Глава 5. 4

ПОДСНЕЖНИК 

 

- Убитый молчит, но за него спросится. 

(Пословица) 

 

Весной 1998 года на трассе Усть-Цильма – железнодорожная станция Ираель Ижемского района, на краю леса, рядом с дорогой, проезжающий мимо водитель лесовоза обнаружил труп неизвестного мужчины средних лет с признаками насильственной смерти. 

По результатам вскрытия стало известно, что преступление было совершено около двух месяцев назад. На трупе имелись многочисленные татуировки специфической тематики, что красноречиво определяло принадлежность их хозяина к криминальному миру. 

Установить личность трупа помог ответ из Ухтинского ГОВД на разосланные в горрайорганы ориентировки с фотографией и приметами. Им оказался неоднократно судимый Петров Василий. По оперативным сведениям с последнего места отбывания срока наказания, после освобождения он собирался посетить с. Усть-Цильму. Там якобы проживал его должник-предприниматель, с которого он хотел получить деньги. 

Начальник ОУР Тиранов запросил у местного ГИБДД список автомобилей и фамилии их пассажиров, которые посещали районный центр в зимний период. Такая работа проводилась ими в связи со сложной криминальной обстановкой в районе. 

Анализируя полученные сведения, Александр Матвеевич установил автомобиль и его владельца – Смирнова Игоря. Он вместе с Петровым посещал Усть-Цильму. Автомобиль Смирнова оказался зарегистрирован в Ухте. На поиски и задержание подозреваемого в город выехали сотрудники уголовного розыска районного центра, а коллеги из городского ОВД помогли установить место жительства Смирнова и задержать его. 

Дальнейшая оперативно-следственная работа сотрудников отделения с задержанным Смирновым позволила восстановить картину преступления. Выяснилось, что погибший Петров сам оказался должником у Смирнова и после освобождения из колонии с него последний потребовал возвращения долга. Петров убедил своего кредитора, что готов рассчитаться с ним после того, как они съездят в село Усть-Цильма, где проживает задолжавшийся ему немалую сумму денег предприниматель, и «выбьют» у него долг. 

Смирнов согласился, и они из Ухты поехали в районный центр по «зимнику». До позднего вечера Смирнов колесил по Усть-Цильме, но найти своего должника-предпринимателя Петров не смог. Возвращаясь в Ухту поздно вечером, между ними произошла ссора, разговор проходил на повышенных тонах. Смирнов обвинил Петрова в том, что тот водит его за нос. Последний оправдывался как мог. 

При выезде из Усть-Цилемского района, возле опушки леса, водитель в порыве гнева отвлекся от скользкой дороги, не справился с управлением, и автомобиль съехал на обочину, врезавшись неглубоко в снежный вал. С первой попытки выехать из снежного плена не удалось. Со второй тоже. Снежная насыпь оказалась не слишком плотной, но передняя дверь со стороны пассажира оказалась заблокирована. 

Смирнов, не выключая зажигание, вышел из машины, продолжая возмущаться безрезультатной поездкой и не предвиденной остановкой. Он открыл багажник и, не обнаружив «снежной» лопаты, которую забыл в гараже, расстроился еще больше. В сумке с инструментами он на ощупь наткнулся на туристический топорик и вытащил его. Оказавшись между задней пассажирской дверью и снежным валом, Смирнову удалось немного отодвинуть заднюю часть автомобиля с обочины. Расчистив топориком и ногой снег, он смог освободить дверцу переднего пассажира. 

Петров, худощавого телосложения, протиснулся через образовавшуюся щель в двери. По команде водителя он тут же стал выталкивать на дорогу автомобиль, ухватившись одной рукой за переднее крыло, приподымая его. Как только нос машины освободился из снежного плена, Смирнов нанес Петрову удар обухом топорика по голове, а когда тот опустился на колени, сильно закричав, со всей силы ударил его по голове еще раз. Его должник опрокинулся на спину бездыханный, а он, застыв на месте в оцепенении, поднял голову и, глядя на бездонное звездное небо, выдавил из себя от возмущения сильный рычащий звук. Но его никто не слышал. 

Темнота и мороз быстро привели Смирнова в чувство, он опомнился и огляделся. Трасса была пуста, тишину нарушал только работающий двигатель. Он сел в машину и, проехав несколько метров, остановился. В этот момент он осознал, что совершил, но не раскаялся. Смирнов вернулся к трупу Петрова, поднял и отбросил его за снежный вал, а лужу крови засыпал снегом. 

 

 

Кратко о герое рассказов 5 главы 

 

 

ОПЕРАТИВНЫЙ СЛЕД В СТАТИСТИКЕ 

 

- На земле Рода – поможет и природа. 

(Пословица) 

 

Родился и вырос Александр Матвеевич Тиранов на севере Коми края, на Усть-Цилемской земле. Там же он оказался в Отделе внутренних дел по распределению, окончив Елабужскую специальную среднюю школу милиции. В нее он поступил по рекомендации руководства воинской части группы Советских войск в Германии, после демобилизации в 1982 году. 

Прошел все ступени должностей: от оперуполномоченного до начальника подразделения уголовного розыска. Во время службы заочно учился в Высшем учебном заведении МВД СССР, и полученные знания еще больше укрепили его позиции в коллективе. 

Он с раннего детства стремился к полной независимости, которой, как оказалось, не существует. Ему пришлось в этом убедиться и научиться осознанно, ответственно вступать в зависимые отношения с людьми. Тиранова судьба не баловала, все хорошее, чего он добился, – результат его упорного труда. 

В 2000 году он завершил карьеру и вышел в отставку, но продолжил трудиться в должности вначале мирового, а затем федерального судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми. 

Тиранов А.М., оглядываясь на свой опыт, уверен, что служба в уголовном розыске – это, прежде всего, ежесуточная, рутинная, сопряженная с опасностью для здоровья и жизни работа. Он убедился, что если руководитель подразделения уголовного розыска, словно камертон в музыке, сам настроен на раскрытие конкретного преступления и смог вызвать у подчиненных резонанс этого настроения, то результат не заставит себя долго ждать. 

Именно от результатов деятельности уголовного розыска по раскрытию преступлений в целом складывается оперативная обстановка в районе, что, в свою очередь, заметно влияет на статистику показателей борьбы с криминалом. Если в 1995 году раскрываемость преступлений была 70%, то к 2000 году этот показатель уже составил 98 процентов. 

Александр Матвеевич не скрывает, что такого успеха отделению уголовного розыска удалось достичь благодаря его личному составу, ответственным и добросовестным сотрудникам, профессионалам оперативно-розыскной работы. Их самоотверженный труд показал, что уголовный розыск всегда будет ведущей службой Министерства внутренних дел России. 

Александр Матвеевич считает, что оперативником стать не сложно – достаточно получить соответствующее образование, иметь физическую и психологическую подготовку, но главное – выбрать эту профессию по призванию своей души, по зову сердца. Только такой выбор позволил ему оставить заметный след в статистике оперативных достижений милиции района, добиться высоких результатов в раскрытии «резонансных» преступлений.


Рецензии