Учёная

                (ироническая этимология)

         В начале 2000-х годов я работал заместителем директора культурного центра Московской осетинской общины города Москва. Располагался наш культурный центр на улице Новослободская, куда регулярно приходили наши земляки не только осетины, но и представители других национальностей.
Здесь регулярно проводились встречи с интересными людьми: с учеными и артистами, литераторами и спортсменами. Здесь регулярно выставляли свои работы наши земляки-художники.
    Мне работалось легко, на работу ехал с удовольствием. С председателем совета Московской осетинской общины Валерием Владимировичем Каболовым и директором культурного центра Тамарой Васильевной Бедоевой у нас не возникало разногласий, а по многим вопросам и проблемам наши взгляды совпадали.
     Работа предоставляла мне, благодарю Господа за это, уникальную возможность не только встречаться с людьми, составлявшими гордость не только Осетии, но и всей России, беседовать с ними на различные темы. Среди них Темирболат Темболатович Березов - всемирно известный ученый-биохимик, академик АМН РФ; Магомет Измайлович Исаев - языковед, лингвист, академик РАЕН; Борис Александрович Калоев – этнограф, историк; Ким Македонович Цаголов – общественный деятель, разведчик, генерал-миротворец, философ и художник;
    В жизни осетинской общины принимали активное участие много интереснейших людей, среди которых было много деятелей культуры и искусства, врачей, строителей.
    Были среди посетителей культурного центра Московской осетинской общины и «своеобразно интересные» люди.
   В один из летних вечеров к нам в культурный центр зашла наша землячка, осетинка.  Мы с ней не были знакомы, я ее раньше не видел.
На вид ей было много лет, но нельзя было про нее сказать, что она стара, хотя она была явно пенсионного возраста. Одета она была не с шиком, но в скромном платье она выглядела достойно. Голову ее покрывала широкополая черная шляпа, которая удачно дополняла ее образ. В руках она держала картонную папку для бумаг.
  В культурном центре в то время находилось человек десять, некоторые мужчины играли в шахматы, женщины беседовали. Многие, в основном женщины, окружили новую посетительницу. Беседа велась на осетинском языке. Хотя у осетин не принято обращаться к собеседнику по имени-отчеству, к новой гостье все обращались именно по имени и отчеству - Лариса Ивановна, так как она всю жизнь работала в школе учительницей начальных классов.
   Мое внимание привлекло к беседе с нею, когда спросили Ларису Ивановну «Какими новыми данными пополнилась ее папка?» и «Какие новые исторические факты она открыла?»
   Как выяснилось позже Лариса Ивановна собирает факты, исторические сведения, любые материалы об истории и культуре осетин. Как только она находит в печати любые сведения о жизни и деятельности, об истории и культуры скифов, сарматов, аланов и осетин, она эти сведения выписывает к себе, или вырезает ножницами напечатанные материалы и все складывает в свою папку для бумаг.
Она планирует собрать достаточный исторический материал про наших предках, написать и выпустить книгу об истории осетин.
    Лариса Ивановна посмотрела вокруг себя и когда убедилась, что ее внимательно слушают, заявила:
 - Я выяснила, что осетины, так можно назвать всех наших предков: скифов, сармат, алан, являются самым древним народом в мире.
Я подошел поближе к Ларисе Ивановне, мне стало интересно и любопытно такое заявление, сделанное учительницей начальных классов средней школы.
- Не надо таких заявлений,- я высказал свое мнение. – Как выяснили ученые - первые упоминания о скифах появились в 7 веке до нашей эры. А государство в древнем Египте возникло в 25 веке до нашей эры.
- А что понимают твои ученные?! Они дальше своего носа ничего не видят… Я утверждаю, что и в Древнем Египте не арабы жили, а осетины! Вернее предки осетин –скифы!
- Как это? То, что в Древнем Египте жили не арабы, это всем известно. Но кто доказал, что там жили скифы?
«Новый историк» проигнорировала мои вопросы и продолжала:
- Посмотри на Сфинкса! Ты когда-нибудь видел фото Сфинкса? Не кажется ли тебе,- продолжала Лариса Ивановна,- что лицо Сфинкса похоже на лицо осетина?
- Извините, мне не кажется!
- Что ты говоришь?!- в голосе Ларисы Ивановны послышались нотки раздраженности. – Черты лица Сфинкса, расположенного возле древних пирамид в Египте, явно похожи на лицо осетина!
   На такое утверждение «историка» явно активизировались, сидящие вокруг Ларисы Ивановны, женщины.
- Лично мне кажется, что лицо Сфинкса похоже на китайца,- сказала свое мнение доктор Зинаида Федоровна.
- Как вы можете такое утверждать, когда на сфинксе не хватает половина лица? – спросила бухгалтер Ирина Михайловна.
 Тамара Васильевна высказалась: - Одним кажется, что лицо Сфинкса похоже на лицо осетина, другим кажется – на лицо армянина. Кому-то может показаться, что лицо Сфинкса похоже на лицо китайца.
    На лице самой Ларисы Ивановны читалось удовольствие оттого, что тема, с которой она начала беседу, явно понравился собеседницам. Она посмотрела в мою сторону и, встретившись со мною взглядом, спросила:
- А царица Египта Нефертити?
- Она-то что сделала? Или и она была осетинкой?
- Конечно! И она была осетинкой! Тоном учительницы начальных классов, утверждавшей своим ученикам, что «два плюс два будет четыре» - заявила «историк»!
- В переводе с осетинского языка,- продолжила она,- «не»- означает «нет»  или «без»,
а «фертити» можно перевести как «сыновья». Видимо, у нее не было сыновей!
    Я категорически не согласился с мнением Ларисы Ивановны.
- Какие-то слоги из имени Нефертити похожи на осетинские слова. Если допустить, что «не» еще можно перевести на наш язык как словО «нет» или «без», то в части имени «фертити» трудно прочесть осетинское слово «фырт» (сын) или «фыртта» (сыновья). Мне кажется, что это случайно схожие, с осетинском языком, слоги и на этом основании нельзя делать такие важные выводы. - Жизнь народа, деятельность фараонов многих поколений Древнего Египта, подробно «написана» на стенах гробниц и храмов. Эти «надписи» давно прочитаны учеными-историками. Я еще ни разу не слышал, ни разу не прочитал, что историки нашли в этих «надписях» хоть одно осетинское слово!
         Недовольная моим утверждением, Лариса Ивановна махнула рукой. Потом она раскрыла свою картонную папку, достала пару, скрепленных листов бумаги с напечатанных текстом и протянула их мне. Эти листы, как мне показалось, были ее доказательствами. Я взял «доказательства» Ларисы Ивановны, присел за соседним столом и внимательно прочитал напечатанный текст, представлявший собой выписки из какой-то монографии, озаглавленный «Где рос  Иисус Христос?».
(Позже я узнал, что «доказательства» Ларисы Ивановны представляли собой цитаты из работ нашего замечательного земляка, общественного деятеля Южной Осетии и ученого, доктора исторических наук Алана Резоевича Чочиева, скончавшегося в августе 2022 года. По моему мнению, в последнее время именно
А.Р. Чочиев, в своей монографии «Нарты - арии и арийская идеология», внес наибольший вклад в изучение Нартовского эпоса осетин).
       Пока я читал текст Лариса Ивановна делала все новые и новые заявления. По ее словам Иисус Христос и Богоматерь были осетинами, вернее – скифами. На всей территории Ближнего Востока основное население было осетинское. Со слов удивительного «историка» вытекало, что Нартовский эпос осетин является самым древним эпосом  в мире. Другие народы списали сюжеты из Нартовского эпоса. «Гульгамеш», «Манас», «Давид Сасунский» и эпосы других народов, по сравнению с Нартовским эпосом, являются произведениями для детей.
   Читаю выписку из монографии: «Дар-и-ариан, Арвыком, Ариан карт, Ариан Ведж, Авеста, Нартыкадаг, Скутара-Кудар, Зороастр-Уастырджи и кавказский «тель-авив» иудеев в стране Ариан-Картли.
 Не здесь ли озарила Иисуса светлая энергия Шамбалы?»
        Ни здесь, ни в других цитатах текста нигде не говорилось о том, что Иисус Христос был осетином или рос, воспитывался в Осетии.
 - Мне этот текст, эти выписки, ничего не говорят,- я вернул «историку» ее листочки.
-  Как ничего не говорят?!- воскликнула Лариса Ивановна.- В Цхинвале рос Иисус Христос,- твердо сказала она, как будто она сама лично в городе Цхинвале, на улице Исака Харебова, виделась с Христом!
  - Вот напишу сама книгу об истории осетин и тогда ты узнаешь всю историю нашего народа!- сказала Лариса Ивановна и вскоре с нами простилась.
   Много думал я про Ларису Ивановну после ее ухода. Почему-то некоторым кажется, что работа ученного- исследователя – эта легкая прогулка, приятное занятие и удовольствие во всем. Другим кажется, что стоит научному работнику поднять голову к потолку и посмотреть на него внимательно, или хотя бы посидеть под яблоневым деревом и подождать падения фруктов с этого дерева, тогда в голове рождаются гениальные идеи и научные мысли, ведущие к научным открытиям!
Сказать свое слово в науке, сделать открытие, развязать тугой узел проблем и вопросов – это нелегкое дело, это подвиг. Внести свой вклад в науку недостаточно одного желания. Необходим глубокий, аналитический ум, широкая образованность и энциклопедические знания хотя бы в той области науки, в которой собираешься творить. Вынесенные на суд научной общественности свои новые законы, суждения, выводы и утверждения должны быть подтверждены доказательствами.
   Мне тоже захотелось внести свой «вклад» в историческую науку, и я не буду обременять себя никакими доказательствами, подобно учительнице начальных классов Ларисе Ивановне.

         И я заявляю следующее:

1. Самый древний народ в мире это осетины.
2. Греческий поэт Гомер на самом деле был осетином. Он жил в селе Эльхот и повадился там воровать курей. Эльхотовские пацаны поймали Гомера прямо в курятнике при совершении им злодеяния. Наказание было жестоким. Гомер был ослеплен.
    Слепой Гомер присоеденился к торговому каравану, следовавшему в Турцию. Через некоторое время он добрался и до Греции.
Свои знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея» он написал на своем родном, осетинском, языке. После того, как Гомер убедился, что греки не понимают осетинского языка, он перевел свои поэмы на греческий язык.
3. Знаменитые рисунки в пустыне «Наска» в Южной Америке были сделаны жителями села Тарское Хубецовым Дата, Гагиевым Къоста и Кочиевым Николаем. Они были направлены в Наска, в то время благодатное поле, на прополку кукурузы.
Чтобы не заблудиться в столь огромном поле, дружные соседи сделали эти рисунки. Меньшего размера рисунки сделать не разрешил Контстантин Васильевич, сославшись на свое слабое зрение.
4. Нарт Сослан, когда его назначили пастухом, свои огромные стада  крупного рогатого скота и табуны лошадей, направил на богатые пастбища по  берегам реки Ганг.
Однажды, проходя мимо какого-то селения, на него вдруг набросились сельские собаки. Обидно стало нартовскому герою, что в какой-то Индии не знают про нарта Сослана и не бояться его.
 Громовым голосом Сослан закричал: «Кай куыйта райынц?». Индусы и бенгальцы, жители этого села, были поражены силой этого голоса и ничего не могли ответить. Сослан повторил свой вопрос: «Кай куыйта?» (Перевод с осетинского: «кай?» - «чьи?», «куыйта»- собаки)
С тех пор местные жители назвали свое село, потом ставший крупным городом,- Калькутта.
5. Житель села Хазнидон Хамицаев Теге регулярно гонял свои отары овец на зимние пастбища через горный хребет Эльбурс.  Привыкшие к такому постоянству персы, особенно бедные, часто посещали стоянку Теге. Хозяин угощал их то осетинским чуреком, то кусочками мяса, то осетинским сыром. Постепонно возле стоянки Теге образовалось большое персидское село.
  Когда через несколько лет мимо стоянки и села проезжали нартовские герои во главе с старейшим героем Урузмагом, то последний указал плетью, которую он держал в руке, в сторону села и сказал: «Уым ис ТЕГЕйы РАН!» ( перевод с осетинского языка ТЕГЕ – имя, РАН – место, местность) .
С тех пор персияне зовут это место ТЕГЕРАН.
6.   Когда до слуха жителей села Ногир дошли сведения, что во времена великого переселения народов на Запад в 3-4 веках нашей эры, часть аланов-переселенцев попала в Великобританию, то была организована группа, бригада, строителей-шабашников.
Наниевы Ахсарбек и Сослан, Хугаевы Барис и Аркадий, Хубаевы Олег и Ханджери, Багаев Вадим и еще двенадцать строителей- шабашников, вслед за гуннами, аланами, оказались в Англии.
Послали весточку к королю Англии Иакову договориться об условиях  строительства крепости. На приеме у короля бригаду шабашников из Ногира Иаков расспрашивал: где, в каких странах, какие крепости, из какого материала строили крепости  раньше и какие строительные материалы им нужны на этот раз?.
   Острослов и балагур Вадим Багаев перед королем проявил свою смекалку и красноречие. Он наговаривал и наговаривал на ухо Иакову, как они строили крепости и оборонительные сооружения от Верхнего Санибы и до Заманкула, от Дарьялского ущелья и до Моздока, и как эти сооружения помогли изгнать татаро-монгольское войско.
- А из строительных материалов нам нужны только камни и побольше,- завершил свои ногирские байки Вадим.
   Король Иаков поверил словам Вадима. Он указал место на полуострове Корнуолл, где должный построить крепость за двенадцать месяцев, начиная с последнего привоза камней.
При несоблюдении срока завершения строительства король пригрозил отсечением голов строителям.
  Король дал указание своим подчиненным привозить к указанному месту валунов, камней побольше и уехал в свой Лондон, где  его ждали картежники  из Сунжи, обучавшие короля премудростям картежной игры в секу.
    Пока подчиненные Иакова выполняли указание на привоз камней в указанное место, шабашники Ногира дегустировали различные сорта английского пива и шотландской виски, и при этом поругивали Вадима.
- Чего это ты, Вадим, шептал на ухо королю?,- говорили они.- Это тебе не правление колхоза имени Ильича в Архонке! Этого короля не обманешь!
- Надо бежать отсюда, иначе король казнит нас!
- Да! Он обещал обезглавить нас!
- Тихо! Тихо, ребята, что-нибудь придумаем,- успокаивал Вадим своих земляков.- Давайте подождем начало нашей работы, а там видно будет!
- Ты же слушал, что король дал срок постройки крепости ровно год, после последнего привоза  камней,- настаивал трусливый Аркадий.
- Успокойся, друг! Мы будем определять,- Вадим ладонью постучал себе в грудь,- последний привоз камней или не последний.
В один из вечеров, когда в указанное королем место были собраны валуны, осколки скал и  камни, ногирские ребята схватились за работу.
Широко используя шансовые инструменты, блоки, лебедки, шабашники из Ногира рыли траншеи, сажали в них столбы и камни, поднимали и перекрывали эти столбы другими валунами.
Разведчики, оставленные королем следить за строителями и местные жители,  то и дело, слышали: «Сдат, Хандже!» ( Перевод с осетинского «Подавай, Хандже-ри).
К утру у строителей и след простыл. Бросив свои вещи, запасы пива и шотландской виски, строители из Ногира бежали во избежании лишения голов.
  Проснувшись утром и увидев странное сооружение, британцы информировали своего короля. Король Иаков со своей свитой немедленно   прибыл на место.
Долго он осматривал строительный объект, оставленный ногирскими шабашниками и не мог понять, что это за объект, каково его предназначение.
- Что это? Для чего это?- спрашивал король.
- «Сдатт, Хандже!»,- отвечали его разведчики.
Через некоторое время король собрал ученых, архитекторов, магов и чародеев, гадателей на картах и астрологов.
Он хотел узнать от специалистов: что построили или что хотели построить строители и каково предназначение объекта под названием Стоухендж?
Британцы до сих пор не знают, предназначение Стоухеджа, но это не мешает им с гордостью показывать его тысячи туристам.
Пока король узнавал предназначение Стоухенджа, стройбригада из Ногира благополучно форсировала пролив Па-де- Кале и прибыла в Германию, где целый месяц проводили дегустацию Баварского пива и его отличие от британского пива.
7. Опытнейший охотник из села Кобет, гроза всех зайцев и лисиц Джавского района, Калаев Харитон решил сменить ареал своей охоты.
Для этого он выбрал обширную  равнину на юго- западе Африки, где, кроме зайцев и лисиц, водились и серны, и антилопы.
Чтобы огородить свой участок от посягательств других охотников, он к большому столбу на окраине равнины, прибил кусок фанеры с надписью «Калаев Харитон». Вскоре, после грозы со штормовым ветром, столб был повален, фанера переломана.
Харитон взял кусок фанеры с остатком надписи «Кала… Хари…» и повесил его на дерево.
Через некоторое время во время охоты Харитон в высокой траве увидел серну. Как только он прицелился своим ружьем - серна исчезла в высокой траве. Такое же случилось с антилопой. Высокая трава укрывала диких животных и не давала опытному охотнику пополнить свои трофеи. Тогда Харитон поджег траву. Великий пожар уничтожил всю растительность на этой благодатной равнине.
  Знаменитый английский путешественник Левингстон, когда попал в эти края, то увидел остатки надписи Харитона  на обломке фанеры «Кала Хари». В своем дневнике Левингстон записал, что дошел до пустыни КАЛАХАРИ.
   Дорогой читатель, если вас хоть чуть – чуть развеселили или забавили мои  рассказы, я был бы рад.  Если бы эти рассказы помогли науке , оберегая ее от новых историков и других «ученых», которые выдвигают или утверждают абсурдные идеи, не утруждая себя никакими доказательствами,   я был бы больше рад.
    Прошло немного времени после написания выше приведенных строк, как к нам во двор Храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках в Москве зашел мужчина лет 55, как потом выяснилось, наш земляк, осетин, житель Республики Южная Осетия-Алания.
   Мы с настоятелем Храма игуменом Георгием находились во дворе.
Посетитель представился , назвав фамилию, имя и отчество, но мы назовем его другим именем, скажем, Сидоров Иван Иванович.
  Целью визита Ивана Ивановича была просьба, чтобы мы оказали ему помощь.
- Чем Вам помочь? Что Вам надо?- спросил посетителя игумен Георгий.
- Я открываю благотворительный фонд и прошу, чем можете, помочь мне.
- Что за фонд? Какова деятельность этого фонда?- спрашивал игумен. - Если ваш благотворительный фонд как-то поможет нашей Осетии, нашему народу, тогда  мы будем рады и будем молиться Господу о благополучии вашего фонда.
  - Я должен доказать,- важно заявил Иван Иванович,- что ни скифы, ни сарматы, ни аланы не являются предками нашего осетинского народа!
  - Как это так?- тут я вступился в разговор, так как новый «историк» затронул мою любимую тему. – Как мы знаем, все ученые и Миллер, и Абаев, и Дюмезиль нашими предками как раз считали скифов, сарматов (савроматов), алан!   Кто же из ученых внес новый вклад в науку, чье мнение противоречит вышеприведенным мною всемирно известным ученым?
- Пока никто!- отвечал Иван Иванович.- Я докажу это перед мировой общественностью свое утверждение!
- Извините меня, Иван Иванович! Зачем Вам в таком случае благотворительный фонд? Напишите диссертацию, хоть кандидатскую, хоть докторскую. Или же напишите книгу, где Вы сформулируйте свои мысли, идеи и доводы по истории нашего народа, и для их утверждения приведете железные доказательства.
- Нет!- отвечал «историк» - Я должен открыть благотворительный фонд! Я все продумал. Кое-кто обещал мне оказать и финансовую помощь.
- Мне очень интересно,- вступился в разговор батюшка Георгий. - Кто же, по Вашему, были наши предки?
- ОСы!
Я высказал свои познания в истории.
- В одно время славяне, русские наш народ знали как «асы» или «ясы». Например, женой Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо была «ясыня» Мария, она же являлась бабушкой Александра Невского.
В то же время наши соседи грузины называли нас «осы».
Грузинское слово «осы» - это то же самое русское «асы», «ясы».
- Нет!- твердо заявил «историк».- «Осы» - это не аланы! Проанализируйте имена ОС- Багатыр, Варвар-ОС, Диан-ОС, Роман-ОС и другие осетинские имена!.
    Я понял, что мы этому новому «историку» ничего не докажем. По-моему и у батюшки Георгия сложилось такое же мнение. Он вплотную подошел к посетителю и как можно любезнее, тактичнее его спросил:
- Скажите, пожалуйста, Иван Иванович, где Вы работаете? Или где Вы работали? Мне интересно, в каком месте Вы пришли к таким выводам по истории нашего народа?
- Я пока нигде не работаю – заявил наш посетитель. – Ранее я работал зоотехником в колхозе у себя дома, в Южной Осетии.
Батюшка Георгий посмотрел на меня, давая знать, что с этим «историком» бесполезно разговаривать.
Вскоре Иван Иванович простился с нами и направился в сторону выхода.
- Последний вопрос, Иван Иванович!- я не выдержал немое указание батюшки Георгия.- Кому нужна Ваша работа?  Какая будет польза для народа от Вашей работы?
- Когда я докажу, что предками осетин были не скифы и аланы, а  «осы», тогда грузины не будут воевать с нами! Грузины воюют с аланами! А мы вдруг окажемся потомками «ос»-ов, тогда и у нас наступит мир!- заявил нам на прощание осетинский зоотехник-«историк!
   Я не знаю, что случилось потом, после визита к нам нового «историка».
То ли Иван Иванович не написал и не доказал свою теорию, то ли безмозглые грузины не успели ознакомиться с выводами «историка» Ивана Ивановича и поэтому в августе 2008 года они развязали войну в Республике Южная Осетия-Алания.


Рецензии