Солнечные веточки

В тихом монастырском дворике, утопающем в ранней весенней зелени, царила особенная, трепетная атмосфера. Братия готовилась к одному из самых светлых и радостных праздников – Входу Господню в Иерусалим, который в народе ласково называли Вербным воскресеньем.

Отец Серафим, старый и мудрый монах с добрыми морщинками вокруг глаз, неспешно обходил двор, проверяя, все ли готово к завтрашней службе. В руках он держал охапку пушистых вербных веточек, которые они с послушниками накануне срезали на берегу речки.

Молодой послушник Лука, недавно пришедший в монастырь, с особым старанием натирал до блеска старинные подсвечники. Он очень волновался перед своим первым Вербным воскресеньем в обители. Ему казалось, что этот праздник наполнен какой-то особенной, неземной радостью.

Вдруг Лука услышал тихий всхлип. Заглянув за угол сарая, он увидел маленькую девочку, лет семи, с заплаканными глазами. Она крепко сжимала в руке несколько сломанных вербных веточек.

– Что случилось, милая? – ласково спросил Лука, присаживаясь рядом.

Девочка подняла на него полные слез глаза. – Я… я хотела принести в храм веточки, как бабушка велела. Но по дороге споткнулась, и они сломались… Теперь Богу не понравятся мои сломанные веточки…

Лука улыбнулся. Он вспомнил слова отца Серафима о том, что Господь смотрит не на внешнее, а на сердце.

– Послушай, – сказал Лука, – твои веточки все равно очень красивые. Видишь, какие они пушистые? А главное, ты несла их с любовью. Вот что по-настоящему важно.

Но девочка все еще хмурилась.

В этот момент к ним подошел отец Серафим. Увидев расстроенную малышку, он участливо спросил:

– В чем дело, дитя?

Лука рассказал ему о случившемся. Отец Серафим внимательно посмотрел на девочку, потом на сломанные веточки в ее руке.

– Знаешь, – сказал он мягко, – каждая веточка вербы, которую мы приносим в храм, – это символ нашей веры и нашей радости о том, что Господь пришел в Иерусалим не как грозный царь, а как смиренный и любящий Спаситель. И сломанная веточка, принесенная с чистым сердцем, ничуть не менее ценна, чем целая. Она даже может рассказать свою особенную историю – о том, как ты старалась, как несла ее, и как немного огорчилась, но все равно пришла.

Отец Серафим достал из своей охапки несколько самых пушистых и свежих веточек и протянул девочке.

– Вот, возьми эти. Но и свои сломанные не выбрасывай. Положи их рядом с иконой дома. Они будут напоминать тебе о твоем усердии и о том, что Господь любит каждое любящее сердце.

Глаза девочки засияли. Она бережно взяла предложенные веточки, а свои сломанные аккуратно положила в кармашек.

На следующее утро храм был полон народа. В руках у всех были вербные веточки, словно маленькие зеленые огоньки. Лука стоял рядом с отцом Серафимом и видел, как сияют лица прихожан, как они радостно поют праздничные песнопения.

А в первом ряду стояла та самая девочка. В одной руке она держала подаренные отцом Серафимом пушистые веточки, а в другой – те самые, сломанные. И ее лицо светилось такой чистой и светлой радостью, что Лука понял: истинная красота праздника – не в пышности обряда, а в тепле сердец, обращенных к Богу.

Солнечные лучи, проникая сквозь витражные окна храма, играли на зеленых веточках, напоминая о том светлом и радостном дне, когда Спаситель вошел в Иерусалим, чтобы подарить миру надежду и любовь. И каждая веточка в руках верующих, целая или сломанная, была свидетельством этой великой и вечной радости.


Рецензии