Аравия
Если бы бесцельное блуждание по серым улицам Дублина можно было превратить в текст, получился бы этот рассказ. «Аравия» — скучное, претенциозное и бессмысленное произведение, которое пытается выдать пустоту за глубину, а банальность — за символизм.
Главный герой оказывается мальчиком, который бесцельно бродит по улицам, влюбляется в соседку, мечтает о поездке на базар «Аравия», но в итоге приезжает туда слишком поздно и разочаровывается. Всё.
Ни конфликта, ни развития, ни катарсиса. Если это «история взросления», то взросления здесь нет — есть только скучное описание рутины, которая ничем не заканчивается.
Автор пытается впихнуть в рассказ кучу «глубоких» символов:
Мёртвый священник — символ утраченной веры?
Заброшенный дом — метафора опустошённой души?
Базар «Аравия» — иллюзия недостижимого идеала?
Но все эти символы настолько надуманны, что работают разве что как декорации. Читатель вправе спросить: «И что?» Если автор хотел показать разочарование в жизни, то почему само повествование такое же разочаровывающее?
Мальчик ведёт себя как типичный романтический мечтатель, но его переживания настолько банальны, что вызывают не сочувствие, а раздражение. Он вздыхает по девочке, которую даже толком не знает, страдает из-за того, что не может попасть на базар, а потом, когда всё-таки попадает, просто стоит и ничего не делает. Его «драма» — это драма инфантильного человека, неспособного ни на действие, ни на осмысление своих чувств.
Почти половина рассказа — это нудные описания улиц, дождя, дома священника, кухонных разговоров. Всё это подаётся с претензией на «атмосферность», но на деле лишь замедляет и без того вялый сюжет. Зачем нам знать, как выглядит велосипедный насос покойного хозяина или что тётя думает о франкмасонах? Это не создаёт глубины — это просто вода.
Всё заканчивается тем, что герой приезжает на базар, видит, что он почти закрыт, слышит пустую болтовню продавщицы и осознаёт свою «тщеславную глупость». Но это не катарсис — это просто констатация очевидного. Если автор хотел показать крушение иллюзий, то почему это крушение такое скучное и предсказуемое?
«Аравия» — это рассказ, который пытается казаться глубоким, но на деле просто утомляет. Ни эмоций, ни мысли, ни даже внятного сюжета. Если это «великая литература», то, возможно, проблема в том, что её никто не понимает.
Свидетельство о публикации №225041301080