Куба. Любовь вне времени 8

      Глава 8.
      
      От поэмы к фильму.
   
   "Пахнет станция Зима молоком и кедрами," - писал   Евгений Евтушенко в своей поэме  о сибирских местах, которые  считал дорогими сердцу и душе. Так вот именно он посоветовал Фиделю Кастро посмотреть далекую и необыкновенную Сибирь.

  Не все, наверное, знают, что после прилета в Москву  в 1963 году Кастро   буквально через несколько часов  встретился с поэтом и,  обсуждая программу
 поездок и встреч,
 спросил его, что стоит   посмотреть в Советском Союзе .   Тот отреагировал моментально:"Сибирь!"

  Послушав совета ,  он  и  отправился  в Иркутск, на Байкал, в Братск, и не разочаровался.

   Знакомы они были давно.  С тех времен, когда Евтушенко прилетел на Кубу в составе первой советской делегации.  И поддерживали  дружеские отношения не только  в течении восьми лет, пока Евтушенко работал  там корреспондентом газеты "Правда". 

    Причём, как сам  Евгений Александрович отмечал, "поэтическим" корреспондентом.  В  итоге  публиковал  в главной газете страны не только стихи.   Впечатленный
 всем  увиденным,  он   написал поэму в прозе "Я - Куба!"   

   Потом, когда родилась идея снять фильм об Острове Свободы,    переработал  поэму в сценарий .

     В работе над фильмом объединились три  мастера.
   Режиссер-постановщик  Михаил Калатозов  (  его фильм "Летят журавли"  удостоен "Золотой пальмовой ветви"  международного  Канского фестиваля, 1958г.).   

   Сергей Урусевский- оператор-постановщик картины "Летят журавли",  был удостоен Гран-при  4 Международного  технического конкурса в Милане.  1964г.

   И Евгений Евтушенко,- один из самых ярких поэтов эпохи  шестидесятых   и последующих  десятилетий.
 
   Фильм "Я - Куба" вышел  в 1964 году.    То есть после победы  революции. После создания социалистического государства. После установления дружеских советско-кубинских отношений.
   Но это было сложное время для двух стран - Карибский кризис.

    Вдохновенный труд создателей не принёс того результата, на который они надеялись. Ни на Кубе, ни в СССР фильм не был принят...  В итоге - положили на полку и забыли на многие годы.

    Но прежде по его создателям прошлись критическим катком все кому не лень.

   Стало интересно,  почему  же фильм  стал вдруг камнем  двойного преткновения и двойного непонимания?

   Лет пять назад отыскала его в интернете и посмотрела.

 ... Давно не попадалось мне   такого умного,  эмоционально и эстетически выверенного, драматически обоснованного повествования о жизни обычных людей.     Может в том и суть? Может все хотели видеть больше " мудрого" руководства?  А он - о причинах событий, а не о самих событиях как таковых.

   Сейчас, когда никакие  прежние  условности времени не оказывают влияния  на зрителя, смотрится   он понятным, простым, естественным. 
Этот черно-белый фильм   действительно  настоящее произведение искусства. Посмотрите его, и все поймёте сами.

   В 2016 году Евтушенко в своих интервью корреспондентам ТАСС и   "Комсомольской правды"  касался этой темы, говоря, что со временем отношение к фильму  изменилось.  О себе сказал скромно: "Может быть, мой сценарий не самое сильное место этой картины, но я счастлив, что помог сделать гениальную работу"...

    Чтобы понять, что поэт имел ввиду, следует сказать  несколько слов о судьбе фильма...

   В середине  90-х   годов прошлого века   два американских кинематографиста мирового уровня Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе  узнали, увидели и разглядели  незаурядность  и достоинства советского фильма.
Отреставрировали  и стали  представлять на фестивалях, спецпоказах. 
 
   С тех пор во  всех  американских   киношколах и везде, где обучают кинематографистов,  изучают этот фильм и те новаторские приёмы съёмки, что применял Урусевский.   Именно "За виртуозное владение камерой"     Высшая техническая комиссия Франции  удостоила  его Гран - при. А работа  в фильме "Я -Куба" была признана эталонной.

   Визуальные операторские находки, авторские  приёмы, решения     заслужили повсеместное признание критиков, режиссеров, операторов.
А британский писатель и критик Питер Брэдшоу назвал фильм  одним из лучших в истории кинематографа.

    О нем писали  в прессе как об одном " из самых безумно прекрасных фильмов, когда-либо снятых."

   Создать  блестящую кинопоэму,  можно было  в немало степени, думаю, под впечатлением   поэмы  евтушенковского  слова...   Поэтому   в отзывах, как правило, говорят о     несомненных талантах трех создателей.

  Время  и здесь  не смогло победить тех, кого когда-то покорила Куба.

 
 (Продолжение следует)

   

   
 

   


Рецензии