Репетиторство. Во благо или во зло?

«Воспитание – ось, образование – колеса сила;
убери из колеса ось, и колесо…заколесило»
В. Маяковский

               
    Здравствуйте, мой уважаемый и любимый читатель! Кто-то возмутится: «Эк, куда хватил Вадим Семенович, какая может быть любовь…»

 -  Ан, нет, отвечу, – доверительно – дружеские отношения плюс уважение и есть важнейшие составляющие человеческой любви. А со своими, например, на Прозе избранными – посмотрите, сколько у меня, сложилась за несколько десятилетий  именно такая дружески - духовная связь.

    Некоторые побывали в гостях – живу в Подмосковье, к другим езжу сам. Недавно с удовольствием, радостью встречи побывал  в Минске, у белорусских коллег по перу.
 
    Я провожу исследования  на весьма сложную для восприятия тему: « Как обрести уверенность в условиях перехода к рыночной экономике». Решать задачи, причем самостоятельно: воспитания, обучения, трудоустройства – государство пока в переходном или, как сегодня говорят, пубертатном возрасте.

    Мы к этому не приучены, поэтому - сильнейший стресс. Требования к жизнеобеспечению резко изменились. Уже не пройдет: «с милым - рай и в шалаше» - любимая потребует бОльшего. Да и с заработком: « «работа – не волк, в лес не убежит». Убежит, да еще как, если расслабишься и не приложишь усилий.

    Поводом к статье послужило сообщение в СМИ: правительство обсуждает проблему с репетиторством. Может, его запретить - зачем родителю лишние траты на дополнительное платное обучение, по сути, повторение того, чему их деток учили в школе? Предлагают даже включить  вопрос в Федеральную программу реформы образования.

    Да и  знакомый выпускник обмолвился: « Так это же хотят предки, они же боятся, что останусь без высшего образования…». Получается, что только родитель  обеспокоен проблемой.
 
    Заботясь о будущем продолжателя своего рода – а родитель готов  заплатить и за обучение,он  попадает в своего рода жизненную ловушку.Невольно  отвечает  и за результат. Ученик при этом «наматывает на ус». Ему  выгодно, удобно  идти по пути наименьшего сопротивления. Учиться, не затрачивая усилия. И что в итоге?

    Получится, как у моего давнего приятеля. Когда-то служили в Госстандарте. Говорит: «Вадим, выручай, что делать, Колька, любимый внук выгоняет из квартиры. Ты, говорит, старый, а мне хочется пожить, я тебе сниму комнату… Как так получилось? Я же его любил, всё давал, что не просил».

 -Ты не дал ему главного, - ответил я,не приучил к нравственной ответственности.Не привил важнейшие для жизни качества: милосердие, сострадание, наконец, чувство долга.Поэтому, для сохранения отношений,соглашайся на его предложение. Останешься живой. Поздно что-то менять.Избалованный ребенок выражает протест резким,в грубой форме непослушанием, а у подростка недовольство может перейти в агрессивно - угрожающее поведение.Вплоть, до физического воздействия на родителя.Практика подтверждает такие факты. Об этом говорит и известное высказывание мудрого Д.И. Менделеева:"Обучение без воспитания - меч в руках сумасшедшего".

   Конечно, я знал ситуацию изнутри. Его дочь с мужем погибли в автокатастрофе, и внук с младенческого возраста остался на попечении деда.Тот, располагая значительными материальными возможностями, мог отдать в частную школу.Да, сейчас появляются такие учебные заведения, где наряду с образованием идет и воспитание.

 Разумеется, детей следует готовить к созданию собственной семьи.
Сейчас обсуждается вопрос ввода в школьную программу предмета "Семьеведение".
Ох, давно надо! Мы же в 1917г,убрав религию, разрушили основы нравственной ответственности.Церковные каноны веками были фундаментом прочных семейных отношений.

   Конечно, ответственность важна и в трудовой деятельности.Сегодня нет ограничений в заработке, однако возросла интенсивность труда и требования к работнику.

    Я, как специалист на бирже труда при оценке кандидата диплом откладываю в сторону, а в беседе провожу анализ личностно-индивидуальных качеств.То-есть, фактическую готовность к работе.При этом, обращаю особое внимание на трудолюбие, любознательность, проявление инициативы.

    Считаю уместным привести ссылку на книгу: Е.С. Романова, "99 популярных профессий".В ней - требования к профессиональным и личностным особенностям.Правильный выбор деятельности - основа самоутверждения.Особенно для мальчиков, как будущих ответственных за материальное обеспечение семьи.

    Так почему  у родителя  убеждение, или как говорят психологи, установка, что отпрыску, дитяти – да простит читатель за некоторую  вольность в определении, обязательно нужна  «вышка»? Престиж или нечто другое? Ведь зарплата работника умственного труда мало отличалась от рабочего, а в ряде случаев -  даже ниже.

    Надолго врезался эпизод из моей юности. Я учился в престижном ВУЗе и мамуля гордилась мною. Как-то выходит она на лестничную клетку - мы жили в  кооперативном доме, и говорит соседке: « А мой Вадик переходит на 4-й курс МАИ, осталось учиться всего  годик». А та в ответ – видимо была не в духе: « В гробу видела я Вас и вашего Вадима. Мой Коля вчера принес зарплату, что вам  и не снилась. А учился на водителя всего полгода. Да и живете вы беднее бедного». Вот так отпарировала. Чем могла ответить мамочка?
 
    Действительно, она - учитель, а соседка -  заурядный продавец. Горка у неё блистала хрусталем. Хотя полки в магазине – полупустые. А в кооперативном доме -  тогда одном из первых в стране, треть жили, как тогда презрительно, однако, по умолчанию, говорили - торгаши. Это сегодня торговля  с рекламой – двигатель прогресса.

    Видите, читатель, какие были в прежней жизни нестыковки, противоречия?

     Я и задумался еще с  юношеских лет: а справедливы такие условия жизни, не противоречат ли требованиям, закономерностям Матушки – природы? Например, мужчине, отцу семейства, как добытчику – кормильцу, нельзя ограничивать заработок.

    Для убедительности утверждения, что сегодня остро необходимы для достойного заработка скорее не профессиональные знания, а индивидуально - личностные качества -  они быстрее помогают  освоить выбранную деятельность, приведу пример из личной практики.

    Пройдя в университете дополнительное обучение, накопив знания, опыт, решил создать фирму « ВЕРНАЯ»: ВЕРа, НАдежда и Я. Индивидуальные психологические консультации и курсовые занятия в группе. Пригласил троих, потом появились еще два дипломированных психолога. Все - молодые специалисты. Однако через полгода пришлось, грубо говоря, прикрыть лавочку. Думаю, читатель догадался: почти все, кто обращался со своими проблемами, записывались ко мне. Других игнорировали, не доверяли. Почему, в чем причина? Мои сотрудники не соответствовали требованиям к профессии. Психолог, упрощенно – душевный доктор. С психическими нарушениями обращаются к психиатру. Многие об этом не знают.

    На производстве, в быту, любом общении  нередки конфликты, сложные жизненные ситуации, в которых трудно разобраться без специалиста. И он помогает, но не таблетками, а словом, беседой, использованием психологических приемов.  Кажется, всё просто. Ан, нет…

    Психолог должен обладать высоким уровнем  эмоционально - волевой устойчивости, умением не только слышать, но и слушать, быть терпеливо – внимательным,  способным сопереживать, сочувствовать. Последнее есть важнейшее человеческое качество, называемое эмпатией. Его наличие, например, необходимо для гармоничных отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой, родителями и детьми. Вот этими качествами, нужными для успешной деятельности, мои коллеги владели в недостаточной степени. Работа им была не понятна, не интересна, а для некоторых даже не приятна.В результате вместо пользы – стресс, ненужный и вредный.

    Как выяснилось впоследствии, дети с родителями  имели о психологии смутное представление. Да и о других видах деятельности. Оно и понятно – родителю важно получить для сына, дочки «корочку», а в девяностые годы модными были профессии психолог и юрист.
 
    Уместно задать вопрос: а так ли нужно натаскивание для набора нужных баллов для поступления, например, в институт? Может, родителю сначала задуматься: соответствует ли особенностям ребенка (характер, состояние  здоровья) выбранная трудовая деятельность  – с ней же связаны и выбор вида обучения, и само учебное заведение? Готов ли юноша, девушка к  интенсивному труду? Да, учеба для неокрепшего, недостаточно взрослого есть большой труд.

    Осознает ли родитель, да, он в первую очередь, связь  личностных качеств его ребенка, как будущего работника, с качеством производимого им продукта? Нынче  резко возросли потребности  ХОЧУ - и это понятно, однако, а МОЖЕТ ли,  и что НАДО сделать для реализации желания? Актуальность этой формулы успеха  очевидна.

    Если  трудолюбив,  нравится выбранная деятельность, то  будет меньше затрачивать энергии, качественно, с интересом  учиться, а не отбывать срок. И удачно найдёт работодателя, успешно  пройдёт собеседование.

     Сегодня  имеет место прямая взаимозависимость качества работника, производимого  продукта и его заработка.

    Да, мы в этом направлении делаем первые шаги,  и как тот малыш, учимся  падать, подниматься. Преодолевать жизненные препятствия. Нравится высказывание Конфуция: велик не тот, кто не упал, а кто упал и встал.

    Призываю читателя к вдумчивому размышлению, на  мой взгляд, на чрезвычайно злободневную тему.
 
    Да… Серьезная задача, скажет читатель. Неподъемная – добавит другой. НО НЕОБХОДИМАЯ. Речь-то идет о благополучии, счастливой жизни наших детей, внуков. Мы же, родители,  должны их подготовить.
 
    В чем же основная трудность? Так нам, самим, в первую очередь, необходимо менять прежний менталитет.Не ностальгировать по прежним временам, вводя в уныние, а то и депрессию себя и близких, а изучать новые требования. И конечно, быть примером для детей, внуков. Речь-то идет о воспитании. Питании собой самого дорогого, любимого… Не надеяться на школу. Она даёт только общее образование.

    Как подойти к решению такой психологически трудной задачи?

    Я понимаю каждого, читающего эти строки. Да, у многих, хотя прошло  более 30 лет с начала перестройки,  недоумение, даже возмущение: это что, я, будучи «в годах», должен сесть за парту, учиться новой жизни?

    Нам же М.С. Горбачев обещал с обретением свободы  красивую и сытную жизнь…Вернее, многие так думали. Я помню грандиозный митинг, после которого пытал вопросами не одного пришедшего: «А чего вы ждете, чему  радуетесь?». Ответ однозначен: «Наконец-то будет коммунизм, государство проснулось и повернулось к нам лицом!».

    Я пробовал высказать мнение, мол, перестраиваться, в первую очередь, должны мы сами. Тогда пойдут изменения и в государстве. Предоставленная свобода  дает возможность самосовершенствования.

    В ответ, глядя на меня, покручивали пальцем вокруг виска. Ну, и пошла вседозволенность с анархией. Вся нравственная грязь всплыла наружу.

    Поэтому приходим к выводу, что обрести уверенность должны мы сами: родители, дедушки, бабушки. У нас бОльший жизненный опыт, крепче нервная система. Только в этом случае мы в состоянии помогать ребенку осваивать новые требования. Я на примере собственных усилий покажу программу действий.
    

   В девяностые годы зарплата стала падать, и я задумался: что делать, где и как искать работу? Прикладная наука, а я в НИИ – старший научный сотрудник,  в то время становилась обузой для государства.Надо было решать насущные проблемы.
 
    Я сел за рабочий стол, взял лист бумаги, и рука вывела направление моих мыслей: нужны не хаотичные действия, а их стройная последовательность,  пошаговая система. Не хвататься сразу, что придет в голову, а выстроить логическую цепочку, что подсказывает здравый смысл.

    И ПЕРВЫЙ, очень важный шаг: понять, осознать и принять, не только разумом, но и, по возможности, сердцем особенности решения жизненно – важных задач в рыночной экономике. Не открывать Америку – такие условия почти во всех странах мира. А, конечно, изучить, освоить требования самостоятельного трудоустройства, и на первых порах, найти временную, простую работу. Кормиться-то надо…

    Имея возможности Ученого секретаря, доложил на Совете. Однако, ученые люди – а они были в таком же странно - подвешенном состоянии, меня не поняли. Лица отражали недоумение, растерянность, а у некоторых - озлобленность: как же так, это не справедливо, нам же столько лет обещали…Конечно, ругали всех и вся, однако вслух, гласно высказываться боялись.Ну, а страх, как известно, парализует волю.
 
    Конечно, я был готов к перестройке, понимал, что ресурсы страны постепенно уходили в пустоту, энтузиазм первых пятилеток угасал, вера в благостное будущее таяла на глазах. Экономика не справлялась с возрастающими вызовами времени.

    Так что, изменения, причем, коренные, напрашивались сами собой.

- Да, - размышлял, - впереди трудности переходного периода, возрастут нагрузки, физические, психические. Что и кто  поможет? Верующий скажет: Господь, Бог. А я добавлю: Матушка-природа. Так называла моя мамочка то, что изменить мы не можем, однако, имеет место, хотим того или нет. Она была учительница, а как тогда относились к верующим, думаю, комментарии излишни.

   Отсюда - ВТОРОЙ шаг: необходима  коррекция ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПИТАНИЯ и ОЗДОРОВЛЕНИЯ.
Что это, как понять? Когда идет напряжение, стресс с неизбежным ослаблением организма – падают защитные силы,иммунитет, то следует включать резервы, данные  Матушкой-природой естественным образом. Причем, каждому из нас.

   А они вскрываются, когда организм начинает функционировать в соответствии, например, с закономерностями биологического ритма работы организма. То же – при рациональном питании и оздоровлении. Подчеркну, не лечения. У человека восстанавливаются защитные силы. Конечно, не исключена помощь врача, однако, в крайнем случае.

    Подробно останавливаться не буду – на этом портале почти все мои публикации посвящены этой теме. Например: «Система, блеф или панацея», "КООРР - звезда успеха".

И в заключение, даю свой E-meil wse38@mail.ru Есть айфон с вацапом, телеграм. Можно написАть и в личку.
 
Не стесняйтесь обращаться,помогу,разумеется, бескорыстно по вопросам трудоустройства.Да и по другим направлениям жизнеобеспечения.

Вадим Семенович

Апрель, Подмосковье, 2025 г


Рецензии
Здравствуйте, Уважаемый Вадим! Чрезвычайно нужная и интересная публикация. На вопрос о репетиторстве отвечу очень кратко. Я - за репетиторство, ибо школы разные бывают, и в одной и той же школе, учителя с разным уровнем преподавания. С самыми добрыми пожеланиями!

Александрова Лилия   12.06.2025 14:29     Заявить о нарушении
Рад, Лилия, что Вам понравились мои размышления.Конечно, я не даю, да и не имею право давать рекомендации, могу только раскрыть тему.Вы правы, что ситуации разные и следует подходить творчески.



Вадим Егоров   13.06.2025 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.