Производить более одного спутника в сутки
Из Сети
"За последние годы многие производители космических аппаратов
перешли от стапельной сборки к конвейерному методу. Из-за
значительных расходов в предыдущие десятилетия запускали, как
правило, по одному спутнику на ракету. И США, и СССР предпочитали
создавать большие космические «комбайны» со множеством самых
разных приборов на борту.
Проработать такой аппарат должен был как можно дольше, чтобы
оправдать вложенные в него средства, а потому надежность была
максимальным приоритетом при его создании. Для этого
проводилось множество специальных тестов и проверок. В итоге на
страну выпускалось лишь несколько десятков космических
аппаратов в год.
К настоящему времени ситуация сильно изменилась. Компания
SpaceX при создании спутникового «созвездия» Starlink смогла
добиться неслыханных доселе результатов и производить производить более
одного спутника в сутки. более
одного спутника в сутки.Корпорация Airbus, которая занимается
созданием спутников проекта OneWeb, тоже смогла выйти на
несколько сотен космических аппаратов в год, построив совместное
производство OneWeb и Airbus Defence and Space во Флориде. Похожие
результаты показывает и Китай".https://iz.ru/rubric/nauka.
...Други!
Илон Маск и иже с ним явно вырываются вперёд.Не дремлют и китайцы. В России поменялся глава Роскосмоса, но пока спутников выпускаем недостаточно,даже военных, что неблагоприятно отражается на ходе боёв в СВО.
Отставание нашей космической отрасли должно быть ликвидировано.
Об этм ниже!
В.Н.
*********
1.О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОССИИ ДО 2030 ГОДА
И НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Национальные интересы в прикладном использовании и фундаментальных иссле-
дованиях космоса нашли свое отражение в рамках научно обоснованной системы про-
граммно-целевых документов, которые определяют цели космической деятельности, средне-
и долгосрочные перспективы развития отечественной космонавтики и ракетно-космической
промышленности, их будущий вклад в экономику, национальную безопасность и достиже-
ние экономического лидерства России в XXI веке.
К основным программно-плановым документам в сфере космической деятельнос-
ти относятся Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы, федераль-
ные целевые программы (ФЦП) «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы»,
«Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», а так-
же ряд других ФЦП, в рамках которых создаются средства ракетно-космической техни-
ки и их элементы.
Разработка указанных программ базировалась на Основах политики Российской
Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую пер-
спективу, утвержденных Президентом Российской Федерации в 2008 году.
С учетом этого Роскосмосом прорабатываются новые нормативные и программно-
плановые документы с различным горизонтом планирования. Принимая во внимание, что
в разрабатываемые программы должны быть включены мероприятия по созданию косми-
ческих средств со сроком завершения до 2030 года, считаем необходимым для разработки
проектов этих документов утвердить на высшем государственном уровне принципы, цели,
приоритеты, этапы и пути реализации стратегических интересов России в области косми-
ческой деятельности на период не ранее, чем до 2030 года.
В качестве документа, объединяющего все эти положения, предлагается Стратегия
развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу
(далее – Стратегия), проект которой разработан рабочей группой из специалистов ракетно-
космической промышленности и Российской академии наук. этот документ должен опре-
делять направления как долгосрочного планирования и организации космической деятель-
ности России, так и уточнения действующих и формирования новых федеральных целевых
(государственных) программ в этой сфере.
Предлагаемая Стратегия конкретизирует и развивает связанные с космической
деятельностью основные положения Конституции Российской Федерации, закона Россий-
ской Федерации «О космической деятельности», Основ политики Российской Федерации
в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу,
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года с уче-
том состояния отечественной космонавтики и прогноза ее развития.
При организации национальной космической деятельности предусматривается исхо-
дить из следующих основных принципов:
– соответствия уровню развития экономического потенциала страны и сохранения
роли космической деятельности в стимулировании создания новейших технологий;
– развития как освоенных, так и новых направлений космической деятельности с уче-
том их вклада в экономику страны;
– независимости и партнерства;
– обеспечения независимого доступа в космос со своей территории и территории
других стран;
– взаимовыгодного сотрудничества на основе формирования стратегических парт-
нерств;
– развития ракетно-космической промышленности, способной разрабатывать и про-
изводить космическую технику мирового уровня;
– развития государственно-частного партнерства, поощрения инновационно ориен-
тированного предпринимательства в части предоставления услуг с использовани-
ем результатов космической деятельности;
– рационального сочетания ускоренного восстановления и приоритетного развития
отечественных технологий с закупкой передовых технологий за рубежом;
– разработки и осуществления масштабных проектов с целью создания задела на буду-
щее для решения задач пространственной экспансии и расширения сферы присутс-
твия в космосе.
В настоящее время реализация Россией целей и задач космической деятельности
осуществляется в условиях усиливающейся конкурентной борьбы на мировом рынке кос-
мических товаров и услуг и требует широкого применения инновационных космических
технологий и возможностей ракетно-космической промышленности.
Исходя из задач долгосрочного развития России, целью Стратегии предлагается
определить обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидиру-
ющей роли России в области космической деятельности.
Достижение цели характеризуется:
– полным удовлетворением на мировом уровне потребностей социально-экономичес-
кой сферы, науки, обороны и безопасности страны в решении задач с использова-
нием отечественных космических средств;
– занятием лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях фундаменталь-
ных космических исследований (планетология, астрофизика, исследования солнеч-
но-земных связей и др.);
– занятием лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях исследо-
вания Луны;
– полноценным участием в проектах международного сообщества, включая миссии
к другим планетам Солнечной системы;
– сохранением лидирующих позиций в средствах выведения;
– обеспечением независимого доступа в космос со всей территории во всем спектре
решаемых задач;
– соответствием эксплуатационно-технических характеристик отечественных косми-
ческих средств мировому уровню;
– наличием эффективной высокотехнологичной ракетно-космической промышленности;
– занятием Россией достойного места на мировом космическом рынке.
Постановка обеспечения лидерства России по всем основным направлениям косми-
ческой деятельности в качестве цели означала бы, с одной стороны, полное игнорирование
современного состояния отечественной космической деятельности, а с другой – существен-
ное снижение темпов социально-экономического развития страны вследствие отвлечения
огромных ресурсов на достижение такой цели.
Стратегия предусматривает следующие рубежи.
Первый рубеж (2015 год) – восстановление возможностей. В этот период планиру-
ется обеспечить выполнение действующих на момент принятия Стратегии планов и про-
грамм по всем направлениям космической деятельности, включая:
– развертывание орбитальной группировки космических аппаратов (КА) для предо-
ставления в требуемом объеме услуг на территории страны;
– сохранение ведущих позиций Российской Федерации в средствах выведения и пило-
тируемых полетах;
– доведение основных характеристик отечественных КА до мирового уровня с исполь-
зованием зарубежной элементной компонентной базы;
– обеспечение готовности к запуску с космодрома Восточный автоматических КА;
– формирование конкурентоспособных производственных структур, перевооружение
производства за счет внедрения высокотехнологичного оборудования.
Второй рубеж (2020 год) – наращивание возможностей. Характеризуется закрепле-
нием России в группе ведущих космических держав по всем основным направлениям кос-
мической деятельности, включая:
– доведение объемов и качества услуг, обеспечиваемых отечественной орбитальной
группировкой КА, до мирового уровня;
– развертывание на космодроме Восточный космического ракетного комплекса тяже-
лого класса нового поколения;
– создание перспективной пилотируемой транспортной системы 1-го этапа;
– выполнение фундаментальных исследований и проведение миссий по углубленно-
му исследованию Луны;
– участие в составе международной кооперации в миссиях по исследованию Марса,
Венеры, системы Юпитера и астероидов;
– занятие ведущих позиций на космических рынках развивающихся стран.
Третий рубеж (2030 год) – прорыв. В этот период планируется начать реализацию
масштабных проектов по использованию околоземного космического пространства, иссле-
дованию и освоению дальнего космоса, включая:
– создание единого информационного поля на базе космических систем;
– создание прогрессивных технологий обслуживания, заправки и ремонта КА в око-
лоземном космосе;
– развертывание на космодроме Восточный космического ракетного комплекса сверх-
тяжелого класса, а также создание необходимого парка космических буксиров;
– осуществление пилотируемых полетов во всем спектре околоземных орбит, осущест-
вление высадки космонавтов на поверхность Луны;
– продолжение активных астрофизических исследований, исследований Солнца, Луны,
Марса, Венеры, системы Юпитера и Сатурна, а также астероидов автоматическими КА;
– занятие конкурентных позиций на мировом рынке, активное участие в между-
народных проектах, направленных на снижение засоренности космического
пространства, борьбу со стихийными бедствиями, противодействие астероид-
но-кометной опасности.
После 2030 года – развитие прорыва. Данный этап характеризуется практической
реализацией масштабных проектов освоения ближнего космоса, Луны, созданием условий
для осуществления в составе международной кооперации полета на Марс, а также осущест-
влением новых проектов, таких как космические электростанции, захоронение радиоак-
тивных отходов, производство в космосе и др.
Стратегия предусматривает следующие приоритеты работ.
Первый приоритет отдается работам, связанным с развитием ракетно-космичес-
кой техники, технологий и услуг в интересах решения задач социально-экономической
сферы, науки, обороны (космические комплексы и системы связи, дистанционного зон-
дирования земли, координатно-временн;го и навигационного обеспечения, космические
средства для фундаментальных космических исследований, необходимые базовые средс-
тва: средства выведения и объекты наземной космической инфраструктуры, средства для
осуществления пилотируемых полетов), обеспечением выхода на международный рынок,
а также с выполнением международных обязательств.
Второй приоритет – создание пилотируемых, транспортных и надпланетных
средств для решения задач освоения космического пространства, в том числе многоразо-
вой ракетно-космической системы.
Третий приоритет – работы, связанные с созданием научно-технического задела
для осуществления в составе международной кооперации пилотируемого полета на Марс,
а также с созданием орбитальной станции нового поколения.
Ключевыми направлениями работ по реализации стратегии являются следующие.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛьНО-эКОНОМИЧЕСКОГО
РАзВИТИя СТРАНЫ
Цель данных работ – наиболее полное удовлетворение потребностей социально-
экономической сферы в космических услугах.
В данном направлении предусматривается:
– наращивание орбитальных группировок КА за счет создания новых КА дистанционно-
го зондирования земли, тиражирования созданных, отработанных, а также серийно
изготавливаемых, в первую очередь КА связи и дистанционного зондирования земли;
– создание опережающего задела по бортовой целевой аппаратуре и обеспечиваю-
щим системам;
– использование на первых этапах при необходимости зарубежной электронно-ком-
понентной базы, целевых приборов и служебных систем с овладением технологи-
ями их изготовления;
– переход к использованию унифицированных платформ, обеспечение возможнос-
ти обслуживания и ремонта КА на орбите;
– последовательное вытеснение зарубежных космических систем с внутреннего рын-
ка и увеличение доли отечественных средств на рынках развивающихся стран.
ФУНДАМЕНТАЛьНЫЕ
КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИя
Целью работ в этой сфере является выход российской науки на ведущие позиции
в ключевых направлениях науки о космосе.
Основные этапы фундаментальных космических исследований в период до 2015 года
предусматривают:
– развертывание и ввод в эксплуатацию астрофизических обсерваторий;
– возобновление исследования Луны;
– участие в международных космических проектах, в дальнейшем – проведение широ-
кого спектра исследований в интересах астрофизики, физики Солнца, околоземно-
го и дальнего космического пространства;
– осуществление полетов в систему Юпитера и на Венеру;
– предотвращение возможных космических угроз земле и ее биосфере;
– разработку технологии поиска и освоения ресурсов Луны и астероидов;
– размещение на поверхности Луны космических обсерваторий.
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ
Цель – укрепление лидирующих позиций России в пилотируемой космонавтике,
освоение новых областей космического пространства, в том числе околоземного про-
странства и Луны.
Предусматривается использование Международной космической станции с нара-
щиванием российского сегмента станции, проведение научно-прикладных исследований
и экспериментов с использованием автоматических КА, обслуживаемых с борта Междуна-
родной космической станции, переход к эксплуатации кораблей нового поколения перс-
пективной пилотируемой транспортной системы. При этом область пилотируемых поле-
тов должна охватывать весь спектр околоземных орбит и расшириться до орбиты Луны.
До 2030 года предусматривается осуществление облета Луны, высадка российских
космонавтов на ее поверхность и разработка элементов лунной инфраструктуры, а также
отработка технологий использования пилотируемых кораблей для обслуживания и ремон-
та крупных дорогостоящих КА.
КОСМОДРОМЫ И СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИя
Развитие космодромов в рамках Стратегии имеет целью обеспечение независимо-
го доступа России в космос.
Для реализации этой цели предусматривается использование:
– космодрома Байконур – для запуска КА социально-экономического назначения, обес-
печения пилотируемых программ, выведения на орбиту коммерческих полезных
нагрузок (до перевода этих задач на космодром Восточный);
– космодрома Плесецк – для реализации космических программ в сфере обороны
и безопасности с возможностью запусков КА по гражданским программам;
– космодрома Восточный – для решения перспективных задач космической деятель-
ности России с использованием ракет-носителей (РН) среднего, тяжелого и сверх-
тяжелого классов.
Целью развития средств выведения является обеспечение доставки на орбиты всей
номенклатуры перспективных полезных нагрузок, а также сохранение конкурентных преиму-
ществ России в средствах выведения. Предусматривается создание космического ракетного
комплекса с РН легкого и тяжелого класса на космодроме Плесецк, создание и развертыва-
ние на космодроме Восточный космического ракетного комплекса среднего класса, а в пос-
ледующем разработка и ввод в эксплуатацию на этом космодроме перспективного космичес-
кого ракетного комплекса с ракетой-носителем тяжелого класса. В дальнейшем планируется
создание и развертывание на космодроме Восточный космического ракетного комплекса
сверхтяжелого класса. Предусматривается также разработка разгонного блока нового поколе-
ния и семейства межорбитальных буксиров, в том числе с использованием ядерной энергии.
НАзЕМНЫй АВТОМАТИзИРОВАННЫй КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИя
Целью развития этого направления является обеспечение эффективности управле-
ния орбитальной группировкой отечественных КА, в том числе в дальнем космосе.
ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Стратегией предусматривается обеспечение мирового уровня развития отечествен-
ных космических технологий.
Преимущественную поддержку должны получить технологии:
– комплексирования задач в рамках отдельных КА, а также орбитального обслужива-
ния дорогостоящих аппаратов;
– мониторинга и контроля геофизической активности;
– создания высоконадежных компонентов и систем бортовой радиоэлектронной аппа-
ратуры, стойкой к воздействию факторов космического пространства, систем энер-
гопитания, космических ядерных энергоустановок большой мощности и их ключе-
вых элементов, систем и средств жизнеобеспечения для длительных космических
экспедиций, бортовых крупногабаритных антенных систем субмиллиметрового диа-
пазона волн, изготовления баковых конструкций большого диаметра и других эле-
ментов средств выведения на основе композиционных и иных перспективных конс-
трукционных материалов.
РАзВИТИЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОй ПРОМЫшЛЕННОСТИ
значительное место в Стратегии уделено формированию экономически устойчивой,
развивающейся по инновационному пути, конкурентоспособной, диверсифицированной
ракетно-космической промышленности, способной в полном объеме решить задачи созда-
ния отечественной ракетно-космической техники.
Для достижения этой цели предусматривается формирование новой структуры ракет-
но-космической промышленности в составе: государственного сектора науки, включая фун-
даментальные исследования; трех-четырех научных интегрированных структур, специали-
зирующихся в области создания космических аппаратов, ракет-носителей и пилотируемых
средств; интегрированной структуры для создания всей номенклатуры бортовой аппарату-
ры и наземных радиотехнических средств, а также сети специализированных предприятий
по выпуску отдельных элементов ракетно-космической техники.
Предусматривается также создание космического инновационного фонда, образо-
вательных центров, центров компетенций по отдельным технологическим направлениям,
переход на сквозную технологию управления производством, внесение изменений в зако-
нодательство, стимулирующих развитие ракетно-космической промышленности.
Особое внимание уделяется техническому переоснащению ракетно-космической
промышленности, доведению доли оборудования с возрастом менее 10 лет до 60%, а также
обеспечению производственно-технологической готовности к опытному и серийному про-
изводству перспективной ракетно-космической техники, в том числе космических ракет-
ных комплексов сверхтяжелого класса, межорбитальных буксиров, ядерных двигательных
установок, систем жизнеобеспечения нового поколения.
Стратегия предусматривает активное международное сотрудничество. Его целью явля-
ется обеспечение доступа России к передовым технологиям, участие в международных кос-
мических проектах, укрепление позиций России на мировом космическом рынке, париро-
вание угроз ограничения отечественной космической деятельности.
При этом выделяются следующие приоритетные направления:
– сотрудничество с передовыми космическими странами и организациями (СшА, Китай,
Индия, япония, Европейское космическое агентство) в сфере создания и исполь-
зования высоких технологий, совместная реализация ресурсо- и финансовоемких
космических проектов;
– расширение коммерческих связей со странами, не имеющими развитой космичес-
кой промышленности, с целью укрепления позиций России на этом сегменте миро-
вого космического рынка;
– обеспечение мирной направленности космической деятельности;
– снижение техногенного засорения околоземного космического пространства;
– развитие международных космических стандартов, совершенствование междуна-
родной правовой базы в космической сфере деятельности.
Для реализации стратегии предусматривается задействовать целый ряд механизмов,
среди которых в первую очередь можно выделить следующие:
– формирование приоритетов космической деятельности;
– четкое распределение компетенций и полномочий федеральных органов государс-
твенной власти в вопросах организации, управления и осуществления космичес-
кой деятельности;
– полномасштабное ресурсное обеспечение космических программ и проектов, реа-
лизуемых в интересах государственных нужд;
– совершенствование нормативно-правового обеспечения космической деятельности;
– развитие государственно-частного партнерства. Указанное партнерство планиру-
ется реализовать за счет поэтапной передачи прикладных направлений космичес-
кой деятельности, прежде всего связанных с использованием ее результатов, в сфе-
ру ответственности бизнеса с сохранением за государством функций мониторинга
и реализации общей технической политики, проведения общесистемных и поис-
ковых НИР, координации работ предприятий частного сектора при решении про-
блем общеотраслевого уровня.
Большое значение для реализации Стратегии имеют следующие содержащиеся
в ней моменты:
– постановка масштабных задач исследования и освоения космического пространства;
– приоритетное использование современных образцов отечественной космичес-
кой техники;
– повышение престижа работы в ракетно-космической отрасли;
– повышение ответственности за невыполнение государственного заказа.
Мотивация эффективной работы в ракетно-космической промышленности обеспе-
чивается высокой общественной оценкой значимости космической деятельности, престиж-
ным уровнем (выше среднего по региону) материального обеспечения работников, реше-
нием их социальных проблем, возможностью профессионального роста, использованием
самой современной техники мирового уровня, широким применением механизмов мате-
риального и морального поощрения.
Кроме того, Стратегией предусматриваются различные организационные предло-
жения по межведомственной координации вопросов космической деятельности, форми-
рования космической политики России и ряду других положений.
Конечно, для реализации Стратегии необходимо участие всех заинтересованных феде-
ральных органов исполнительной власти, а также Российской академии наук и законодателей.
В заключение необходимо отметить, что наличие Стратегии позволит целенаправ-
ленно и осознанно использовать уникальные возможности космоса в интересах укрепле-
ния экономики и национальной безопасности Российской Федерации, социально-эконо-
мического развития страны, а также обеспечения благосостояния ее граждан и решения
глобальных проблем человечества.
https://федеральный-справочник.рф/
**************
2.Роскосмос-2030. Что нас ждет в
космонавтике?
Делать прогнозы на будущее- задача неблагодарная. Угадаешь- забудут,
ошибешься, напомнят. Но мы все таки попробуем подумать, какой мы увидим
отрасль в ближайшие 10 лет.
Как водится, у нас есть три сценария- развитие, застой, и деградация.
Нельзя говорить об отечественной космонавтике в отрыве от мировой. За
последнее время мировые темпы развития последней многократно выросли и
то, что еще 10 лет назад было бы развитием, сегодня лишь станет попыткой
повторить достижения лидеров.
Надо ли говорить, что даже в случае реализации сценария развития Россия не
будет бороться за лидерство и мировой космический авторитет, скорее всего
она будет , уж слишкомлишь догонять большие планы у конкурентов.
Глобальные амбиции у России на ближайшие 10 лет гораздо скромнее.
В планах:
Довести ракету Ангара до полетного состояния
Создать на основе Ангары носитель "сверхтяжелого" класса (35 тонн)
Создать рабочую лошадку - " "
Провести испытания корабля " "
Создать с нуля сверхтяжелый РН "Енисей" (до 100 тонн)
Конкуренты не дремлют. Boeing строит свою сверхтяжелую SLS для лунной программы
Оптимистичный вариант подразумевает успешную реализацию всех этих
проектов, при том их реализацию в строго установленные сроки. Реально?
Теоретически да, практически- космонавтика сложная сфера и история знает
мало примеров, когда глобальные космические проекты реализовывались бы в
срок.
И все же, если это произойдет, Россия сможет остаться в обойме ведущих
космических держав, хотя, и не будет претендовать на лидерство.
Вариант застоя, также не исключен. Космонавтика подчиняется все тем же
социальным законам и возможно, что Роскосмос не сумеет реализовать
вышеперечисленные космические проекты в срок. Такой сценарий
подразумевает отказ от части космических проектов и сдвиг сроков вправо.
Правда от катастрофы отечественную отрасль может спасти аналогичная
задержка у заокеанских ракетчиков.
Во многом на вероятность наступления негативного варианта будет влиять
состояние дел в российской экономике. Как известно, космическая программа
формируется с глобальным размахом- на ближайшие ~10 лет. Так,
принималась в очень кризисный период и
фактически была урезана наполовину.
федеральная
космическая программа 2016-2025.
Сейчас падение экономики существенно замедлилось, но до конца так и не
остановилось.И если эта
тенденция затянется еще на 5 лет, то финансирование космической программы
после 2025 года снова будет урезано.
Недавно Роскосмос именно из- за
технических задержек в производстве легкого варианты ракеты "Ангара" разорвал контракт с центром Хручничева
Ситуация усугубится и в том случае, если американцы успешно
реализуют свои грандиозные программы по освоению космоса, на их фоне
королевские ракеты и космические аппараты будут смотреться музейными
экспонатами и об этом не стоит забывать.
Подводя итоги, скажем, что вряд ли мы увидим 100% реализацию какого либо из этих прогнозов. Истина, как обычно окажется где-то посередине. Скорее
всего, в срок не будет реализован проект сверхтяжелой ракеты "Енисей", а вот
сверхтяжелая "Ангара" всё- таки отправится покорять космическое пространство.
https://dzen.ru/space_for_you
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
12 апреля 2025 года.
Свидетельство о публикации №225041200084