О странностях любви

 То, что лучше, чтобы взрослые дети жили отдельно от родителей, а своих чад разве что подбрасывали на выходные, –  это избитая и неоспоримая истина.  Именно этой схеме получилось у Оли. Они с мужем вполне прилично зарабатывали. Хватило на дом в уютном пригороде. А у Олиных родителей была квартира в центре города. Так что жили они как раз на идеальном расстоянии друг от друга. Минут двадцать машиной.

 Старший Олин сын уже уехал учиться в институт. А младшую, Катюшу, на субботу Оля привозила к родителям. Родители Олиного мужа жили далеко, в другом городе. Так что на Олиных родителей легла полная нагрузка, которая им была только в радость.

Но визиты внучки налагали на бабушку и дедушку ответственность за духовное развитие ребенка.  Катин дедушка придерживался теории, что ребенок, пока он гостит у них, должен получит максимум информации. Иногда той, которую он, возможно, и не получит в родительском доме.  Кроме этого, дедушка считал, что в ребенка ничего не нужно вдалбливать насильно. Хорош тот учитель, повторял он дочке, который умеет информацию преподнести в интересной форме, задача взрослых - найти эту самую форму.  И если родители не во всем успевают свести концы с концами, то бабушка с дедушкой должны выйти на вахту. И подойти к задаче обучения ребенка они должны творчески.

И дедушка считал, что самый эффективный метод обучения – книги. Слово формирует воображение.  А самое доступное для ребёнка - стихи.

 Он помнил, как читал стихи внуку, Олиному сыну. До поры его попытки не имели отдачи. Сам он читал мало. Но вот, когда внук подошёл к концу школы, дедушка пришел на помощь учителям, стараясь закрепить его знания в тех предметах, которые неплохо знал сам: физике и математике.  Никуда не денешься. Без этих предметов в институт не поступишь. Но не одной математикой жив человек. Дедушка попутно обнаружил, что в внук в поэзии ноль.

- Слушай, Андрей, - сказал он как-то, - Маяковский сказал, что поэзия – езда в незнаемое. Как раз о тебе. Ты поэзии не знаешь.

- Ну и что, – усмехнулся внук, он этим не был расстроен ни на грамм.

- Вовсе не «ну и что». Смотри, я много стихов знаю, могу тебе наизусть полчаса читать, а их ты не только не учишь, вовсе не читаешь. Хотя бы из интереса.

- А у меня нет интереса, -  сказал внук.
-  Тебе напрасно кажется, что это не интересно, лишнее. А вот послушай.   «Представьте: входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту красавицу взял и сказал: - правильно сказал или неправильно?  Я, товарищ, -из России, знаменит в своей стране я. Я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее. Девушкам поэты любы. Я ж умен и голосист, заговариваю зубы. Только слушать согласись.» Понял? – он посмотрел на внука. Крепкий, высокий, симпатичный парень. Казалось бы, при таких данных успех у девушек обеспечен. Стихи излишни. Но дедушка въелся зубами, - Заговариваю зубы. Это Маяковский сказал. А он был и красив, и высок. Но тем не менее заговаривание зубов считал немаловажным. И стихотворение называется «О сущности любви.» Значит, не только рост важен. Мне не веришь, поверь Маяковскому. Вот если ты только эти строчки запомнишь и где-то при случае скажешь, уже будет эффект, -  внук посмотрел на него с недоверием, но заинтересованно, -  Учи, брат, стихи и ты будешь всегда интересен. Востребован. Стихи –это хот конем,  закончил дедушка, Помнишь  про Троянского коня? В нем, притаившись, сидели греки.  И этот тайный прием позволил им овладеть Троей. Так и тебе прием со стихами поможет завоевать чье-нибудь сердце. 

- А мне не нужно, - сказал внук.

 Но все же прислушался к совету. А может быть, к совету Маяковского. Попутно с законами механики и электричества он выучил пару понравившихся ему стихотворений. И где-то в компании как бы между прочим выдал. Применил рекомендованный дедушкой ход конем. И вскоре обнаружил, что дал себя знать результат! Девчонки в классе начали на него поглядывать с интересом.  Что уж говорить про параллельные.  Там он тем и прославился что, не узкопленочный, знает стихи не из программы. Окрыленный неожиданным результатом, внук менялся сам. И превратился в не то, чтобы в великого знатока, но любителя поэзии.

Теперь настал черед внучки. К этому делу требовалось подойти творчески.  Не просто заваливать ребенка рифмами без разбора. Найти, что ребёнку в его годы интересно. Дедушка помнил, как в Катины годы, ещё до школы, он заучил отрывок из «Полтавы» «горит восток зарею новой.»  Его как мальчика зажигали слова «уж на равнинах по холмам грохочут пушки, дым багровый кругами всходит к небесам навстречу утренним лучам» Но девочку эта тема вряд ли заинтересует. А что? Про животных? Про природу? Про предстоявшую школу?

  Каковы интересы шестилетней девочки, какие стихи она предпочитает? Тем более, она взрослеет на глазах. Те стихи, что он читал ей год назад уже далёкое прошлое.  И для каждого ее визита дедушка готовил пару новых стихов. 
 
 Он вспомнил, как внука начал приучать к поэзии стихами о любви. Но тот был гораздо старше. Тем более, если с внуком в этом плане было потеряно много времени, и нужно было его приучать к поэзии раньше, то теперь с внучкой нужно время не упустить. И дедушка, предположив, что, наверное, ребенок уже дорос до, понимания, что такое любовь, прикидывал, что бы такое выкопать на эту тему. И решил, что прочитает ей стихотворение, которое он помнил с детства. И про любовь, и про коварство, но в адаптированном варианте. Стихотворение вполне доступное для детского понимания.
 
А поскольку его детство было так давно, что он стишок немного подзабыл, он залез в интернет, нашел этот самый стишок и к Катиному приходу выучил наизусть. 


И вот когда внучка пришла в гости, дедушка подловил момент, когда ребенок   опух от мультиков и готов к чему-то новому и предложил ей послушать стихотворение Маршака. Фамилия знакомого автора должна была располагать к прослушиванию.  Катя согласилась.  И дедушка начал.

- Полдюжины булавок
Я вам преподношу
И быть моей женою
Покорно вас прошу.
Надеюсь, вы пойдете плясать со мной, со мной
И будете моей женой!



  Он следил за реакцией внучки. И отметил, что не ошибся в выборе стихотворения.  Слова «быть моей женою» определённо ее заинтриговали. И несомненно, она желала знать, что произойдёт дальше. И он стал читать дальше.


- Полдюжины булавок
От вас я не приму,
Полдюжины булавок
Нужны вам самому.
Плясать вы не пойдете со мной, со мной, со мной,
И вашею не буду я женой!


Катя немного нахмурилась. Это было не совсем тот детский стишок, где все прекрасно, все пляшут и поют. Тут назревала любовная драма. Конечно драма скрыта и в Мухе-цокотухе» и в «Тараканище.» и в «Пиф-паф ой-ой-ой, умирает зайчик мой» Но там драма понарошку. А тут серьезно. Дедушка продолжил: 


- Хрустальный колокольчик
Дарю я вам, мой друг.
Когда проснетесь ночью,
Будите ваших слуг.
Надеюсь, вы пойдете плясать со мной, со мной
И будете моей женой!


Он заметил, что сюжет внучку захватил. 


- Хрустальный колокольчик
От вас я не возьму.
Ваш глупый колокольчик
Не нужен никому.
Плясать вы не пойдете со мной, со мной, со мной,
И вашею не буду я женой!


Он увидел, что Катя ждёт, что же будет дальше, и, обрадовавшись, что попал в точку, продолжил


- Принес я вам колечко -
Любви последний дар, -
Алмазное колечко
И бархатный футляр.
Надеюсь, вы пойдете плясать со мной, со мной
И будете моей женой!

- Мне нравится колечко,
Горит оно, как жар.
Оставьте мне колечко
И бархатный футляр.
Могу я вам позволить плясать со мной, со мной
И вашею согласна быть женой!

- Полдюжины булавок
Принес я в первый раз
И очень огорчился,
Услышав ваш отказ.

Хрустальный колокольчик
Потом я вам принес.
Меня своим отказом
Вы довели до слез.

Теперь принес колечко -
Любви последний дар.
Вы приняли колечко
И бархатный футляр.
И замуж вы согласны пойти на этот раз,
Да я-то не женюсь на вас!


И теперь он   заметил в глазах внучки полное недоумение, разочарование от печальной развязки.  Печальной потому что все складывалось так удачно, уже героиня стихотворения ала свое согласие. И тут облом.

- А почему же он не женится?

- А потому, что передумал.

- Как передумал? Разве так честно?

- А разве так, как она, честно? Он ей делает подарки, а она крутит носом.

- Вовсе она не крутит носом. Подарки сначала были плохие. Булавки какие-то. За булавки замуж не выходят.

- А за колечко выходят?

- За колечко выходят. Потому что, если колечко дарят, значит любят. А не то что булавки.

- Когда он колечко решил подарить, и она, наконец, согласилась, он все про нее понял, - сказал дедушка, - Он понял, что сам он ее не интересует. Только колечко. А ему так не подходит. Он увидел какая она, и передумал женится.

Дедушка, который мог на всякий случай подыскать цитату, чуть было не выдал «поговорим о странностях любви, другого я не мыслю разговора». Но осекся. А только подумал, что Пушкин эти строки написал в «Гаврилиаде»  по поводу странностей бога-вседержителя, избравшего себе в  дамы сердца  не какую-то безвестную жену плотника.  Но для Кати странности любви лежали не в плоскости социальной лестницы. Для нее странности любви заключались в том, что герой стихотворения отказался жениться.

-   Нет он плохо поступил. Так хорошие люди не поступают – Катя покачала головой, в знак глубокого сомнения в истинности такой любви, - Он просился –просился, а только она согласилась, отказался жениться. А теперь ее никто замуж звать не будет. Если он так сделал, значит, он и не любил совсем.

- Наверное все-таки любил, раз подарки дарил. Сначала любил, а потом увидел, что ей интересны его подарки, а не он, и разлюбил.

Такое объяснение финала повергло Катю в раздумье. Судя по всему, ей было жалко героиню. Но что теперь поделаешь. Отказался. Минуту она стояла рядом с дедушкой, молча размышляя. Дедушка терпеливо ждал. Он считал, что всегда полезно с ребенком обсуждать произведение. Но не понимал, о чем она так задумалась, и ждал вопросов.

- Ну и ладно, - произнесла наконец Катя, -  Подумаешь тоже мне. И не жалко.  Пусть только колечко оставит.
 
  Дедушка ничего не мог противопоставить такой безукоризненной логике.


Рецензии