Варя Панина 1872-1911

       «Певица глубоких страстей и печали»
   
1. Уголок – видео
   Однажды художник Константин Коровин и Федор Иванович Шаляпин заспорили: «Тебе не нравится, как я пою? Плохо пою!» - жаловался Шаляпин,  «А кто же, позвольте Вас спросить, поет лучше меня?!» «Да, есть – задиристо возражал Коровин, - цыганка тут одна, Варя Панина. В «Яре» поет. Поет как надо, и голос дивный!» Когда Шаляпин первый раз услышал пение нашей героини, его сомнения тут же рассеялись. С тех пор, при каждом удобном случае, Федор Иванович неизменно просил друзей: «Пойдемте в «Яр», слушать цыганку Варю!» Да и не только он один. В «Яр» съезжались люди со всех концов страны, съезжались, чтобы только услышать низкий, завораживающий голос Вари Паниной
2. «Вчера я видел Вас во сне» - видео
Варя Панина…Когда-то эта женщина была одной из самых почитаемых певиц Российской Империи. Ее дивный низкий голос буквально зачаровывал слушателей. Внешне не привлекательная, не блиставшая дорогими нарядами цыганка, имела огромный успех у зрителей всех сословий.
Варвара Васильевна Панина, в девичестве Васильева, родилась в Москве, в 1872г. в районе Большие Грузины, в той части города, которая была отдана цыганам.
Отец Вари был торговцем лошадей. В семье было много детей.
Лет с трех Варюша отличалась удивительной музыкальной памятью. Родители уже тогда поняли, что девочка должна профессионально учиться музыке и посвятить себя пению. На такие мысли родителей Вареньки натолкнул один случай. Однажды в дом к Васильевым пришла старая цыганка. Посмотрев на девочку, она торжественно подняла палец к губам и провозгласила: «Ваша Варька покорит мир! «Неужто будет военначальником?» - усмехнулся отец. «Нет, она покорит мир своим пением, - возразила гадалка.
В 14 лет родители отдали девочку в цыганский хор знаменитого тогда в Москве ресторана «Стрельна»
4.«Мы были молоды с тобой (К.Р.)» - аудио       
Так закончилось короткое детство. Варвара быстро освоилась в новой обстановке и вскоре стала выступать сольно, распевая цыганские таборные песни и русские романсы. Там же, в «Стрельне», устроилась и личная жизнь певицы. Директором ресторана была тогда предприимчивая и легкая на подъем женщина, тоже цыганка, Александра Ивановна Панина.
 Александра Ивановна как бы случайно пригласила своего племянника в «Стрельну», зная, что Варенька поет там почти каждый вечер. Эта встреча возымела  желаемое действие. Племянник Александры Ивановны Федор Панин, как только увидел Варю на сцене, сразу в нее влюбился, и девушка ответила ему взаимностью. Их бурный роман пришел к своему логическому завершению, и вскоре Варенька Васильева стала законной женой мещанина из города Коломны Федора Артемьевича  Панина.
Этот  брак был счастливым,   и  Варвара стала матерью пятерых детей.
5.«Как хорошо»
Вскоре после свадьбы Варя Панина стала выступать в другом очень известном московском ресторане «Яр»
Говоря современным языком,  в нем собирался весь «бомонд», т.е. представители тогдашней российской элиты: художники, писатели, политики, актеры… Среди них были А.П.Чехов и Л.Н.Толстой, Константин Коровин и Максим Горький, поэты-символисты Валерий Брюсов и Александр Блок…
История ресторана такова: в 1826 году некий француз Транкий Яр открыл в Москве ресторан, который и стал называться его именем. Это заведение всегда отличалось прекрасным обеденным столом, а также большим ассортиментом виноградных вин и ликеров. Также подавали десерты, кофе и чай по умеренным для того времени ценам. А ко времени, о котором ведется наш рассказ, конец 19- начало 20 века этот ресторан стал настоящим центром цыганской музыки.   
7. "Жалобно стонет ветер осенний»
Но вернемся к Варваре Васильевне.. Она создала на подмостках «Яра» свой собственный большой цыганский хор, в котором была и дирижером, и художественным руководителем.  Как говорят современники, в делах Панина проявляла недюжинные организаторские способности и мужскую хватку.
Наступил 1902 год. Варе Паниной 30 лет. В это время она решает бросить навсегда ресторанные подмостки и выходить на большую сцену.  Варя принялась гастролировать по просторам нашей необъятной страны, пленяя всех своим изумительным контральто.
Два года спустя начинается не самый лучший период в истории нашей страны. В 1904 году началась несчастная русско-японская война, окончившаяся поражением для России. В 1905 году грянула первая русская революция, и на долгих три года страна погрузилась во мрак и хаос.
Но Варвара Васильевна словно бы ничего этого не замечает: она в зените своей славы. Дает концерты, записывает граммофонные пластинки, которые мгновенно расходятся большими тиражами. Каждый романс в ее исполнении – настоящий шедевр русской лирики. Именно тогда, в период с 1905 по 1908 год была записана лучшая часть ее непревзойденных романсов, которые мы теперь знаем. Среди них такие шедевры как: «Жалобно стонет ветер осенний», «Вчера я видел Вас во сне», «Мы были молоды с тобой», «Лебединая песня», и др.
Панина зачаровывала людей силой своего голоса и  затаенной страстью, готовой вот-вот вырваться наружу. Последние годы ее жизни были самыми плодотворными. Варвара словно торопилась. Торопилась жить. Жить и как можно больше успеть, будто чувствовала, что ей отпущено мало… А вот другие шедевры, которые она исполняла, они тоже были записаны на граммофон в это время: «Когда на него ты глядишь», «Глаза», «Резвился ликующий мир», "О, позабудь былые увлеченья» и многие, многие другие.
В 1907 году Варю Панину пригласили в Петербург дать сольный концерт в знаменитой «Мариинке».  Концерт должен был состояться в присутствии особ царской фамилии. Говорили, что с певицей хочет познакомиться сам царь Николай Второй, которому очень нравится ее творчество. Так оно и случилось. Все от мала до велика, весь дом Романовых, приехали послушать романсы в исполнении знаменитой цыганки. Как бы там ни было, после окончания концерта Государь попросил позволения пройти за кулисы, чтобы лично поздравить талантливую бенефициантку.  После того, как было сказано много взаимных теплых слов, Государь вдруг спросил:«Варвара Васильевна, а почему в моей домашней коллекции нет до сих пор пластинки с Вашими записями?!» Дирекция театра и аккомпаниаторы страшно смутились. «Все-таки я пока еще царь, - обиделся Николай, - почему мой народ слушает Панину, а я нет!» Делать было нечего, и Варвара после концерта поехала записывать пластинку для Государя – Императора… Отчасти именно благодаря этой пластинке  мы сегодня имеем возможность слушать и слышать Варю Панину… Многие записи из этой пластинки  потом будут переизданы фирмой «Мелодия» в начале 70-х годов, что приурочено к 100- ю со дня рождения певицы(1972г.)А затем уже в наше время, эти записи попали на CD-диски и в интернет.
Из репертуара Паниной Государь особенно любил два романса: «Мы были молоды с тобой(К.Р.)» и «Лебединую песню (Мария Пуаре)».
9. «Лебединая песня (Мария Пуаре)».- аудио
 Слова первого романса написал близкий родственник Николая, великий князь Константин Константинович, известный в те годы поэт. Публикуясь, он вместо имени и фамилии ставил две первые буквы К.Р.(Константин Романов).
Что касается сценического образа Вари Паниной, то он был простым: минимум косметики и грима, чтобы ничто не отвлекало зрителя от пения. 
Вот что о певице писал известный в те годы журнал «Театр и искусство»:
«Она выходила к публике не спеша, чуть кланялась, располагалась в стоящем на сцене кресле, закуривала... Постоянные аккомпаниаторы знаменитой цыганки - гитаристы К.Васильев, Н.Шишкин, иногда модный в те годы исполнитель на цитре Ганс, терпеливо ожидали сигнала. Чуть заметный кивок, первые аккорды гитары и... зал замирал. "Я ехала домой", "Нищая", "Не уходи, побудь со мною", "Я Вам не говорю", "Дремлют плакучие ивы", "Хризантемы", "Жалобно стонет ветер осенний", "Сердце мое болит", "Я пережил свои желанья"... Взволнованная публика рукоплескала, случались и обмороки, а после концерта к гримерной бывало не пробиться сквозь толпу молодежи, которая осыпала певицу цветами.
 Прошло уже немало лет с тех пор, но предо мною все стоит так живо. Желтоватый свет тусклых огней, клубы дыма, стелющиеся в воздухе наверху под потолком, и все, кто тут были, все эти столь разные, столь непохожие друг на друга люди, раскинувшиеся или притаившиеся в истомных, жаждущих, внимательных позах и ловившие звуки, каждый по-своему, сообразно строю души своей и воспоминаниям пережитого, но все со сладкой тоской, с жаждою страдания... Она пела голосом грубым, напоминавшим бас, совершенно не женским по тембру, но с чисто женскими, удивительными по остроте своей интонациями. Какие-то смутные образы рождались из ее песен и щемили душу. Грусть в ее песнях была бесконечная, безысходная... Что она пела? Не все ли равно?"
10."Не уходи"

Из воспоминаний:... Она не заставила себя долго просить и через несколько минут вошла в кабинет, поздоровавшись со всеми за руку, с тою тряскою манерою пожатия сверху вниз, которая, в общем, характерна для малокультурных людей и мужеподобных женщин. Панина была в широкой, очень просторной, вроде пиджака, кофте странного какого-то цвета. Корсета она не носила, да и вообще в наружности своей - не без расчета, быть может, - подчеркивала пожилой свой возраст и мужскую ухватку. Сев на стул посреди комнаты, она сейчас же закурила. Папиросы у нее были толстые-претолстые, папиросы "пушка", и курила она беспрерывно, несмотря на заметную отдышку. У Паниной была добрая, славная, умная, хотя несколько наигранная, "актерская" улыбка, и глаза у нее, смотревшие с ласковою проницательностью, были прекрасные, с живою искрою в зрачках" (журнал "Театр и искусство". 1911. № 23.) А вот как писал о ней известный искусствовед Глеб Скороходов: "О Варваре Васильевне мне рассказывала моя бабушка Лидия Георгиевна. Будучи гимназисткой, она попала на концерт Вари Паниной в Большом зале Московской консерватории.

«Партер заняла публика в вечерних туалетах, в смокингах, с лорнетками и моноклями, — вспоминала она. — Мы, молодежь — студенты и гимназисты старших классов — оккупировали амфитеатры. Когда на сцену вышла невысокая женщина, немного грузная, в черном до пят платье, зал встретил ее овацией. Для Паниной вынесли стул, с него она поднималась только на поклоны, и то не всегда. Ей аккомпанировали два гитариста и пианист, а иногда она пела а капелла. И только по-русски. До этого я слышала ее в граммофоне и, может быть, в тот вечер впервые поняла, что значит живое пение. Ее бархатный голос лился свободно, заполняя весь зал, и завораживал. Я не знаю, но рассказывали, что еще лучше Панина пела в кабинетах ресторанов для одного слушателя. В консерваторском зале мне казалось — она поет только для меня. Помню, тогда мне захотелось собрать все пластинки с ее голосом...»
(Г. Скороходов "Тайны граммофона")

Такой ее описывали те, кто был рядом. Но душу свою она открывала людям только в романсе… Варю Панину называли в народе «певица глубокой печали». Она и правда очень часто пела о смерти и неразделенной любви. Но печаль это была светлая. Панина пела о тех людских страданиях, которые понятны и близки каждому, но под влиянием ее обаяния эти страдания хотелось испытывать еще и еще.
Сама Варя Панина в последние годы жизни переживает много смертей.  Один за другим уходят самые близкие ей люди. Умирает любимый муж Федор Артемьевич, потом мама и  брат Николай Васильевич.
Варя остается совершенно одна, в окружении пятерых детей, четверо из которых еще несовершеннолетние. У певицы было три сына: Константин, Владимир, Егор и две дочери: Елена и Тамара.
Панина продолжала выступать, была по-прежнему в зените славы, но известность ее не радовала. В дополнение ко всем несчастиям у Варвары Васильевны начинает болеть сердце, развивается одышка, хотя как мы помним, ей не было и сорока. Несмотря на проблемы со здоровьем надо было выступать и кормить детей. И кто знает, быть может, в последние годы все чаще вспоминались ей слова из романса Беранже, который стал ее своеобразной визитной карточкой:
11."НИЩАЯ" - видео
Но, несмотря на все эти жизненные неурядицы, певица добралась в 1909 году до самого Парижа!  Поехала туда с концертом и, естественно, произвела фурор, покоряя всех своим низким тембром! Парижские газеты только и делали, что наперебой  хвалили «русскую цыганку мадмуазель Варю»!  А она… Ей хотелось домой, в Москву… К детям…
Уже первого октября 1909 года Варя Панина дала большой концерт в «Славянском Базаре.
В том же 1910 году к тому времени уже овдовевшая певица вновь вышла замуж  за молодого парня, который был ровесником ее старшего сына. Молодому мужу  было 18 лет, а Варе Паниной уже 38. Можно по-разному относиться к такой разнице в возрасте, но нет ничего предосудительного, если люди любят друг друга. Совместная жизнь молодых супругов продолжалась ровно год.
И все же, жизненный путь Паниной уже близился к закату…
 В марте 1910 года Варвара Васильевна дала большой концерт в Зале Дворянского Собрания ( Ныне Колонный Зал Дома Союзов)  Но выступала она не одна, в первом отделении пела не менее великая «Несравненная» Анастасия Вяльцева, «певица радостей жизни», а во втором «Божественная» Варя Панина – наша героиня. На этом концерте Варвара Васильевна пела только по заказу, заранее репертуар не указывался. У потомков певицы сохранилась программа этого концерта. Публика как всегда неистовствовала. Концерт удалось закончить где-то около 3х часов ночи, да и то, после вмешательства полиции.. Уже тогда в одной из публикаций промелькнула строчка: "...Панина, допевающая свою "лебединую песнь". Никто не мог предположить, насколько близок от истины был журналист московской "Рампы и жизни". Варе Паниной оставалось жить чуть больше года.
Ее стихией был трагический романс. Трагически сложилась и ее судьба. В 1911 году она умерла от болезни сердца.
"Во вторник похоронили Варю Панину, последнюю блестящую представительницу настоящего цыганского жанра, любимицу Москвы", - писала газета "Театр" в начале лета 1911 года.

 Варвара Васильевна предчувствовала свой уход.
 За неделю до смерти она собрала вокруг себя всех своих близких и сказала:"Чувствую, что меня скоро с вами не будет.Сядьте около меня, я спою Вам последний раз"..."Она пела в тот вечер долго и много, и пела так, как никогда до этого",- вспоминала дочь Елена Федоровна.
Однажды после концерта Варвара Васильевна Панина как обычно вошла в свою гримерную, села в кресло и… сердце ее остановилось… Уставшее, так много страдавшее сердце… Это случилось 28 мая ( по новому стилю 10 июня) 1911 года. Сиротами остались пятеро детей Варвары. Двое из них Егор и Тамара умерли совсем молодыми. А Варе Паниной на  момент смерти было всего 39 лет. Отпевали великую певицу в церкви святого Ермолая, на улице Большая Садовая. Похороны были торжественными и многолюдными. Тысячи москвичей пришли проститься с любимой певицей. Похоронена Варвара Васильевна Панина на Ваганьковском кладбище, рядом с ее близкими  из рода Васильевых. Вот что писала газета "Новое время" от 31 мая 1911года: "Из Москвы сообщают, что скончалась Варя Панина. Кто любил цыганскую песню, тот не забудет долго цыганской певицы. Со смертью А.Д.Давыдова и Вари Паниной прерывается связь со старой "цыганщиной", полной нежной поэзии."      
Сохранилось около 100 граммофонных записей Вари Паниной. Репертуар певицы в основном определяли цыганские и классические бытовые романсы. Переписи с некоторых граммофонных записей Вари, несмотря на технические недостатки подлинников, все же доносят до современного слушателя неповторимый голос знаменитой певицы и дают представление о мастерстве и стиле ее исполнения.

Репертуар Вари Паниной: "Я ехала домой", "Нищая", "Не уходи, побудь со мною", "Я Вам не говорю", "Дремлют плакучие ивы", "Хризантемы", "Жалобно стонет ветер осенний", "Сердце мое болит", "Я пережил свои желанья"и др.


Рецензии