Разбор ст-я Мчались звезды... Б. Пастернака Вариац

"Вариация №3" из цикла "Тема с вариациями" Б.Л. Пастернака
(краткий разбор)и\

Мчались звезды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слезы высыхали.
Были темны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре.

Плыли свечи. И казалось, стынет
Кровь колосса. Заплывали губы
Голубой улыбкою пустыни.
В час отлива ночь пошла на убыль.

Море тронул ветерок с Марокко.
Шел самум. Храпел в снегах Архангельск.
Плыли свечи. Черновик «Пророка»
Просыхал, и брезжил день на Ганге.
Б.Л. ПАСТЕРНАК
(вариация №3 из цикла “Тема с вариациями”, 1918 г.)
—--
Если Ваш логический ум не понял стихотворение, это еще не означает, что Ваше подсознание не схватило его целиком и с удовольствием.
 Давайте с помощью логики разберём хотя бы 1 четверостишье. При условии, что Вы имеете представление о том, что такое метафора,аллитерация, эпитет.)))
«Мчались звёзды» - это точная научная истина. Например, Солнце вращается вокруг центра Галактики со скоростью около 230 км/сек.!. Так что этот яркий, как в клипе, образ летящих на бешеной скорости звёзд основан на реальных фактах.
Идём дальше.
«В море мылись мысы» —
точка зрения резко, опять как в клипе, перемещается на одну из планет, Киношники сказали бы: резкий наезд от общего плана до крупного. И музыкальная составляющая — отзвук от “М” в словах «Мчались звёзды» многократно резонирует в “М”  «в Море Мыдись Мысы». Повтор звука “М” создает ощущение однообразного движения волн.
 И вновь клиповая склейка, резкая смена объекта: «Слепла соль». Логика перехода от солёного моря к собственно соли очевидна. Но почему соль «слепла»? Объяснение находим дальше: «И Слёзы выСыхади». Глаза слепнут от солёных слез.
Но они уже высохли, приступ отчаянных рыданий прошёл, в спальне уже не ллачут. Выключен свет, но еще не спят:
«Были тёмны спальни. Мчались мысли» —
психологически точный и понятный образ.
Но вспомним начало: «Мчались звёзды».  А здесь: «мчались мысли». И звёзды, и мысли одинаково мчатся. Человеческий разум живёт по законам Вселенной. В этом загадка.
И тут же по-детски непосредственная визуализация этой загадочности в понятном каждому олицетворении: «И приСлушивался СфинкС к Сахарем”,». Аллитерация буквы С, плавно заменившей букву “М”, начатая «солью моря и слепящих слёз», продолжается новым значением — сыпучим песком Сахары, и к ней “прислушивался» сфинкс. Картинка шуршащего песка чуть позже окрепнет до «шёл самум».
Сюжетная тема, обозначенная вехами “мчались звёзды - мчались мысли”, сменяется следующей темой, выраженной в рондо с рефреном “Плыли свечи”, Здесь речь пойдет не о загадке родства человеческого разума с космосом, а о загадке твоорчества. Иными словами, о способе осмысления этим самым разумом этого самого космоса, той реальности, которая способна жестоко ранить, ослепляя до слёз, но она способна также и пленить, поразить своим разнообразием:
“Море тронул ветерок с Марокко.
Шел самум. Храпел в снегах Архангельск…”
Дальше Вы можете сами ответить на вопрос, почему кульминацией стихотворения стала строка «черновик «Пророка» просыхал».
 И Вас невольно восхитит красота финальноо гонга: «...брезжил день на Ганге».
Это всего лишь один из вариантов анализа, сделанный, к тому же, в отрыве от общего контекста цикла “Тема с вариациями”, а значит, заведомо неполный.  Но художественный текст бесконечно многопланов и имеет множество смыслов. С удовольствием познакомилась бы с Вашей версией его прочтения!

НАТАЛИЯ СТЕБЛЮК
(из диалога в группе “Борис ПАСТЕРНАК” на фб, 2020 г.)
 Художники И.Айвазовский и И.Репин "Прощание А.Пушкина с морем", 1877 г.


Рецензии