городок Нижегородской области. Перед этим он приезжал на дачку и основательно закидывал улья снегом. И этот год, пусть и високосный — 2024, не был исключением для выполнения сезонных подготовительных работ. Но все же с отличием от прежних лет. И это отличие зачастую создавали родные и близкие люди.

На днях он получил послание от близкого человека из родного городка. Она сообщала, что жить осталось три понедельника, и просила незамедлительно приехать, чтобы хотя бы проститься по-человечески. Иван Александрович несколько раз прочел тревожное послание, запереживал, решил поскорее завершить ежесезонные хозяйственные дела.

Приехал он на дачку утром в будний день. Завел мотоблок и прочистил дорожки к ульям. Следующим этапом было закидывание их снегом. Как по заказу обильные снегопады пришлись на последнюю декаду декабря. Будь здоров, навалило снежища и грянул мороз под 30 градусов. Судя по приметам, холода лишь усилятся. Казалось, куда уж холоднее.

Закончив работу с мотоблоком, своим ходом закатил его в гараж и взялся за растопку печи. Огонь быстро взялся за березовые поленья, загодя сложенные в топке колодцем. Было хотел поставить в печь чугунок с четвертиной курицы, но обнаружил, что сумки с продуктами в доме нет. Может быть, осталась в машине?.. Что за чертовщина! В памяти отложилось: принес как приносил не одну тысячу раз. И здесь он поймал себя на пакостной привычке — многое делать на автомате, бессознательно. Нынешняя спешка усугубила, задвинула установку самому себе всегда держать включенным самоконтроль.
 
Из года в год копились крючки, сбивающие надзор за собой, ослабляющие внимание. Это в первую очередь хвори от возрастных изменений. То боль в суставах, то скачет кровяное давления, то согнет так, что со скрипом не сразу выпрямиться. А далее, частенько накатывала душевная смута: жить-то осталось, как было сказано в послании родного человека, три понедельника — он же не перестает строить планы, трудиться, на что-то надеяться, куда-то стремиться. Зачем?

Кому достанутся результаты его труда, и дачка, и тачки? Сын диссертацию пишет на историческую тему. Интеллигент. Продаст за бесценок все, что в наследство достанется. А кто купит, и добрым словом не помянут, разломают все его строения, уничтожат пасеку и выстроят хоромы, чтобы только на лужайке лежать и брюхо чесать…
 
Бывало, Иван Александрович пробовал представить себя вечным отпускником, погруженным в сладкое безделье: никаких забот, никаких ответственных дел. Будет спать до обеда, кушать в свое удовольствие, часами гулять по бульвару: размяться и вонь растрясти, вечерами смотреть сериалы… Вскоре он бросил это бесполезную примерку чужой одежки. Своя одежка всегда лучше, пусть и трудная, и потом пропахшая.

Уже после семидесяти лет пожилой трудяга начал учиться жить с болью. Рано утром пробудится и, лежа в кровати, разминает суставы кистей и локтей. Первая боль проходит. Затем ополаскивает холодной водой лицо, плечи грудь — чуточку взбадривается. Возвращается в комнату и делает десятиминутную зарядку. Вначале хруст костей стоит такой, что, пожалую, за стенкой слышно. В завершении упражнений боль и хруст пропадает. Однако одно неверное и поспешное движение — и боль снова прошивает тело. Как бы он ни старался разминать суставы и мышцы в разных направления, резкий поворот-разворот задевал болевой сегмент. Здесь приходилось потерпеть, сжав зубы. В умении превозмогать боль помогли в свое время укусы пчел: череда неприятных ощущений разной градации приводила к высвобождению от дремлющих болячек. Укусы судьбы приводят в итоге к умению не сгущать краски, но разбавлять их той радостью, которая последует после того, как боль отступит…
В машине он так и не нашел сумки с продуктами, а нашел место течь антифриза из рубашки охлаждения двигателя. Отчасти порадовался: выявлен дефект, что морочил долгое время. Отчасти взгрустнул: сейчас несчастья могут посыпаться снежным комом.
 
Так и получилось. В доме обнаружил, что пропало электричество, разрядился мобильный телефон. Дров, конечно, полно: до весны хватит. Правда, чем питаться? Не третий ли понедельник пришел в его жизнь? Однако без поездки к родственности в гроб ложиться рано, да и зимой как-то не по сердцу в мерзлую могилу ложиться. «Поборюсь. Буду считать, что первый понедельник на подходе».

В кладовке нашел кусковой шоколад, зачем-то хранимый с незапамятных времен (выручает его прижимистость), килограмма два. Был мед и подмор пчел (в одном улье пропала семья) общим весом с кило. Наткнулся на полке на килограммовый пакет засохших пряников.

Все эти пищевые ингредиенты заложил в пятилитровую кастрюлю. Измельчил миксером до однородной массы, добавил на глаз кипяток. Смешал и разложил в одноразовые контейнеры, объемом в полтора стакана.  Получилось 13 порций. Значит, при трехразовом питании хватит на 4 суток. За это время он должен отремонтировать двигатель автомобиля и своим ходом вернуться в город.

Открыл ворота и закатил машину в гараж. Зажег керосиновую лампу и подвесил её над капотом. Глаза вскоре привыкли к полумраку. Был еще налобный аккумуляторный фонарь, но его решил включить по крайней надобности. Дефект рубашки охлаждения  простой: от коррозии выпала заглушка. Её следовало шлифануть вручную, установить на прежнее место и расчеканить. Но чтобы добраться до дефектного участка корпуса, следовало снять генератор, привод газораспределительного механизма, кое-что из трансмиссии, проверить помпу. И потом собрать в обратной последовательности. Часть слесарных работ следовало выполнять под машиной, часть — сверху, а некоторые — вдвоем.

В дощатом строении крепчал холод. Александрович затащил в гараж из теплицы печку-буржуйку. Поставил её в дальний угол на пятачок пола, выложенный кирпичом, приладил через окно дымовую трубу. Затопил печку — благодатное тепло пошло от неё. Уже веселее работать.

Взялся за разборку обвеса двигателя. Снял одно, снял другое… что-то не отворачивалось, где-то ключ не подсунуть, где-то приходилось выгнуться так, как будто ему лет 40…  Через два часа откручивания гаек замерзли руки и ноги. Погреться потопал в дом. Подбросил дров в печь, вскоре вода в котелке закипела. Заварил в ней травяной сбор. Глянул на механические часы — время близилось к обеду. В меню у него значилось два блюда — углеводно-белковый брикет и кружка чая на травах.

Покушал с удовольствие, тщательно разжевывая и прихлебывая чаек. Вздремнул 15 минут в кресле у печки — и за работу. К вечеру добрался до дефектного места. Заглушка в посадочном отверстии еле держалась. Вынул её и разыскал в завалах с бэушными запчастями оригинальную заглушку. Первый день завершил короткой молитвой Господу: благодарил за дарованный день.  Подтащил лавку к печке. Взял два добротных тулупа. Один расстелил на лавке, другим укрылся. Уснул крепко, как будто сном вечным. Под утро приснилась заглушка. Это дело требовало завершения.
Иван Александрович сделал традиционную десятиминутную зарядку. Махом взбодрился. Растопил уже остывшую печь. Позавтракал тем же, что ужинал. И с тем же удовольствием. Впереди целый день, заполненный работой, не каждому по силам. Были у него ситуации похуже. А сейчас основная препона — это возраст. Подпитка физическая пока что в виде брикетов. Причем, ощутимо  они давали подъем сил. Кто знает, не эликсир ли он сотворил сочетанием компонентом, которые по отдельности — всего лишь десерт на любителя?..

Второй день прошел на душевном и физическом подъеме. На третий деньк обеду ветеран собрал автомобиль. Оставалась настройка и проверка. Откушав брикетом и напившись травяного чая не преминул отдохнуть. А после как ни в чем ни бывало, сел за руль и повернул ключ зажигания в положение «пуск». Машину тряхнуло, двигатель подхватил здоровый импульс. Мотор заурчал, как жужжат пчелы в облете. Все отлично! Все исправил!

В бардачке машины разыскал зарядное устройство для мобильного телефона. Включил его на зарядку и тут же набрал номер.

Я как раз прилег после обеда. Неожиданный звонок прогнал сон. Слышу в трубке бодрый голос Ивана Александровича. Сообщает мне, что заработался на дачке, если он вечером в этот понедельник не позвонит, значит мне заказать ему панихиду. Я опешил и и потребовал объяснение. С непонятной веселостью он кратко посвятил меня в очередной жизненный подвиг. Я был ошарашен и сказал, чтобы ждал моего приезда.
Моя «Нива» помчалась, как спасательное средство. Ни мороз ни метель, ни сугробы ни наносы на дороге ей не страшны. Добрался до ветерана за полчаса. Он вышел мне навстречу бодрый, свежий, румяный. Выглядел помолодевшим на двадцать лет. «Что за чудеса тут происходят?» — был мой вопрос.

«А случилось то, что я решил задачу с тремя понедельниками. Для себя и для сродственницы.  Первый понедельник — это сегодня: я сумел сделать, чтобы он состоялся для меня живого. Второй понедельник будет весной, когда все мои пчелы совершат облет. А третий понедельник я встречу в раю. Когда это будет, знает только Бог. Я же буду, не думая о третьем понедельнике, жить и трудиться, как делал это семьдесят лет кряду!»


Рецензии
Прекрасный и настоящий! На этом и стоит Россия, как и всё человечество, даже не догадываясь. А если и понимает, то смириться с этим не хочет, отбиваясь. Поэтому русофобия и распространена больше в России. Ещё и пользуются интернетом, сайтом Проза. ру., который наши деды и бабушки им создали(это я о представителях своей семьи!). С Праздником, Сергей!!!)))

Тина Свифт   08.05.2025 10:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тина! Благодарю Вас за отзыв, в котором даны ценные дополнительные штрихи к рассказу. С праздником Победы! Дорогой ценой она взята, поэтому и память о ней священна!
С уважением,
Сергей

Усков Сергей   09.05.2025 03:32   Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей. С Праздником!!!

Тина Свифт   09.05.2025 06:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.